Таёжная былина

Тайга,  тайга - ты целый мир
Простор твой просто бесконечен
     Год 1985, лето. Обычное, для этих мест лето: днём жарко, а ночью в палатке приходится протапливать «буржуйку». Многие из вас побывали в армейской палатке – «буржуйка», нары. На нарах вповалку взвод солдат. По «традиции» кочегарами «духи». Не дай Бог заснёшь – дрова моментально сгорают, и сразу – же жди пинка, от кого – либо из «дедушек». Не спать!!!
      Утро, подъём, физзарядка, построение. Сегодня праздник! Наш праздник! День ВДВ! Поздравляют и объявляют: после завтрака «свободное время». Порция «праздничной» гречки, за столом из грубо отёсанных досок; пара карамелек. Свободны до обеда. Можно на речку, можно поспать, можно за голубикой прогуляться. ПРАЗДНИК!!! Я блин «особый»! Мне в голову пришла мысль «насобирать грибов, да с картошечкой пожарить на железном противне, с комбижиром! Жиру не пожалеешь и получится блюдо вкусней, чем в ресторане. Вчера видел, как пировали «духи» из соседнего взвода – слюной чуть не захлебнулся.
 Солдату собираться – не долго. Всё на нём, и всё при нём. «Выдвинулся» я, как и подсказали парни, вниз, к речке - «За ней грибов – тьма». И естественно, по молодости, и глупости, никого о своём «походе» не предупредил…
   Спускаюсь к речке. Тьфу! Ручеёк, метров десять шириной. Вот ещё! Ради «ручейка» раздеваться. Лето ведь! Высохну. Ну и пошёл по воде «аки по суху». Не тут - то было! Шаг  и дна уже не достать.
 Ладно. Плыву. А плыть в кирзовых сапогах – что с гирями на ногах. Думаю – « не уж то глубоко?».
Набираю полные лёгкие воздуха, ныряю, что бы глубину промерить. Уже уши сдавило, темно и воздух кончается. А дна нет! То - ли омут, то - ли река подземная. Слышал, в здешних краях есть такие. Еле вынырнул. Силы – чуть… Вцепился за кусты, выполз на берег. А берег, это как бы вам сказать? Горбы, верблюжьи. Здесь это называют «мари» - высотой по пояс мягкие столбики мха, а меж них вода. Преодолел, вылез на сухое. «Где тут «море» грибов?». И … пошёл! По тайге, как по Бродвею! Снял «хэбчик» - рубашку солдатскую. Завязал рукава на узел – получился вполне сносный мешок. Собираю: сыроежки, волнушки, лисички. А вот дорогу запоминать – так нет! На кой? Набрал уже почти полный мешок, а тут …подосиновики, подберёзовики – красота! Вываливаю «мусор», начинаю «царский» гриб собирать. Да так увлёкся, что про всё забыл. Набрал под завязку. Хватит! Надо идти обратно. Разворачиваюсь, и пошёл. Иду час, иду два. Курить хочется невыносимо. На «переправе» спички и сигареты не выложил, размокли. Ну – не беда. Сюда шёл часа два, значит и обратно не дольше.
     Иду час, иду два. Ни, низины с «марями», ни речки. Понимаю – заблудился! Что делать? Надо двигаться, искать выход. Вываливаю грибы. На кой, теперь, они? Марширую. Уже обед, судя по солнцу. Да ещё,судя по недовольному урчанию желудка. Есть хочется – жуть! Ягодами не наешься, только сильней аппетит разыгрывается.      
Иду, бреду. Вижу – малинник. Малина, как , хороший крыжовник! Крупная, сладкая. Объедаюсь…Подымаю голову и вижу: на сосне, на высоте метров трёх – четырёх, ободрана кора. Я хоть и не таёжник, а всё же понял - Михал Потапыч! Его когтищи борозды на коре пропахали! Аппетит – само собой пропал моментально. Дёру! Бежал долго. Устал, иду пешком. Часа два – три шёл. Видел по пути много интересного: козу дикую; сову – спала на ветке. Здоровущая! Как баклан! Вообще, если не учитывать, что я заблудился – красота! Дикая  тайга. Память на всю жизнь. Ну вот – иду. Смотрю, среди деревьев просвет. Просека, не просека; дорога, не дорога. А коли так, то по дороге этой можно к жилью выйти. Все это знают. Просека эта – ковылём поросшая. Ветром, как расчёской, уложило этот ковыль направлением в одну сторону. В ту сторону я и пошёл, наивный. «Раз ковыль лежит в одну сторону, значит в ту сторону проехал кто – то»,- так рассудил я. «Туда и буду путь держать!»
         Надо сказать, что мы были в «летних лагерях». От посёлка, где стояла наша часть, км. 12 – 15. А от китайской границы всего километрах в пяти. «Мы» – 120 мм миномётная  батарея. И рота « ПТУРСов». Учебные стрельбы, марш – броски и т.д.
Сейчас поймёте, к чему такие подробности. Иду я, иду. Жую костянику, голубику. Попробовал даже сыроежку – есть можно, но немного жжёт от неё во рту. Вижу…Вышка! Настоящая вышка, а на ней часовой. УР – Р - АА! Пограничники! Граница. Застава. Дойду до заставы, А там помогут: либо отвезут в лагерь, либо подскажут дорогу. В общем спасся! Аминь!
     Иду, не делаю «неправильных», подозрительных движений. Не дай бог подумают – диверсант! Да и пальнут. Подхожу к вышке и…шок! Просто  шок! Стоит высоченная, метров не менее 30, вышка. На ней табличка – « Геодезическая вышка. Долгота, широта, высота и т.д. Построена в 1928 году. Охраняется государством». Приехали! Вышка сколочена из брёвен, утончающихся к вершине.
На верху – площадка: метр на метр. Из рассохшихся досок с перильцами из жердей. А на них болтается полуистлевшая тряпка – «часовой». Карабкаюсь наверх. Осмотрелся – красота! Запредельная! На все 360 градусов – сопки, сопки, сопки! Тайга, тайга, тайга! И вокруг – ни одной дороги, ни одного дома, ни одного столба – тайга!
      Наверху хорошо! Ветерок гнуса сдувает. Солнышко. Устал сильно. Снимаю ремень, пристёгиваюсь к доскам и ложусь … спать. А, что делать? Просыпаюсь часов этак, в пять вечера. Надо, что - то делать! Смотрю над тайгой, километрах в четырёх от меня вертолёт кружит. Прыгаю, машу не видит. Улетел. Смотрю вниз, а просека то, не одна - три! По какой пришёл,  не помню! Спускаюсь. Заломил ветку, что бы, не перепутать по какой просеке пришёл и вперёд!
    Иду час развилка! Поворачиваю вправо. Ещё полчаса опять развилка. Опять поворачиваю вправо.  Ещё полчаса и выхожу на «поле». Пару километров в поперечнике. Сделал шаг – поле «Буль. Буль. Буль». И пошло волной…Болото. Огромное болото! А «дорога» по полю – след, от проехавшего лет несколько назад вездехода. Либо геологи, либо ещё кто проехал.  А мох он много лет восстанавливается. Дела!
              Смеркается. Гнус - «зверюга», на охоту вышел. Тучами на меня садится. Жрёть! Спичек нет! Сигарет нет! Куда идти, не знаю! Плюс звери дикие. Тайга - это вам, не парк! Завязываю шнурки потуже на сапогах, опускаю пилотку пониже и вперёд! До вышки «долетел», минут за 20! Осталось две просеки. Заламываю ветку и ходу! Лечу как «благородный олень»! Нет, как пуля! В ушах свистит ветер, по лицу хлещут ветви. Темно. Ночь! Просека уже и не просека, так  тайга пожиже, да деревья чуть тоньше.
     Тпру! Обрыв! Внизу словно сгущённое молоко туман. Туман – низина; низина – река! Спускаюсь. Кочки, мари, вода. Вода – река. А вдруг «моя»? «Кувыркаюсь» среди кочек. Начинается чистая вода. Плыву. Опять чуть не утонул! Хватаюсь за ветки, выполз на сушу. Пять шагов – опять вода. Попал в темноте на островок. Придётся второй раз «форсировать». Плыву, сил нет. Нахлебался водицы речной от души! Чуть не утонул. Хватаюсь за орешник, выползаю на берег. Орешник, такой густой, палец не просунешь. И тут…слышу, голоса. Голоса!!! Бегу на голос и … Лоб в лоб сталкиваюсь со своим старшиной Семёном. Что он там на меня орёт не слышу. Дошёл!!!  Бежим с ним в лагерь. По пути он выпускает в небо ракету – отбой поисков! Меня  искали. Случайно, в общем. Просто в тот день, в соседней части сбежали двое солдат, с автоматами. По всем частям объявили тревогу. Устроили и у нас перекличку. «Дедов» из посёлка и тех выдернули, от подружек, а меня «духа» - нет. Паника! Вдруг, те, беглые в тайге пристрелили? Я же «грамотный», никому не сказал куда пошёл.
          Идём по лагерю навстречу комбат. Отдаёт мне два письма распечатанных: одно от мамы, второе от жены ( я в армию женатый попал). Распечатал мол, чтобы узнать – «Вдруг в семейной жизни нелады, или ещё что?». Идём к начальнику артиллерии. «Нач.арт.» – полковник. Мужик справедливый был: солдат виновен, в чём серьёзном - накажет! Но если, есть шанс дать исправиться  даст. Офицер виновен – может и посадить. Берёг солдата! Заходим к нему в избушку. Да, да избушку. На сопке, невысокой построили ему НП из брёвен, что бы за результатом стрельб сверху наблюдать.
    Заходим, значит. Полковник на меня – «Туды, растуды боец! Мать, мать, мать боец! Почему, дескать отсутствовал? Почему до ночи, тебя найти не могли?». Я – «Так мол и так, за грибами пошёл. Заблудился, в общем…». Он –«Туды, растуды, что ты за десантник, что в тайге заблудиться можешь?» Тут я вскипел,- Какого, дескать хрена, на меня орать? Я родом с Кубани, три дерева – тёмный лес! На свою голову… Я уже и обтёк, и высох после речки, а «полкан» мне про ориентирование, выживание и про тайгу. Стою «выключаюсь». «Где,- говорит - был? На карте покажешь?». Показываю. Промерил он циркулем расстояние, что то в уме посчитал, - Км. 80 ты маханул! Мдаа…
   Комбата спросил: поесть мол ему оставили? – «оставили», - отвечает тот. «Пусть спит, пока сам не проснётся! Отбой!». Захожу в палатку – на столе пять (пять!!!) котелков, с кашей. Ковырнул ложкой – нет аппетита, точней силы. Лёг на нары, и по - моему, заснул не успев коснуться подушки.  Проснулся я на следующий день часа в два, а то и в три. Солнце светит, птички поют – благодать! Дошёл!!! Вывел меня Боженька, ночью, через болота. Из глухой тайги. Дал мне шанс! Спасибо тебе Господи! Прошло много времени и то приключение, кажется сном.  Кстати после этого случая, я не боюсь ходить в  лес, тайгу. Довелось побродить и по Уральской, и по Уссурийской тайге. И всегда я выхожу из леса, там, где и вхожу. 

   
         


Рецензии
Да, если в местности впервые, заблудиться не грех. А если не в лесу вырос...
Видел глаза туркмена, который учился в техникуме на лесном факультете и чуть отстал от группы . Все вышли на поле, а он "заблудился", упираясь глазами в три стоящие между нами подмосковные берёзы. Как ни кричали ему, пока с трудом до этих берёз не дошёл, всю остальную толпу студентов на поле не увидел.

Алпатов Валерий Лешничий   01.02.2016 05:38     Заявить о нарушении
Валерий спасибо за отзыв! Резонный пример про туркмена - мы все не то что туркмены, просто турки когда сталкиваемся с чем то неизвестным и непонятным. Правда в глухой, бескрайней тайге чуть "повеселей" чем среди подмосковных берёзок.
Спасибо ещё раз за отклик!

Владимир Иванович Гордиенко   03.02.2016 19:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.