Орловская Швейцария

               

«Посмотри, какие ивы у нас во дворе, веточки до самой земли достают. А верхушки - настоящий каскад!»- вытягивает  из душной квартиры моя бывшая школьная учительница Лидия Григорьевна. И я попадаю в  мир, где каждое дерево, которого касаются её слова, предстаёт своеобразным и необычным. Я уже давно не ученица, а моя знакомая на пенсии, но  впечатление, что внешне она ни капли не изменилась: всё та же милая улыбка, всё тот же гордый взлёт бровей.
      
   «На старости лет Бог дал мне радость- участок земли,- делится она со мной,- обычные дачники на своих огородах картошку или другие овощи сажают, а я – цветы!» И зовёт посетить место, где находится её дача, которое называет Орловской Швейцарией.
    И вот, не долго думая, я уже сижу в пригородном автобусе, уносящемся через переезды вдаль. Большинство пассажиров- пенсионеров знакомы друг с другом, улыбаются, рассказывают новости, весёлые байки. «Лес Андриабуж в районе линии электропередач - бывший заповедник,- наклоняется к моему уху Лидия Григорьевна,- как-то раз стоим мы на остановке, глядим - из леса зайчиха выскочила, и выводок с ней - «зайчачий детский сад»! А ещё: прихожу однажды на свой участок, вдруг на меня налетел возмущённый дрозд. Бросил любимое занятие – клубнику клевать, и в атаку, защищать облюбованное место. Пришлось, подобно большой птице, руками замахать. Знай, дрозд, чья клубника!»   
     Незаметно за разговорами покинув автобусный салон, уже идём по узенькой тропке лесополосы к небольшому дачному домику моей учительницы, сколоченному её внуком. «Поместье…»,- шутит она. И в ответ, словно часть ещё не увиденного мною сада, на её волосах покачивается заколка- лилия. «Взгляни-ка!- указывает вверх Лидия Григорьевна, - самое красивое в Орловской Швейцарии -  облака. Они похожи на горы. Кажется, будто в низинах ландшафта поблёскивают, отражающие их величие, озерца. А в освещённом солнцем небе сверкает хрустальный дворец».
      У входа в «поместье»  нас встречают садовые васильки. Кусты роз живут своей особой, пахучей, страстной жизнью, заманивая пчёл и наполняя ароматом всё вокруг. «Цветёт у меня рудбекия – цветная ромашка-иностранка,- проводит экскурсию по саду хозяйка,- Ещё растёт ромашка с космическим названием - космея. Лепестки у неё – как сердечки, подмигивает жёлтой серединкой – глазом. А обычная садовая ромашка в прошлом году почти с метр вымахала. Стебли согнулись от тяжести под головками -блюдцами. Букет необыкновенно красивый получился!»
Я наклоняюсь понюхать лимонные, апельсиновые цветки эшольции, а Лидия Григорьевна щебечет свои необычные, завораживающие, трогающие душу истории:
«К октябрю – ноябрю в этом районе обычно формируются собачьи стаи. Из тех собак, что были взяты на лето для охраны дач, а потом стали не нужны. Каждый год собаки новые. Очень трудно им выжить зимой, ведь вокруг лишь голые ветки и снег… Один мужчина всю зиму, когда автобусы уже отменили, геройски таскал в рюкзаке корм бедолагам. А это нелегко: с тяжестью пять километров туда и пять оттуда проделать. Видно, мир не без добрых людей!»
     Ещё к одной женщине, соседке по даче, забежала овчарка, от голода еле стоящая на ногах и с удовольствием  набросилась на мелко порезанную сырую морковку и картошку - другой еды не было. А потом так и осталась зимовать. Тоже носила добрая женщина собачью пищу за тридевять земель, и так привязалась к своей питомице, что когда вдруг та исчезла, не на шутку встревожилась. Через десять дней оказалось, собака попала в кем-то расставленный капкан. Пришлось пострадавшее животное домой притащить, да ветврача вызывать.               
       «Однажды я и внук,- продолжает Лидия Григорьевна,- услышали со стороны лесополосы страшный шум. Оглянулись – а совсем близко огромный лось стоит. Ноздри нежные, дёргаются, раздуваются, чует присутствие человека. Мышцы натянутые, глаза внимательные. Можно сказать, не морда, а лицо. Мы, прижавшись к стенке сарая, целую гамму чувств испытали: то ли страх, то ли радость?  Лось постоял немного и скрылся в сосновом бору. А на следующий день, лесной житель, полакомившись молодыми сосновыми иголочками, вернулся и прошёл там же. Его самого мы не успели увидеть, но на дороге он оставил «подарок»- два больших зелёных нароста, переплетённых, как булки халы. Не убирали мы эту экспозицию несколько лет - демонстрировали друзьям закостеневшее творение».
       «Вам бы самой записывать свои рассказы, да книжку издать. Ведь литературу же преподавали…» -  советую я своей учительнице. Но есть люди, для которых сама жизнь, наблюдение за ней, живое слово, высказанное к месту, в срок, важнее скучного писательства. И не это ли слово, образ, созданный человеком, может изменить окружающий мир, сделать его лучше?
     «Когда мою маленькую дачку ограбили, я не стала покупать новый замок- всё равно не поможет. А оставила ворам записку: «Ребята, давайте жить дружно!». На случай, если ещё придут…» - откровенничает  Лидия Григорьевна. Здорово! Прямо как в мультике: добрые воры… А вдруг и правда подобреют, теплится надежда. Ведь хорошие слова силу имеют.
     Обратный автобус довёз меня и мою учительницу прямо к её родному Соляному переулку, раньше в народе называемому «Переулок любви». Это потому, что солдатская часть на нём находится. А иметь друга – солдата тогда считалось модным. «Вот здесь стояли частные домики, а здесь был скверик - оазис, с махровой сиренью, берёзами, кипарисами и жасмином,- вспоминает она, прожившая много лет в этом районе,- а в скверике - огромное количество птиц: синицы, сороки, поползни, дубоносы, даже филин, ну и ,конечно, соловьи, которые пели каждую весну и не давали спать жителям переулка. Теперь этих деревьев нет, и птицы тоже исчезли. Одни голуби остались. Хотя… Буквально недавно мне показалось, что я слышу пение соловья…»
    Лидия Григорьевна- страстная почитательница природы. И когда на глазах горожан срубают деревья, сносят старинные постройки ей также грустно, как многим из нас. Но хорошо, что остаются живые рассказы о прошлом, которое расцветает на глазах, словно цветок, с любовью выращенный в её саду. Стоит лишь его тронуть словом…


Рецензии
Соляной переулок любви??? Да там в 70-х годах драки стенка на стенку чуть не каждый день происходили. Андриабуж будет мобыть Швецией, если оттуда горы мусора вывезти. Ну, Автор представляет всё в розовом свете. А проза жизни - она иная...

Стар618   26.08.2018 11:47     Заявить о нарушении