Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра

Фридрих Ницше. "Так говорил Заратустра". Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2007.

———————————————————————

Отличная вещь! Хотя мрачноватая, особенно под конец. Но прекрасная. В общем, "евангелию от Ницше" зачот :)

Кстати, то, что, например, современные христиане ничего сколько-нибудь похожего по поэтичности про свою веру не создают, говорит об упадке христианства, конечно. А ведь могли когда-то - какие были поэты! Григорий Богослов, Симеон Новый Богослов... И гимнография, конечно. Впрочем, в поствизантийском пространстве уже, кажется, ничего такого не было. А ведь, по идее, если вера есть жизнь и люди живут по вере, то у них душа поет, и они должны что-то непременно творить. Раньше вот творили. А теперь что?..

Вот интересно, Ницше наверняка о православии фактически ничего достоверного не знал, католицизм и протестантизм его, понятное дело, не привлекали, вот он и высмеял все это "благочестие" (которого, впрочем, и в православии навалом); а вот что бы он сказал, если б узнал о православном учении про обожение? В принципе, его мысль о том, что "человек это нечто, что нужно превзойти", во многом сходна с настоящим православием. Да и не только эта мысль.

В общем, мне очень понравилось. Цитировать вообще можно бесконечно. Но я процитирую лишь немногое :)

***

"Свободным называешь ты себя? Твою господствующую мысль хочу я слышать, а не то, что ты сбросил ярмо с себя.
...
Свободный от чего? Какое дело до этого Заратустре! Но твой ясный взор должен поведать мне: свободный для чего?
Можешь ли ты дать себе своё добро и своё зло и навесить на себя свою волю, как закон? Можешь ли ты быть сам своим судьёю и мстителем своего закона?
...
Ты принуждаешь многих переменить о тебе мнение — это ставят они тебе в большую вину. Ты близко подходил к ним и всё-таки прошёл мимо — этого они никогда не простят тебе.
Ты стал выше их; но чем выше ты подымаешься, тем меньшим кажешься ты в глазах зависти. Но больше всех ненавидят того, кто летает.
...
Несправедливость и грязь бросают они вослед одинокому; но, брат мой, если хочешь ты быть звездою, ты должен светить им, несмотря ни на что!
И остерегайся добрых и праведных! Они любят распинать тех, кто изобретает для себя свою собственную добродетель, — они ненавидят одинокого.
Остерегайся также святой простоты! Всё для неё нечестиво, что не просто; она любит играть с огнём — костров.
...
Одинокий, ты идёшь дорогою к самому себе! И твоя дорога идёт впереди тебя самого и твоих семи дьяволов!
Ты будешь сам для себя и еретиком, и колдуном, и прорицателем, и глупцом, и скептиком, и нечестивцем, и злодеем.
Надо, чтобы ты сжёг себя в своём собственном пламени: как же мог бы ты обновиться, не сделавшись сперва пеплом!
...
Из всего написанного люблю я только то, что пишется своей кровью. Пиши кровью — и ты узнаешь, что кровь есть дух.
Не легко понять чужую кровь: я ненавижу читающих бездельников.
...
Кто пишет кровью и притчами, тот хочет, чтобы его не читали, а заучивали наизусть.
...
Вы смотрите вверх, когда вы стремитесь подняться. А я смотрю вниз, ибо я поднялся.
Кто из вас может одновременно смеяться и быть высоко?
...
Беззаботными, насмешливыми, сильными — такими хочет нас мудрость: она — женщина и любит всегда только воина.
...
И когда я увидел своего демона, я нашёл его серьёзным, веским, глубоким и торжественным: это был дух тяжести, благодаря ему все вещи падают на землю.
Убивают не гневом, а смехом. Вставайте, помогите нам убить дух тяжести!
...
Радость же не хочет ни наследников, ни детей, - радость хочет себя самое, хочет вечности, хочет возвращения, хочет, чтобы все было вечным".


Рецензии