Два колеса, одно сердце
А ведь начинал велосипед вовсе не как массовое и доступное для всех средство передвижения, а как элитная игрушка, доступная только избранным (стоил велосипед 300-400 рублей). Чаще всего это были завезенные «иностранцы», и куда реже – модели отечественной сборки. Выглядели они громоздко и даже неуклюже. Чего стоит то, что были эти велосипеды деревянными, с металлическими ободами на колёсах. При езде такое «существо» издавало грохот, а двигалось медленно и жёстко. Некоторые малообразованные люди и вовсе шарахались от человека на велосипеде, утверждая, что только бесы могут управляться с таким странным предметом.
А ведь одними из «наездников» для «бесовского создания» были сами члены императорской семьи. Александр Второй очень любил этот вид транспорта. Он постоянно отслеживал новинки, и именно благодаря высочайшему вниманию велосипеды вскоре превратились в довольно доступный способ передвижения. Баловали вниманием велосипед тонкие натуры – представители творческой интеллигенции. Их радовала возможность загородной прогулки, и очень скоро такие подвижники-энтузиасты пришли к выводу, что обладателям велосипедов хорошо бы объединиться в какое-нибудь тематическое общество.
Так родился Царскосельский кружок велосипедистов. Во многом он обязан своему появлению именно императорской заинтересованности в двух колёсах. Устав общества приняли в 1883 году, и примеру Царского Села последовали и другие города.
Что же касается самих велосипедов, то с каждым годом они хорошели и становились всё больше похожими на то, что мы видим на наших улицах сейчас. В Петергофе существует музей велосипедов, и в его экспозиции есть и такие модели, где создатели разве что только не изобрели коробку передач. Это позволяет представить то, насколько далеко зашла техническая мысль уже в те времена.
Велосипедисты организовывали общественные поездки на большие расстояния, а вот для передвижения по городу необходимо было иметь разрешение на вождение и специальный жестяной номер. Ну чем не сдача на права? Желающий назвать себя велосипедистом был обязан наглядно продемонстрировать своё умение управлять машиной и к тому же заплатить налог.
Велосипедисты были недовольны тем, что номеров на велосипеде должно было быть по четыре экземпляра. Если учесть то, что весил каждый почти килограмм, то можно представить, насколько вес этих номеров утяжелял сам велосипед! И это притом, что скоростные данные всё равно продолжали оставлять желать лучшего! Однако нежелание быть остановленным городовым и оштрафованным заставляло велосипедистов, или, как их тогда называли – циклистов – досконально подчиняться правилам.
В 80-90 годах девятнадцатого века в Росси начал динамично развиваться велосипедный спорт. Так называемые модели-«пауки» английского производства уже участвовали в Олимпийских играх. Впрочем, для того, чтобы ездить на них, надо было быть практически акробатом. Модель завода «Хильман и Купер» имела огромное переднее колесо и маленькое заднее. Велосипед при этом превращался в адскую машину и был сложен в управлении, удержать на нём равновесие казалось невозможным.
Впрочем, любой велосипед просто-таки создан для того, чтобы участвовать в спортивных состязаниях. В 1895 году устраиваются первые международные гонки Москва-Петербург и Гатчина-Петербург. В московской гонке победу одержал москвич М. Дзевочко со временем 36 часов 10 минут 35 секунд. А к началу двадцатого века в Петербурге уже существовали клубы, пропагандирующие велосипедный спорт. У Каменноостровского проспекта был создан цементный велотрек. А на устах у знатоков велосипедного спорта было имя петербургского велогонщика М. Дьякова, чемпиона гонок в Лондоне в 1896 году.
Так, стартовав в позапрошлом веке, и мчится вперёд велосипед. И опасаться за его будущее не приходится, по крайней мере у нас, в Петербурге, - традиции есть, есть любовь, а о будущем позаботимся.
Свидетельство о публикации №210041900234