Тора без послаблений

Рабби Еhуда Ашлаг. Изгнание и избавление (другие переводы №2)
Изгнание и избавление
Рабби Еhуда Лейб hаЛеви Ашлаг
да будет благословенна память праведника

Перевод Вениамина Захарина

Но и среди тех народов не найдешь ты
покоя, и не будет отдыха ступне
твоей (Дварим, 28, 65);

И задуманному вами - не бывать тому, сказанному вами - будем как иные народы, как племена других стран (Ехезкель, 20:32)

Итак, Г-сподь неотвратимо являет нам со всей ясностью, что народ Израиля совершенно не может существовать в изгнании и не найдет себе покоя, подобно остальным народам, которые смешались с другими народами и нашли себе покой, пока совершенно не растворились среди них, так что памяти о них не осталось.

Не так с Домом Израиля – этот народ не найдет себе покоя меж другими народами, пока с ним не сбудется написанное: “И оттуда вы станете искать Г-спода Б-га твоего, и ты найдешь, когда будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душою твоею” (Дварим, 4, 2)

Можно объяснить это волей Провидения. А ограничение, которое накладывает на нас написанное в Торе - заключается в том, что Тора истинна и все слова ее истинны, и горе нам, пока мы сомневаемся в ее истинности и говорим о каждой неприятности, происходящей с нами, что это, не дай Б-г, случай или слепая судьба, ибо против таких сомнений есть только одно лекарство, а именно посылать нам снова и снова столь же неприятные события, пока не станет нам ясно, что они не случайны, а есть неотвратимая воля Провидения, предначертанная нам в Святой Торе.

А также можно объяснить это законом развития самого народа, ибо естественно, что неустанная работа над собой привела к тому, что с помощью Святой Торы, идя по ее пути, начертанному волей Провидения (смотри статью “Два пути”), мы несравненно быстрее других народов достигли зрелости, а поскольку весь народ возмужал, возникла обязанность неуклонного движения вперед и достижения совершенства в выполнении каждой заповеди Торы.

А поскольку мы не только этого не делали, но и хотели привнести сюда недальновидный эгоизм, то есть [желание поступать так или иначе] не ради самой Торы, произошло разрушение Первого Храма, ибо превыше праведности, подобно остальным народам, желали мы обрести сокровища в виде богатств и укрепления своей мощи.

А так как Тора запрещала все это, они принижали Тору и Пророков и перенимали обычаи соседей, чтобы получить все наслаждения, которые требовал от них эгоизм. А поскольку поступали они так, разделились силы народа: часть пошла за эгоистичными царями и богачами, а часть пошла за Пророками. И продолжалось это разделение вплоть до разрушения Храма.

А при Втором Храме ситуация стала еще более очевидной, ибо начало разделения было публично продемонстрировано недостойными учениками, во главе которых стояли Цадок и Байтус. И единственной причиной их бунта против наших Мудрецов, да будет память о них благословенна, является обязанность совершать любые поступки только ради самой Торы; подобно тому, как сказано в словах наших мудрецов: “Мудрецы, будьте осторожны в словах своих, [чтобы не изгнали вас туда, где гнилое болото; и станут пить из него ученики, идущие за вами, и умрут, ибо пошли по дурному пути и оскверняли имя Всевышнего” (Мишна, трактат Авот, глава 1, мишна 11)], поскольку не желали они отказаться от своего эгоизма. И поэтому они собирали в группы подобных себе скверных людей; и превратились эти группы в большую секту, называвшуюся саддукеями; и составляли ее богатые и знатные люди, которые гнались за удовлетворением своих эгоистических желаний, что противоречит пути Торы; и боролись они с фарисеями; и это они привели Римское государство к власти над Израилем; и это они не желали заключить мир с нападавшими, по совету, данному в соответствии с Торой нашими мудрецами, да будет память о них благословенна; пока не был разрушен Храм и не был лишен Израиль своего величия.

Различие между светским и религиозным идеалом

Светский идеал есть порождение гуманизма, поэтому он не может подняться выше него. В то же время, религиозная идея , источником которой является Г-сподь, да будет Он восславлен, может подняться над любым гуманизмом.

Ибо основа светского идеала такова: награда в виде похвалы со стороны человека; действия, направленные на собственное прославление в глазах творений; и даже если иногда человека презирает его собственное поколение, то уж на другие-то поколения он может рассчитывать; для него прославиться – всегда словно драгоценность, подобно тому, как благородный камень приносит хозяину огромное удовольствие, даже если ни один человек его не видел и не оценил.

В то же время, основа религиозной идеи заключается в достижении благосклонности в глазах Г-спода, и поэтому носитель религиозной идеи может подняться над человечеством.

То же относится к отношениям между народами в нашем изгнании: пока мы ходили путями Торы, были мы охраняемы, ибо всем народам известно, что мы – самый развитый народ, и желают они нашего сотрудничества с ними, но притесняют нас, каждый в меру своих эгоистических желаний. Но после всех притеснений оставалась у нас большая сила, намного больше, чем у других народов – оставался нам прекрасный жребий, лучший среди обитателей Земли.

Но из-за тех, кто сбросил с себя ярмо Торы и жаждал дать волю своим эгоистическим устремлениям, потерял народ цель жизни, заключающуюся в службе Г-споду, да будет Он восславлен. И имея такую высокую цель - народ заменил ее эгоистическими устремлениями к прелестям жизни.

Естественно, что человек, удостоившийся богатства, стремился возвысить свою цель всяческими усовершенствованиями и украшениями. Вместо того, чтобы поступать, как религиозный человек, направляющий излишки своего дохода на благотворительность, добрые дела, возведение ешив и на подобные общественные нужды. Эгоисты же направляли свои излишки на прелести жизни: на еду, питье, одежду, украшения, и сравнялись со знатнейшими людьми из народа, среди которого они жили.

Всем этим я желал показать, что Тора и закон естественного развития, и даже слепая судьба, идут рука об руку в чудесном единстве. А именно, все истоки наших злоключений в изгнании, а о днях изгнания мы можем немало рассказать, заключены в предательстве - в том, что мы предали Тору. И если бы мы охранялись заповедями Торы, не случилось бы с нами, не дай Б-г, ничего дурного.

Совпадение и единство Торы и слепой судьбы - и совершение человеческого расчета.

И поэтому я предлагаю дому Израиля сказать “Хватит!” нашим горестям и произвести расчет, хотя бы человеческий расчет, исходя из всех этих бед, которые случаются с нами снова и снова и здесь, в нашей стране, где мы хотим положить начало нашей новой государственной власти, что у нас как нации нет никакой надежды закрепиться на этой земле, пока мы не примем на себя нашу Святую Тору без каких-либо послаблений, за исключением последнего требования - служения ради самой Торы, а не ради себя в меру своего эгоизма; что было мною доказано в статье “Дарование Торы”.

А если мы сами не будем следовать порядку, указанному в Торе, то убеждения, заложенные в нас, будут, несомненно, заставлять нас сворачивать с пути то вправо, то влево, подобно тому, как это делают все народы. И намного больше. Ибо природа развитых людей такова, что их невозможно остановить, так как никакое серьезное убеждение блестяще образованного человека не склонит голову ни перед чем и не знает компромиссов. И поэтому сказали мудрецы, да будет память о них благословенна: “[Трое] неудержим[ы - это] Израиль среди народов, [пес среди зверей и петух среди птиц]” [Вавилонский Талмуд, трактат Бейца, стр. 25Б], ибо каждый, кто обладает обширными познаниями, очень крепко держится за них.

И такова психологическая закономерность. А если вы не понимаете меня, идите и выучите этот урок в гуще нынешнего народа, ибо с тех пор, как мы начали строить, прошло уже достаточно времени, чтобы стали очевидны дерзость и желание победить в споре мнений; и то, что один строит, другой разрушает.

... И это очевидно всем. А мое единственное новое соображение заключается в том, что они думают, что в конце концов противная сторона поймет опасность, склонит голову и примет их сторону. А я знаю, что даже если впрячь их в одну упряжку, они нисколько не уступят друг другу, и никакая опасность никого не заставит отказаться от удовлетворения своих амбиций.

Одним словом, пока мы не вознесем высшую цель в нашей материальной жизни - не можем рассчитывать на материальное возрождение, ибо духовное и материальное в нас не могут сосуществовать равноправно, поскольку мы – сыны Идеи. И несмотря на то, что мы, находясь за 49 воротами материализма, погружены в него, это не освобождает нас от Идеи, а значит от обязанности стремиться к священной цели во имя Него, да будет Он восславлен.


Рецензии
«Отчего Тора начинается буквой бет? Чтобы человек не тешился иллюзией, что он знает алеф»

Сара Сера   08.10.2015 17:53     Заявить о нарушении