Всё идёт своим чередом

     Глубоко неправ тот, кто считает природу середины октября скучной и неприглядной. Да – не броская красота, да – краски блеклые, размытые, всё больше серые и светло-коричневые. Но зато преобладают во всём растущем завершённые формы. Всё, к чему стремилась природа весной и летом, достигнуто. Теперь можно подремать на полуденном пригреве.
     Ветрена с дождём и снегом погода, наконец, умерила свой буйный нрав, густо подсинила небо с редкими белёсыми облаками. А солнышко улыбается, словно молодой солдат, которого первый раз отпустили в увольнительную. И мне в такой день дома не усиделось. Осень переменчива. Кто знает, когда ещё небо расщедрится на тепло. Однако тёплый шарф оказался нелишним.
     Гулять по асфальтовым дорожкам – это пустая трата времени. На причёсанных газонах много ли увидишь? Другое дело идти по кривым тропинкам.
     Ещё совсем недавно тропинка, на которую я ступила, петляющая между заброшенными, заросшими всякой-всячиной огородами, была до звона тверда и  однообразна. Теперь выглядела пятнистой, чем вызвала во мне некоторое недоверие. Подозрение оправдалось, как только ступила на чёрное пятно. Скупое осеннее солнце всё же прогрело свободные от тени места. Они оттаяли и размякли. Стали даже скользкими. Грязь тянулась за подошвами.
     «Какая ж я недогадливая! – упрекнула себя. – Видать привыкла ходить по асфальтовым дорожкам, а природа – вот она! Какая есть, обижаться не на кого. Хочешь подглядеть тайны, так принимай её условия».
     Очень скоро поняла, что по обочине идти намного легче и интереснее. Притягивали взгляд всё ещё зелёные пушистые листики тысячелистника, пёстрые листики земляники стелющейся по самой земле. Но особенно удивили турецкие гвоздики. Собственно то, что от них осталось. На почернелых задеревенелых стеблях отдавали серебром пустые чашечки, где совсем ещё недавно улыбались солнышку сиреневого цвета цветки. Их даже дикими назвать язык не поворачивался. До чего они красивы! А теперь семена просыпались на землю или птицы выклевали. Чашечки обрели новую красоту, ничуть не хуже прежней.
     Не знаю, по какой причине люди забросили эти огороды. На них уродилась лебеда. Одичалые ягодники затянуло крапивой. Вдоль межи поднялись топольки-однолетки. Всё правильно: свято место пусто не бывает. Сорные травы заполонили плодородную землю. Вызревший урожай будет кормить теперь птиц, что тоже хорошо. Тяжёлые от семени метёлки склонили головки и стали похожими на русые головки учеников над открытыми тетрадками.
     Тишина особенная, без тягостного напряжения. Природа отдыхает. Это её заслуженное право. Даже утренние заморозки ей ни почём. Скоро лягут снега. Земля благодарно примет белое одеяло. А после всё начнётся сначала.
     Октябрь – неторопливый хозяин опустевших полей и огородов, высоких поленниц вдоль заборов и сытого запаха хлеба. Жаль, что дни короче и погода опять портится. Но это только на наш, человеческий взгляд. В природе всё правильно, всё идёт своим чередом.
                17 октября 2006 года.


Рецензии