Жизнь на окраине Прод. 30
В то лето перед пятым классом мама была начеку. Ей хотелось, чтобы ничего не смогло помешать мне вместе со всеми вовремя пойти в школу.
Она беспокоилась не зря. Примерно за год до моей поездки в санаторий, почти что перед самым началом занятий, соседский мальчик, играя в «пятнашки», заразил меня лишаём. На месте удара образовалось овальное пятно.
В те годы все боялись стригущего лишая, способного быстро распространяться на коже, добираясь и до головы. В народе считалось, что из-за него не только выпадали волосы, но и мозг бедняги, подвергшегося такой напасти, уничтожался.
Было от чего запаниковать. Всем, но не моей маме.
Она отправилась в больницу, где работала нянечкой. Рассказала о неприятности, постигшей её ребёнка.
Ей в лаборатории приготовили сильнейшей концентрации йод. Смазав пятно, а было очень больно, мама ожогом изгнала из моего тела лишай, который никогда и не был стригущим. Меры были приняты, на месте грибкового заболевания осталось белое пятно. Мама не стала выяснять отношение с соседями. Прошло и прошло. Но она ошибалась. Человеческое вероломство предела не знает.
В первый же день учёбы нас сестрой вызвали в медпункт. Медсестра приказала раздеться. Школьную форму и одеть-то без помощи было трудно, а снять, расстегнув пуговички на спине в состоянии полнейшей растерянности, оказалось делом сложным. Ещё были и фартуки, и нарукавники…
Сестра начала плакать. Она не понимала, что от нас требуется, почему заставляют при ком-то раздеваться. Если бы я знала, что ищут, если бы не была ребёнком, то сразу же объявила бы «искателям» о том, что пятнышко у меня на руке, а сестра ни при чём.
То, что хотели, нашли. Меня отправили домой. Мама, человек почитающий школу и знания превыше всего, кусая губы, страдала. Она не понимала, почему не пригласили её, она бы всё рассказала сама. Зачем осматривать детей?!
Позже, много позже та же медсестра рассказала о доносе. Как оказалось, это наша соседка, мать того мальчика, который, почесавшись, оставил на мне отметину, поспешила сообщить кому надо о надвигающейся эпидемии.
Больше месяца, пока производились различные анализы, я не ходила в школу. У меня ничего не нашли. Но я опять, в который уже раз, отстала в учёбе.
Понимая, что пятый класс станет для меня рубежным, мама следила за всем, что происходило в нашем дворе. Старалась предусмотреть всё…
...Возник вопрос о переводе меня из класса «Б» в параллельный «А». В этих двух классах намечалось изучение разных иностранных языков. В моём - немецкого, в другом – английского.
Мама уговаривала меня перейти, убеждала, что у английского языка есть будущее, да и сестра моя изучала его и всегда бы смогла помочь. Я не соглашалась. Я только-только начала привыкать к своим одноклассникам, да и немецкого не боялась. На том и остановились – иду в свой класс. Я не могла в то время предвидеть, что через несколько лет оба класса объединят в один, отсеяв учеников, не стремившихся к знаниям.
Первого сентября занятия начались в «стеклянном классе». В трёхэтажном здании школы он располагался на третьем этаже. В стене, выходившей в школьный коридор, были окна. И кто бы ни проходил во время уроков мимо, обязательно заглядывал внутрь. А нам, чтобы отвлечься, не нужно было указаний, куда и на кого смотреть в первую очередь – на учителя или тех, кто корчил рожицы, дёргал себя за волосы, надувал смешно щёки или высовывал для потехи язык!
Классной руководительницей в мой класс определили «немку», вредную злющую тётку. Ни разу за все годы общения с нами, её учениками, я так и не увидала на лице этой женщины заинтересованность, тёплую, приветливую улыбку. Она не задавала вопросов, не касающихся её предмета. Зато при первой же встрече высокомерно сообщила о себе: жена военнослужащего, немецкий язык мы не можем знать на пятёрку, потому что до её уровня не дорастём.
Ещё не начав преподавать, она заранее у многих отбила охоту слушать её, стараться хотя бы чему-то научиться.
У меня с языками никогда не было проблем. С немецким – тем более. Дома мама и бабушка между собой разговаривали на «идиш». И мне это здорово помогало, хотя я никогда не говорила на языке своих сородичей.
Со мной эта горе- учительница ничего не могла поделать. И ей приходилось ставить и четвёрки, и пятёрки. Не помню, как её звали, но запомнился внешний вид – пышные её телеса всегда были втиснуты во что-то светлое, узкое и декольтированное и прикрытое газовой косыночкой.
Не было такого урока, когда бы она ни орала. Сейчас мне кажется, если бы тогда ребята успевали по немецкому языку, ей бы это и не нравилось. Возможно, она таким образом самоутверждалась в жизни. Кто знает, кто знает...
Мы не принимали её всерьёз, потому что дети всегда чувствуют, где настоящее и что пустышка…
...Сейчас, спустя годы, мне видится мой класс как сборище абсолютно ничего не делающих детей. Из сорока человек,а то и больше, занимались по-настоящему учеников десять. Они слушали внимательно учителей, записывали задания в дневник, тщательно его вели, всегда приходили с выученными уроками и аккуратно выполненными письменными заданиями.
Большая часть моих одноклассников жила в доме, примыкавшем вплотную к тюрьме. Их родители работали в ней.
Помню отсутствующие, непонимающие взгляды. Как будто они отбывали в школе наказание. Я видела их и на улице. К ним возвращалась резвость, радость жизни. Они становились иными. Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что в параллельный класс были определены дети из более благополучных семей.
Вернулась из своего вынужденного отпуска, увидала,что не самая худшая из учеников. Но мама видела всё в ином свете. Она решила вернуть дочь в предыдущий класс.
Не было такой контрольной работы по математике на которой я бы не получила двойку, а то и единицу.
«Кол, опять кол!» - качала головой мама и тяжело вздыхала. А я выплакивала за один вечер море, океан слёз. И всё из-за действий с дробями…
Мама, не выдержав каждодневной пытки, отправилась в школу к учителю математики. И идти-то было недалеко: прошёл через двор и ты уже в школе. Она не собиралась кого-либо упрекать в тугодумии, отсталости, в недоразвитости собственного ребёнка. Необходимо было поставить в затянувшейся драме жирную точку…
http://www.proza.ru/2010/06/30/751
Свидетельство о публикации №210041900751
Роман Рассветов 27.09.2023 15:08 Заявить о нарушении