Мир живых сказок

               

    Я шла по коридору Орловского театра кукол и удивлялась: все проходящие мимо со мной вежливо здоровались. Вот проскочил режиссёр, вот актёр. Я их узнала по фотографиям в холле около зрительного зала. А ведь я всего лишь случайный посетитель, незнакомка. От этого обычая стало тепло на душе. Я отворила дверь главного художника театра.
    И вдруг… Мир, с его скучной прозой, суетой, ненужными обязательствами отскочил в сторону. Прямо около окна стояла и улыбалась белая лунная лошадь, очевидно, отдыхающая после какого-то спектакля… А радушная хозяйка кабинета с причёской, похожей на солнышко, предлагала присаживаться, смотреть и слушать, слушать…
     С работами Любови Жмакиной я познакомилась ещё будучи студенткой. Видела их на персональных выставках и в самом зрительном зале, когда смотрела детские спектакли, не менее притягательные и для взрослых. Больше всего меня всегда поражала фантазия художницы, экспрессия персонажей, их своеобразный характер. У деревянного человечка –Чуче глаза огромные, круглые, вверх и вниз двигаются, а ручки можно поднять и опустить. Борода у царя из простроченных тряпочек, как из жгутиков. «А это аппликация,- показывает мастерица на расшитый золотом кафтан, - основа ткани другая». Чтобы воплощение образа сказочного героя осуществилось в соответствии с авторской задумкой, художница иногда ходит по магазинам, подбирает нужный материал, а некоторые вещи изготовляет сама. «Этот мальчонка в фуражке из спектакля «Голубая стрела» по Джанни Родарри, - улыбается Любовь Евгеньевна, - сначала, по сценарию, в одном носочке был, так и попал на выставку. И вдруг приходит бабушка одного малыша, приносит два красивых детских носочка: «Меня внучок послал, пожалел бедную куколку, чтобы не замёрзла!» Так и остался герой спектакля в голубых носочках, главное, что по цвету к костюму подходят».
    Перед зрительным залом, за столиком – кувшинкой, расположились три медведя. Через некоторое время у медведей появились тарелочки и ложки, а в тарелочках конфеты и крупа. Это маленькие зрители позаботились о своих любимых героях сказки. Одна девочка даже мячик принесла, чтобы медведям скучно не было. Дети воспринимают кукол совсем не так, как взрослые, для них склеенные из папье-маше образы - живые.
    «Когда я ещё училась на Худграфе, пришла к маме в пошивочный цех театра, где она работала. А директор говорит: «Летом нашей художницы не будет, может, заменишь? У тебя получится!» Я согласилась, изучила ремесло кукольника. Первый спектакль с моими куклами, под названием «Ты – для меня» 20 лет шёл»,– рассказывает мастер. Ну, как не поверить, что судьба иногда талантам помогает, подталкивает их к своему предназначению?
     Постановка сказки - дело коллективное. У каждого режиссёра своя трактовка, своё видение спектакля, у каждого актёра своё понимание того, как кукла должна выглядеть, двигаться. Иногда художница – автор идёт на компромисс, а иногда - принципиально нет, считает, что так лучше. «К спектаклю «Волшебная лампа Алладина» сделала я куклу. Визирь получился красивый, а девушка, по сюжету, замуж за него не хочет выходить. Душа-то у красавца чёрная, заросла, словно бородой. И вот актёр, который должен был играть этого Визиря, попросил меня: «Пострашней бы ему внешность придумать, а то никак образ не удаётся прочувствовать». Пришлось горб красавцу прилепить, да глаз замазать – одноглазым представить».
       В музее кукольного театра – стенд с его историей, эскизы, работы старых мастеров- кукольников, гостей – художников из других городов. Послевоенные куклы попроще были, плюшевые, одевались на руку. А современные – другие. У каждой свой характер, настроение. Чтоб управлять ими артисту требуется огромное мастерство. Совсем не так, как в обычном театре, на сцене, двигаться нужно. У очаровательной Дюймовочки есть несколько дубляжей для разных частей сказки, ведь она меняется, а, соответственно, по-разному выглядит и двигается.
     «Не сегодня ли, во сне, я также порхала с чудным принцем?» - мысленно спрашиваю себя. Просто за кучей бесчисленных дел мне пришлось забыть об этом. «А мне недавно снился старый театр, который располагался в здании церкви у подвесного…» - вздыхает Любовь Жмакина. Не мудрено. Ведь много лет проработала в нём. Душа её сцеплена с театром, а душа театра с ней. Не могут они друг без друга, словно влюблённые. И мы, зрители, раз увидев театральное действо, не можем забыть ту особую атмосферу сказочного уюта, которой так не хватает в
жизни…               


Рецензии