Великая Пластиковая революция в Узбекистане

Перед отъездом в Москву Ислам Каримов решил порадовать узбекский народ своим новым постановлением. Нет, не повышением зарплаты и пенсий, после чего страну захлестывает еще больший виток инфляции, а дополнительными мерами по стимулированию развития системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек. Указ опубликован в официозных пресс-изданиях, в том числе и на сайте «УзА» (http://uza.uz/ru/documents/10092).
Меня шокировала первая безапелляционная фраза:
«Принять к сведению, что в республике создан действенный механизм защиты пластиковых карточек и систем безналичного расчета...»

Президент даже не сомневается в том, что в стране существует ДЕЙСТВЕННЫЙ механизм, ведь он двадцать лет строит рыночную модель по пяти принципам и семи приоритетам, - и этот механизм просто не может не функционировать. А для чего он набрал банду прокуроров, ментов и чекистов – ведь они обязаны обеспечивать «работоспособность» всех механизмов, о которых глава государства пишет в книжках и антикризисных программах. Ну, то, что президент давно не ходил в народ и не знает, чем он дышит, - это уже ясно с этих же строк. Ну, не стоял он, «Человек, определивший эпоху», в очереди у сберкассы, не выжидал, когда банкоматы заполнят баблом, не пытался всучить пластиковую карточку продавцу картошки на базаре или купить по нему в два раза дороже товар в супермаркете, - это пролетело как-то мимо его житейских проблем. И оплату за свой труд президент получает тоже не через карточки какого-нибудь Промстройбанка... интересно, а как их получает? Может, сразу в швейцарские банки перечисляют? Более того, любимые доченьки Гугуша и Лола без проблем используют свои карточки в Европе, и он, наивный, думает, что тоже самое в Узбекистане.
Смешно то, что в первом пункте постановления Ислам Каримов расписывает, как работает карточка, - простите, это хорошо для учебного пособия 6-го класса или в качестве инструкции пользователю, впервые взявшему на руки эту штучку, но не для документа такого уровня.

Читайте сами:
«- каждый владелец пластиковой карточки имеет персональный идентификационный номер (ПИН-код), удостоверяющий право распоряжения денежными средствами на картсчете, при неправильном наборе которого осуществляется автоматическая блокировка пластиковой карточки;
- функционирует единая платежная система «Узкарт» для осуществления расчетов пластиковыми карточками с микрочиповыми модулями и четырехступенчатой системой шифрования данных, исключающими подделку и несанкционированный доступ посторонними лицами;
- снятие и зачисление по счетам клиентов при использовании пластиковых карточек проходит после обработки в Едином общереспубликанском процессинговом центре, что обеспечивает защиту клиентов и продавцов от недобросовестных операций и обмана».

Непонятно, что этим самым президент хотел сказать, мол, все люди – идиоты, а он один такой умный и поясняет, для чего нужна карточка и как она функционирует? Сделал открытие, просветил народ... «Эврика!» - вот что должен выкрикнуть Ислам Каримов.

А что означает этот пассаж:
«Центральному банку Республики Узбекистан, коммерческим банкам обеспечить жесткий системный контроль за соблюдением установленных требований по высокой степени защиты пластиковых карточек, расчетных терминалов, банкоматов и другого специального оборудования, принять дополнительные меры по исключению возможностей подделки и мошенничества при проведении безналичных платежей с использованием пластиковых карточек».
Вообще-то, в мире для реализации подобных требований не требуется постановление или указ главы государства, это итак ясно, что все банки и расчетные центры обязаны обеспечивать такой режим. Я представил, какое бы недоумение было бы у швейцарского клерка UBS–банка, если бы ему всучили такой правительственный декрет: «Das ist Bl;d». Это все равно, что написать, к примеру, в документе «О поддержке торговых учреждений» следующий пункт: «Магазинам следует продавать товары по тем ценам, что написаны в ценниках, и работать в том режиме, что расписан у входа в магазин. Нужно перед уходом из магазина отключать все электроприборы и ставить на сигнализацию. Будьте вежливыми с покупателями, не обсчитывайте и не обвешивайте. Соблюдайте санитарию».
Несерьезно все это...

Зато напугали фразой следующего пункта постановления:
«Одобрить разработанные Центральным банком Республики Узбекистан, Ассоциацией банков Узбекистана и коммерческими банками прогнозные параметры дополнительного расширения сети специального оборудования по безналичным расчетам с использованием банковских пластиковых карточек на 2010-2011 годы...»
Что это означает? Что народу в эти годы придется еще хреновее – пластикизация должна достичь 100% уровня, и для этого пойдут на все меры, вплоть до репрессий. Если сейчас кое-где еще уговаривают люд принимать оплату через пластик в размере 30-50% от суммы, то теперь... попробуй отказаться – вообще ничего не увидишь на своем счету.
Правительство поступило тут хитро, мол, оно как бы ни причем, это коммерческие структуры разработали и предложили, а они, коммерсанты, плохого не предлагают своим клиентам. Да, ловко сработано – комар носа не подточит... Пугает здесь то, что силовое насаждение пластика ведет к его отторжению, потому что сама инфраструктура не налажена. Зачем паровоз, если нет вагонов и к чему вагоны без того, кто их будет толкать? Нужно на рельсы ставить всех их одновременно. А в Узбекистане все как-то через извращения. Запустили пластик, перевели на него часть оплаты и расчетов, а невозможно пользоваться ими в бытовых и коммерческих делах. Ну нет обналички – хоть тресни, банкоматы всегда пусты. И продавец капусты не захочет держать этот терминал... Я в Германии на некоторых сельских рынках бывал, но никогда не видел терминалы у продавцов... да и в Швейцарии, покупая у фермера картошку, я не расплачивался карточкой... Нужды как бы нет, ибо всегда есть выбор у всех...

Если Узбекистан желает быть в ряду технологически развитых стран, то следует соответствовать требованиям, а не придумывать вот такие насильственные меры... Это Петр Первый стриг бороды, заставлял носить кальсоны, чтобы быть ближе к Европе, но не изменил он стереотипы мышления и феодальную систему России. Для этого требовались исторические условия. А для внедрения пластика в Узбекистане необходимы, прежде всего, экономические – сильная финансовая политика, нормальное денежное обращение, конвертация, отсутствие кредиторско-дебиторской задолженности, инфляция в пределах допустимого. Пока эти задачи не решены – хрен вам эффект от пластика.

А дальше, что дальше? В Постановлении:
«Согласиться с предложением Министерства экономики, Министерства финансов, Центрального банка, Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, Ассоциации банков Узбекистана и коммерческих банков о расширении перечня объектов розничной торговли и сферы услуг, осуществляющих денежные расчеты с населением и подлежащих обязательному оснащению расчетными терминалами по приему платежей с банковских пластиковых карточек...»
Вообще-то нужно спросить самих бизнесменов, а удобно ли им это – работать с карточкой? Странная какая-то политика у правительства, всегда игнорировать тех, на кого оно пишет... ну, решения свои. Людям на утро бабахается постановление – и все в шоке! Никто не просил, не обращался к властям, это они сделали такой «подарок». В итоге эти же предприятия – я вам даю 100%-ю гарантию – часть своих прибылей еще сильнее упрячут в погреба, хрен начнут их показывать налоговикам. То есть такие вот спонтанные предложения при деформированном рынке ведут к усилению теневой экономики и, как результат, скачке коррупции. Радоваться будут только контролирующие органы, особенно, прокурорщики.

Как вам это:
«Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, городов и районов совместно с заинтересованными органами государственного и хозяйственного управления и коммерческими банками принять меры по оснащению до 1 января 2011 года объектов розничной торговли и оказания услуг населению... расчетными терминалами по приему платежей с банковских пластиковых карточек. Определить, что несоблюдение включенными в указанный перечень хозяйствующими субъектами требований по оснащению платежными терминалами и их использованию приравнивается к нарушениям порядка оснащения и использования контрольно-кассовых машин, правил торговли и оказания услуг, с наложением на них ответственности в установленном законодательством порядке».
Разве это рыночные механизмы? Это же грубое насилие, и как реакция – грубый адекватный ответ. Как бы не грозились прокуроры, деньги – лучший механизм умилостивить их. То есть бизнесмены прекрасно понимают, для чего насаждаются эти карточки, но они также прекрасно понимают, что с любым проверяющим всегда можно договориться. Всесилие банкноты никто еще не отменил.

Понятное дело, что большая часть товаров, реализуемых населению, доставлена контрабадно или приобретена у производителя с нарушениями налогового законодательства, и поэтому продавцы не желают фиксировать суммы в кассовых аппаратах и через банковские терминалы. Но это – нормальная реакция бизнесмена, зажатого нелогичными правовыми нормами, которые больше нарушают хозяйственное развитие, чем его стимулирует. Чем больше преград и препон, тем сильнее желание их обойти, и нелегальные способы – самые лучшие. Иначе просто вымрет бизнес... Ведь часть своих теневых доходов человек вынужден тратить на взятки и часть опять пускает в оборот, то есть капитал не исчезает из материально-финансового обращения, не оседает мертвым грузом в западных банках. В любом случае, пластикизация – это ухудшение общего экономического пространства, а не панацея от коррупции.
В 2009 году 56,6% всего розничного товарооборота происходили на рынках, из них на дехканских – 34,1%. Как отмечает Госкомстат РУ, «товарооборот неформального сектора (вещевых и специализированных рынков) составил 3708,5 млрд. сумов или на 7,5% выше уровня 2008 года. Удельный вес неформального сектора в общем объеме товарооборота составил 22,5%». Вот вам ответ – неформальный рынок занимает почти 1/4 часть торговли. Но реальности могут быть еще ужаснее, если копнуть глубже...
Я уже не стану приводить пункты 5, 6, 7, 8 данного постановления главы государства, ибо это опять те же репрессивные механизмы.

Но вот что заставляет задумываться. События в Кыргызстане – это яркое свидетельство неумелой и гипертрофированной политики диктатора в области экономики. Люди еще терпели выходки Курманбека Бакиева - зажим им демократии, подчинение себе силовых структур, преследование журналистов и оппозиционеров, но вот перебор в тарифах на коммунальные услуги привел к социальному негодованию. Чаша терпения перелилась, народ устроил заварушку...
Пластикизация в Узбекистане – это погреб с порохом, это тот детонатор, который может толкнуть людей к неповиновению и сопротивлению. Подобными указами рождаются будущие революции, и Ислам Каримов своим ограниченным бюрократическим мозгом этого не осмысливает.

Она не будет «тюльпанной», «розовой» или «оранжевой». Она станет "пластиковой", и может когда-то историки напишут, что именно банковская кредитка стала началом конца авторитаризма в Узбекистане. Будь я революционером, взялся именно за этот момент и раскрутил бы в качестве базиса для свержения диктатуры.

В двухсерийном кинофильме «Че» захваченному аргентинскому революционеру офицер боливийской армии говорит:
- И что ты хотел тут? Революции? Это тебе не Куба, и Фиделя здесь нет!
На что Эрнесто Гевара ответил:
- У вас в стране есть много недовольных, крестьяне, например...
- Так они всегда были недовольными – и что?
- Все дело в том, как и куда повернуть их недовольство...
Этот ясный и лаконичный ответ говорил о многом.

Революция в Кыргызстане была спонтанной. Такой же она была и в Андижане в 2005 году.
А если ее организуют, ведь условия в Узбекистане давно созрели, особенно вот такими постановлениями и указами? Тогда мало не покажется ни самому Каримову, ни его приспешникам...
И тогда Центральный банк будут брать как Бастилию или Зимний дворец...


Рецензии