Макро и микро мы

               
В конце 2007- начале 2008 года в Орловском институте культуры, представил зрителям свои живописные и графические произведения, Денис Косенков. 
 Посетители выставки не верили своим глазам. На картине изображена девушка, а рядом с ней… Страдающий муравей. Да, да,  влюблённый и страдающий. Что это? Очеловечивание насекомого, придающее полотну выходящий за рамки простого сюжета смысл? Или… Скорее наоборот. Художник  представил, почувствовал  себя  абсолютно непохожим на  других людей, заключённым в цепких тисках непривычной  формы. Вот и оправдание неразделённой любви.
 
      В детстве Денис Косенков хотел стать биологом, потом астрономом. Но когда увидел, как ловко вырезает свои  талантливейшие, вневременные  гравюры его отец-художник, решил поступить в художественное училище, затем на художественно - графический факультет института. Но до сих пор вспоминает, как в пятом классе,  начитавшись  книг о муравьях, термитах, шмелях, решил последовать примеру их авторов - создать домашний муравейник. Это вовсе  не страшно. И, если правильно огородить водой  банку-домик, чёрные трудяги не расползутся по всем комнатам. А будут по верёвке вверх карабкаться. Там для них столовая- лакомые кусочки хлеба и сироп.
     Не надо было юному энтомологу в календарь заглядывать, слушать прогнозы погоды, да  на градусник поглядывать.  Точнёхонько в июле вылетали, распрощавшись с маткой, крылатые родственники садовых муравьёв. Обычные  речные пиявки к дождю извивались волнами, а к ясной погоде- спокойно спали на дне сосуда. А кузнечик, живущий в коробке из-под посылки, почуяв балконное солнце, начинал громко стрекотать.
    Тогда же, в те годы, герой нашего рассказа  совершил необычный поступок. Взял тубус, вставил в него трубу, диаметром поменьше, вылепленную из папье-маше. А в отверстие- увеличительное стекло от лупы и объектив от микроскопа. Труба, дала трёхкратное увеличение, да ещё и перевёрнутое. Но родители подумали и через пару лет купили сыну настоящий телескоп.
     С тех пор Денис имел возможность наблюдать яркие планеты: Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн. В 1985-86 году- комету Галлея. Писал статьи о лунных и солнечных затмениях, о созвездиях и звёздах. Ведь есть, чем поделиться с читателями, когда за свою жизнь  видел восемнадцать комет, а в 1991 и 2000 годах- метеоры.
     Так уж устроено сознание художника, что привлекает  его многое. И малюсенькие светлячки, позирующие весной перед объективом фотоаппарата, и завораживающие тайной, громадные галактики. Что, конечно, отражено в творчестве  Дениса: живописных произведениях, линогравюрах, офортах. Смотришь на его работы и начинаешь понимать: внимательно приглядываясь, прислушиваясь к проявлениям внешнего мира, можно познать себя. Оторвавшийся от земли, почти взлетевший к облакам, мечтатель в линогравюре «К звёздам»,  лежащий в небесах, словно в колыбели, властитель астрономии в работе «Человек и обсерватория»- суть автопортреты. Впрочем, как и муравьи, бабочки и одуванчики на его картинах. Художник понимает, чувствует: у каждого, пусть даже мельчайшего жителя планеты, есть своя связь с космосом, своё важное предназначение, свой путь.
       Верится, взглянешь на работы Дениса- и отыщется у кого-то, посеянный среди мелких дел суеты, смысл жизни. Станут люди сами к себе и к миру иначе относиться. Бережней, с вниманием, с любовью…                               
       


Рецензии