Расправа над Бобловом

На снимке: местность усадьбы Д.И.Менделеева и её окрестностей,
подлежащая уничтожению платной дорогой ЦКАД.
В апреле минувшего года, будучи  в Москве,  в одном из учреждений мне довелось увидеть один дорожный проект, который  потряс  меня  своим невероятным цинизмом.
Хорошенькая девушка по мановению  начальства, аккуратно стуча каблучками по паркету,  принесла мне из каких-то там шкафов для краткого ознакомления пухлую папку с ворохом раскладных листов.
С идеей я уже был знаком по некоторым газетным публикациям.
Увидев года два тому назад одну из них, где давал интервью высокопоставленный начальник, имеющий отношение  к дорожному строительству, я не смог вытерпеть и отправил протест в несколько  учреждений, которые, на мой взгляд, были бы заинтересованы в событиях.
Оповещённые мною учреждения  через какое-то время  вяло отозвались.
В  их отзывах звучали  мягкие примирительные нотки, мол, не всё так опасно, как Вы считаете, что  всё течёт и всё меняется  и  что всё, что Вас тревожит, ещё может быть подвергнуто изменению и исправлению.
Мало того, мне прислали брошюру, в которой создатели проекта хвастаются  своей уверенной победой над  Подмосковьем…
Но сейчас я увидел, что все данные проекта Центральной кольцевой автомобильной дороги, опоясывающей Москву и прорезающей всю Московскую область, представляют собою вполне реальный комплект с уже произведёнными изысканиями, что даты утверждения этих данных угрожающе конкретны и по времени крайне близки.
 Я поразился безотчётной  наглости и цинизму, с которыми  московские  руководители, игнорируя очевидные факты на местности, продолжают проектирование  и фактически уже готовятся к реальному воплощению проекта автодорожного кольца ЦКАД.
Да, в проекте названы имена задействованных и ответственных людей.
 Можно было бы назвать их поимённо, но суть дела не в том.
Поговорим о другом, о конкретном .
Должен  довести до сведения читателей, что в настоящее время смертельная угроза нависла над всемирно известной исторической усадьбой Дмитрия Ивановича Менделеева «Боблово».
Эта самая ЦКАД, над осуществлением которой уже несколько лет, и в сию минуту тоже, «трудится»  целый штаб  московских и областных чиновников, на территории Клинского района Московской области приговорила к гибели два особо важных историко-культурных объекта.
Жителей, депутатов Совета  и административных лиц Клинского района  авторы проекта ЦКАД фактически держат  в качестве неких молчаливых заложников.
Вот уж неймётся москвичам! –
Уже спроектированное  платное Московско-Петербургское шоссе, о котором не раз писали в средствах массовой информации,   нанесёт  огромный  малопредсказуемый и непоправимый культурный, экономический и экологический ущерб Клинскому (и не только Клинскому!) району.
(Будут уничтожены, например,  исторические усадьбы Михайловское, Кошелево, Никифорово-Борисово).
Так вот теперь новое несчастье – это ЦКАД (проект мною лично в минувшем году  был просмотрен в Москве).
ЦКАД, проходя по территории Клинского района,  приговорила уничтожить:
1. Усадьбу Нурбажь, историческую дворянскую усадьбу, и Лазаревский погост с руинами  Владимирской церкви и сельским кладбищем – одно из наиболее важнейших мест  Бобловского  Менделеевского пейзажа, одно из любимейших мест посещений  А.А.Блока и семей Менделеевых, Ильиных, Смирновых.
2. Значительную часть  усадьбы Боблово, - парк усадьбы Боблово Д.И.Менделеева с  тополёвой и вязовой аллеями,  луга – главную, прежнюю  единственную (неужели и  не сегодняшнюю?) кормовую базу для местного животноводства, поля профессора Ильина  и академика Смирнова, поля  Д.И.Менделеева, Ржаной пруд над  Опытным полем Дмитрия Ивановича…
Ширина размаха технологических работ  при  строительстве трассы – не менее пятиста метров!
Успокаивают, что ширина вариаций трассы – шесть километров.
Но кто будет заниматься  сотнями согласований и новых экспертиз, заново «переигрывать» их, когда  проект будет полностью утверждён?
 Никто.
Есть ещё один серьёзнейший аспект этого вандализма, о котором, конечно  же, не вспомнят сразу.
 Как на трассе ЦКАД будет обстоять дело с химическими реагентами для зимнего обслуживания  дороги?
Куда денут отработанный материал?
В сторонку, для дальнейшего уничтожения  лугов, лужаек и парковых аллей?
Для гибели общественного и личного скота граждан?
Для отравления колодцев и других водных источников?..
 НЕ МОГУ НЕ СКАЗАТЬ, ЧТО  ДЕЙСТВИЯ МОСКОВСКИХ ЧИНОВНИКОВ И ИНЖЕНЕРОВ БЛИЗКИ К ПРЕСТУПЛЕНИЮ: УТВЕРЖДАЯ СЕЙ КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ,  НЕ УДОСУЖИЛИСЬ ПРОВЕСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ( В ТОМ ЧИСЛЕ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ) АНАЛИЗ И ЭКСПЕРТИЗУ МЕСТНОСТИ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ К УНИЧТОЖЕНИЮ!
 А ЭТОТ МОМЕНТ - ГРУБЕЙШЕЕ НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Неужели  действия  московских чиновников не станут предметом внимания Клинской горрайонной  и Московской областной прокуратур?
Отмечу ещё раз, что подобные проблемы встают сейчас не только в Клинском районе, но и на территориях других районов Московской области, где проект уже сейчас вызывает  возмущение жителей.
Многие люди удивлены: почему бы  данный проект не перенести подальше, за Волгу, где в окружной автотрассе  люди нуждаются намного больше ?
Надеюсь, что читатели, в том числе читатели клинской газеты «Серп и Молот», и особенно депутаты  Клинского Совета, вся общественность города и района, а также других районов Подмосковья не допустят тихого и негласного уничтожения историко-культурных объектов Клинского края.
И потребуют от авторов ЦКАД  серьёзного и обстоятельного отчёта.
***
Конечно, я  мог бы предложить проектантам ЦКАД маршрут северного участка,проходящего через Клинский район, который не затронул бы наиболее ценные объекты истории и культуры этого уникального края - северомосковской "Швейцарии"!
Но душа не лежит поддерживать этот проект, зная:
во-первых что подобная дорога, строящаяся ради чьих-то прибылей (знаю, что будет именно так)уничтожит тысячи гектаров великолепных подмосковных лесов, пахотных земель, выворотит наизнанку подмосковные болота, реки и речки;
во-вторых, она должна проходить там, где она нужнее - за Волгой. на территории Тверской и других областей.
И возмущения достойно то, что вершат такими проектами люди, для которых Московия - не родная земля, не личная родина,которую - не жалко.
***
У этой истории появилось продолжение.
Со статьёй "Бомба над Бобловом" я ознакомил редакцию газеты "Серп и Молот" и некоторых краеведов Клинского района...
***
min@mosoblture.ru
Министру культуры Московской области
Г.К.РАТНИКОВОЙ
Копии:
Редактору клинской газеты «Серп и Молот» Н.В.ВАСИЛЬЕВОЙ,
Клинскому прокурору  Э.Ю.КАПЛУНУ.

27 мая 2010 г.

Здравствуйте, уважаемая Галина Константиновна!

20 мая 2010 г.  мне довелось прочитать в клинской газете «Серп и молот» Ваше письмо – ответ на запрос клинских краеведов и редакции газеты  по поводу  сохранности мемориальной усадьбы Дмитрия Ивановича Менделеева «Боблово» в Клинском районе Московской области в  связи с проектированием и предполагаемым строительством  Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД).
Ваше письмо меня, а также нескольких краеведов Подмосковья, повергло в изумление.
Мы ужаснулись, увидев,  как Вас бессовестно подставили  и выставили  Вас перед всей районной общественностью в качестве  некомпетентного человека – работники проекта ЦКАД.
Нас поразило, с какой наглостью и цинизмом проектировщики  окружили Вас многосторонней ложью, направленной на сохранение преступного первоначального проекта ЦКАД.
Постараюсь убедить Вас в том, что путаники  проекта целенаправленно дезориентировали Вас и, будучи сами некомпетентны в ряде вопросов проектирования, постарались  ввести в заблуждение Вас.
Итак, первая ложь.
Проектировщики сообщили Вам, что маршрут ЦКАД в основном проходит по уже имеющимся дорогам.
Это настоящая ложь, потому что, согласно брошюре, изданной ими по проекту ЦКАД, по представленным опубликованным  схемам, маршрут ЦКАД по Клинскому району, особенно по северо-восточной его части,  почти полностью проходит по «живой» территории района, попирая все мыслимые и немыслимые экономические, социальные и исторические территории и границы.
Что за необходимость вообще этой дороги в  таких, насыщенных историко-культурными объектами местах?
Почему окружную дорогу не вести за Волгой, где в ней нуждаются люди больше, чем в Московской области?
Почему нет референдума населения Московской области для этого проекта?
Вторая ложь.
Это особенно циничная ложь, когда проектировщики убеждают Вас, будто бы они учитывают на маршруте проектирования все историко-культурные объекты.
Ничего этого на самом деле не было сделано!
Обратите особое внимание (это касается и лично Вас!): они не провели  НАУЧНУЮ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ (включая археологическую!) ЭКСПЕРТИЗУ ПРОЕКТА И НЕ СОБИРАЮТСЯ ЭТО ДЕЛАТЬ!
Каждому ясно, что социально-культурную экспертизу они должны были представить именно Вам как министру  области!
Вы лично как отраслевой министр должны  были принимать от них защиту этого проекта!
Дополню, что подобные претензии к проекту ЦКАД имеются во всех районах, куда «заглянули» с этим преступным проектом.
Третья ложь.
Состоит в том, что они уверили Вас, будто бы они «передвинут» маршрут.
Устных, ни к чему не обязывающих  телефонных разговоров на эти темы к делу не подошьёшь (это не документ, над такими  аргументами смеются): они не собираются ничего «передвигать»,  потому что уже третий год идут согласования по готовому проекту на местах, а «пересогласовывать» на местности у проектировщиков не принято.
 Такого почти не бывает. Иначе они в таком случае должны были бы на какое-то время отозвать прежние согласования!
Четвёртая ложь.
Скорее всего, ложь через умолчание.
Что проектировщики предполагают делать с реагентами, с химией, к  которой будут на этих исторических пейзажах прибегать при эксплуатации дороги, к примеру, в зимнее время? Сгребать по обе стороны дороги, уничтожая  химикатами вокруг всё живое?
Пятая ложь.
И основная.
Которую, судя по Вашему письму, они подали Вам  как триумфальную новость.
Эту ложь даже нельзя назвать ложью, потому что новость эта от путаников проекта ЦКАД  представляет собою угрозу ничуть не меньшую, чем  планируемый маршрут прямо по Лазаревскому погосту  и по усадьбе «Боблово».
Судя по Вашему письму, они горделиво и торжественно, хотя и  весьма расплывчато,  заявляют о новом  варианте: что маршрут ЦКАД пройдёт «за деревней Чумичёво»!!!
Этот факт означает подтверждение: авторы проекта не знают той местности, по которой они с шорами на глазах планируют дорогу!
То есть сами проговариваются и подтверждают,  что в проекте нет социально-культурной экспертизы!
И они подают мнимый новый вариант прямо-таки как благодеяние: «за д.Чумичёво».
Мало того, судя по Вашему письму, проектировщики заверяют Вас и всех остальных, и нас в том числе, что они якобы таким образом сохраняют наиболее ценные в историко-культурном отношении места!
А на самом деле всё обстоит как раз наоборот.
Это самое «за д.Чумичёво» означает, что новым вариантом ничего не желающие знать и воспринимать проектировщики  приговорили к полному уничтожению одну из ценнейших и живописнейших территорий, принадлежавших Дмитрию Ивановичу Менделееву и его родным.
Эта местность – река Сарповка, Харинский  ручей, Белоручей, лесные и луговые участки и пустоши Журавлиха, Ичия,  Горшково. Александровка, Мануйлиха, Балуево,  Церковный лес, - является одним из важнейших историко-культурных объектов, где совершались события Бобловской истории, а также имеет громадное  значение для дальнейшего развития исторической усадьбы и всего Менделеевского ландшафтного заповедника.
 Некоторые из них, как общеизвестно,  воспеты или отмечены  в творчестве А.А.Блока.
Самое печальное, что, очевидно, отвечая на Ваш запрос, они даже не удосужились хоть как-то обосновать проектные данные и, ничего даже не обдумав, прямым образом подставили Вас  перед всем населением Клинского района.
А между тем судьбой Боблова и окрестностей интересуются не только жители Клинского района, но всего Подмосковья, и всей России, и соотечественники за рубежом.
Советую Вам, Галина Константиновна, пересмотреть Вашу точку зрения, а если не Вашу, то навязанную Вам недобросовестными авторами проекта Центральной кольцевой автомобильной дороги.
Мне же, а также тем краеведам Подмосковья и России, которым дороги места, связанные с именами Д.И.Менделеева и А.А.Блока, приходится для защиты этих мест от истребления обращаться  в другие инстанции  –  в Министерство культуры России и  в Генеральную прокуратуру России.

С уважением – Валентин Иванович СТАРИКОВ, член Союза журналистов РФ, действительный член Географического общества РФ  РАН.

***
31 мая 2010 г.
Клинскому прокурору
Э.Ю.Каплуну
Копия:
Президенту Российской академии наук
Ю.С.ОСИПОВУ.
Добрый день, уважаемый Эдуард Юрьевич!

Прошу  Вас провести прокурорское расследование и взять под прокурорский надзор  деятельность на территории Клинского района  проектно-строительных организаций, осуществляющих проектирование, строительство и эксплуатацию так называемой ЦКАД (Центральной кольцевой автомобильной дороги).
Прилагаемые материалы были частично опубликованы в  Интернете.
С темой хорошо знакомы руководящие лица города и района.
Суть дела: организации, названные в статье (газета «Серп и молот», 20 мая 2010 г.) министра культуры Московской области Г.К.Ратниковой,   проявили некомпетентность, проложив маршрут будущего автобана ЦКАД прямо по  многим  историко-культурным объектам Московской области.
 В нашем  поле зрения – это  ценнейшие объекты Клинского района – Лазаревский погост и усадьба Нурбажь, а также  известная во всём цивилизованном мире усадьба Д.И.Менделеева «Боблово».
При запросе клинской газеты «Серп и Молот» и клинских краеведов министру культуры области Г.К.Ратниковой   она  ответила через газету «Серп и Молот»   20 мая,  будучи введена в заблуждение авторами проекта, которые в УСТНОМ  разговоре заверили её, что маршрут пройдёт «за д. Чумичёво».
«За деревней Чумичёво» – означает севернее деревни Чумичёво, где находится  живописная территория владений Дмитрия Ивановича Менделеева,
предназначенная в перспективе для развития всего историко-культурного и  мемориального ландшафтного заповедника Музея-усадьбы  Д.И.Менделеева.
Уничтожение этих территорий представляет собою преступление против истории и культуры Российской Федерации.
Заслуживает осуждения и сам легкомысленный подход заказчиков – Московских областных властей и исполнителей - проектантов ЦКАД к подбору маршрута по глубоко насыщенной  историко-культурными объектами территории  Московской области.
Совершенно явно этот кольцевой маршрут, предназначенный для разгрузки дорог при подходе к Москве,  должен был пролегать раньше, за пределами Московской области, на севере – за Волгой, в  пределах Тверской, а также  других областей Российской Федерации.
В связи с этим мне представляется странной самоуверенная позиция министра транспорта МО П.Кацывы, продвигающего сей незрелый проект платной ЦКАД.
Проект ЦКАД представляет  собой  орудие преступления – он не имеет  СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА МЕСТНОСТИ!
Думаю, что необходимо подключить к работе Ваших коллег - прокурорский состав  всех районов Московской области, по  которым  бездумно проводят маршрут ЦКАД. Обратите внимание: все схемы прохождения ЦКАД по Московской области намеренно смазаны, смутны или обманны, не дают чёткого представления о действительном маршруте  платного автобана.
Но надо иметь в виду, что первый участок строительства ЦКАД как раз приходится на нашу клинскую территорию между Леншоссе и Яршоссе.
С  глубоким уважением -  Валентин Иванович Стариков,
уроженец  с. Доршево Клинского района (год рождения 1939),
писатель, историк,
член Союза журналистов РФ,
действительный член Географического общества РФ РАН.

Приложение:
1.Статья «Бомба над Бобловом» (Интернет ).
Литература:
1.Мария Лукина.Благими намерениями выложим ЦКАД (http://www.novaya-riga.ru/viewpaper/)objectid/3805.
и др.
***
И вот следует продолжение бюрократических отписок.
Получаю 28 июня 2010 года ответ  Г.К.Ратниковой на моё письмо.
Ситуация, как бы это ни было печально,
начинает принимать
анекдотический характер.
Галина Константиновна не пожелала вдуматься
в антиисторическую и антикультурную суть происходящего
и, игнорируя  факты, ответила письмом,
в котором пробовала меня убедить,
что всё, что происходит со строительством ЦКАД, -
так должно и быть.
Раз, мол, так постановили, то куда же теперь деваться?
Гори синим  огнём и усадьба Д.И.Менделеева
и все её окрестности!
Так и родилось следующее письмо
в этой уникальной эпистолии.

***
29 июня 2010 г.
min@mosoblture.ru
Министру культуры Московской области
Г.К.РАТНИКОВОЙ.
Посылаю ответ на Ваше письмо №247-с/1-44 от 23.06.2010 г..
с уваж. - В.И.Стариков.
Копии:
Премьер-министру Российской Федерации
В.В.ПУТИНУ,
Президенту Российской Академии наук
Ю.С.ОСИПОВУ,
Прокурору Клинского района
Э.Ю.КАПЛУНУ,
главному редактору газеты «Серп и молот»
Н.В.ВАСИЛЬЕВОЙ.

Добрый день, уважаемая Галина Константиновна!

Получил Ваше письмо   №247-с/1-44 от 23.06.2010 с ответом на моё письмо от 27 мая 2010 г., посвящённое разрушительной вредоносности проекта Центральной кольцевой автомобильной дороги  для исторической  усадьбы Д.И.Менделеева «Боблово» и её мемориальных окрестностей.
Прошу Вас простить, мне показался Ваш ответ по этому поводу опять поверхностным и неудовлетворительным.
Едва ли эта отписка удовлетворит и клинских краеведов, и всех жителей Клинского района.
Думаю и надеюсь, что власти Клинского района, депутаты Клинского Совета депутатов не позволят, чтобы создатели  ЦКАД распоряжались в Подмосковье  и особенно на Клинской земле, словно слон в посудной лавке.
(Конечно, я, как специалист по истории и географии  Клинского района, и  особенно тех мест, по которым проходит первый участок пресловутого тайного проекта ЦКАД, мог бы предложить наименее опасный и малоболезненный для местности маршрут этого участка ЦКАД. Но, как Вы уже знаете, я категорически против того, чтобы вести этот маршрут по живому Подмосковью с катастрофическими последствиями для природы и культуры.Тем более что продвигают этот разрушительный проект люди, не знакомые с этой местностью).
В ответе на моё письмо Вы сообщаете, что «в 2009 году сотрудниками института Археологии Российской академии и Государственного исторического музея были проведены археологические разведки по всей проектируемой трассе ЦКАД, были локализированы на местности все известные по архивным источникам объекты археологии и даны предложения по охранным мероприятиям. Отчёты о проделанной работе переданы в соответствующие органы и организации и получили согласование в Главгосэкспертизе и Росохранкультуре.»
Позвольте Вам не поверить. Это прямая ложь, которой  кто-то снабдил Вас и подставил Вас. Во-первых, за один год эти работы, особенно на местности,  провести невозможно из-за их кошмарного объёма. Если же они всё же были проведены, то это говорит только о их качестве. Если бы эти работы  были проведены, то общественность Клинского района знала бы о результатах этих работ. Где они опубликованы? Где они обдуманы и обсуждены? А поскольку в этих так называемых «разведработах» не были названы объекты, непосредственно относящиеся к  истории  местности усадьбы Д.И.Менделеева – Лазаревский погост с усадьбой Нурбажь и кладбищем, сама усадьба «Боблово» с окрестностями – то грош цена  таким «разведработам» и таким экспертизам, тем более  что несмотря на эти якобы проведённые «разведработы» трасса  на всех схемах всё-таки проходит прямо по усадьбе Боблово и по её окрестностям!!!
Где Министерство культуры Московской области?
Какую роль оно выполняет в этом  случае?
В Вашем письме, в котором  Вы рассказываете мне о проекте «Московского областного информационно-аналитического культурного центра» о необходимом составе зон охраны объекта культурного наследия, согласованном Вами, и, как Вы сообщаете, «проходящем сейчас согласование в Клинском районе», я прочитал, что «в соответствии с указанным проектом, на основании ландшафтно-визуального анализа выделен участок, допускающий возможность прохождения трассы ЦКАД с использованием особенностей рельефа местности в целях минимизации ее влияния на усадьбу и окружающие ландшафты». (У меня складывается впечатление, что Вы плохо прочитали моё предыдущее письмо!).
Вы серьёзный человек, если сообщаете мне эту «новость»?
Почему Вы здесь не сообщили всё-таки,  что это за «выделенный участок»? Кем этот участок выделен? Теми людьми, которые не знакомы с историей  местности? А способны только на «визуальное» выделение участка?
Если это снова тот самый участок, о котором Вы сообщили в прошлом  письме, опубликованном 20 мая 2010 г. в газете «Серп и молот», с весьма расплывчатым названием «за д.Чумичево», то в этом случае я должен сказать, Галина Константиновна, что Вы
как Министр культуры Московской области
  несёте личную ответственность за уничтожение уникальных мест, связанных с именами  Д.И.Менделеева и А.А.Блока, - местности, как перспективная с точки зрения  развития историко-ландшафтного заповедника усадьбы «Боблово».В истории Подмосковья Ваше имя будет фигурировать в дальнейшем именно в таком качестве.
Я уже писал Вам, что Вы как Министр должны потребовать защиты этого проекта перед Вами, перед Коллегией Вашего Министерства с привлечением соответствующих специалистов. Что нужно еще?
За уничтожение названной местности вместе с Вами лично должны нести ответственность и  Клинские власти,  депутаты Клинского района, и  работники  российских Музеев Д.И.Менделеева и  Клинского  краеведческого, - все, кто своим заложническим молчанием и попустительством способствовал этому разрушительному для России  неправому делу.

С уважением  -  Валентин Иванович СТАРИКОВ.
***
В начале июля 2010 года я ознакомил с материалами сего дела редакцию "ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЫ", так как, по моему мнению, писатели России должны знать, что происходт  в культурной сфере России и Подмосковья.
***
14 июля 2010 года Клинская прокуратура направила мне письмо, котрое пришло ко мне 21 июля 2010 года. Да, сегодняшняя почта работает именно так: какие-то 200 километров для неё не предел!!!
Это письмо представляет собою копию письма, направленного Клинской прокуратурой - Главе Клинского муниципального района ПОСТРИГАНЮ А.Н.по адресу: ул.К.Маркса 68 "А" г. Клин, МО, 141600 факс 3-75-09.
"07.07.2010 №7-2010.
    Направляется для рассмотрения обращение Старикова В.И. о несогласии с проектом Центральной кольцевой автомобильной дороги в связи с негативным воздействием для усадьбы ДИ Менделеева "Боблово".
    Пр рассмотрении прошу тщательно исследовать все обстоятельства в части компетенций органов местного самоуправления.
    По результатам проведенной проверки, о принятом решении сообщите заявителю.
Приложение: на 3 листах, в первый адрес.
Заместитель Клинского городского прокурора
советник юстиции      Л.Б.Бердник".
***
На днях, в воскресенье 1 августа 2010 года, в Шахматове будет происходть очередной 41-й Блоковский праздник поэзии.
Интересно, прозвучит на нём хотя бы одно слово в защиту  усадьбы "Боблово" и  в осуждение ЦКАД.
Или опять будут талдычить о шизофренической идее объединения  Д.И.Менделеева  с А.А.Блоком?
***
Как оказалось, ничего там такого не прозвучало.
Была задача скорее убраться от жары.
***
В жарчайший день 29 июля 2010 года ко мне почта принесла письмо из Клинской прокуратуры.
Вот что в нём было:

      "По Вашему обращению от 15 июня 2010 года о нарушениях законодательства при производстве работ по строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) на территории Клинского района Московской области проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.
     Строительтво ЦКАД предусмотрено п.11 Постановления Правительства Российской Федерации
от 05.12.2001 №848 "О Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 -2015 годы)."  Согласно данного постановления. строительство участков скоростной автомобильной дороги "Центральная кольцевая автомобильная дорога Московской области" производится в целях повышения конкурентоспособности транспортной системы России и реализации транзитного потенциала страны, а также увеличения протяженности соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров"... (и так  далее)...
      "...По информации, представленной Управлением по архитектуре и градостроительству Администрации Клинского муниципального района, на сегодняшний день по Клинскому муниципальному району согласована ось прохождения Центральной кольцевой автомобильной дороги, в том числе в районе д.Боблово между д.Чумичево и д.Мишнево. Технический проект и проект организации строительства на данный момент не разработаны и не представлены в адрес Администрации Клинского муниципального района.
      В ходе проверки также установлено, что в сентябре 2010 года в Клинском муниципальном районе планируется проведение публичных слушаний по вопросу  оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности при строительстве и эксплуатации ЦКАД. В материалах проработки оси ЦКАД по Клинскому району исторические места - усадьба Нурбажь и Лазаревский погост не упоминались.
     Таким образом, оснований для применения мер прокурорского реагирования не усматривается.
     Также разъясняю Вам, что в  соответствии со ст. 10 Федерального Закона от 17.02.1992 г. №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" решение, принятое прокурором,не препятстствует обращению лица за защитой своих прав  в суд.
                Заместитель  Клинского городского прокурора советник юстиции     Л.Б.Бердник".
***
      Не могу не отметить, что Клинская прокуратура достаточно квалифицированно рассмотрела обращение и в рамках своей компетенции дала вполне логичное резюме. К  сожалению, позиция районных властей по поводу возможного уничтожения  усадьбы Боблово и её окрестностей не выявлена до конца. И требуется  вмешательство других организаций и  инстанций, чтобы  ситуация не переросла в катастрофическую для этих мест (Вы их видите на  фотоснимке).
      Мною 30 июля 2010 года было отправлено в Клинскую прокуратуру письмо, в котором я  уточнял свою позицию по затронутому делу.
    
***
Дни проходят. Но никакого движения по проблеме ЦКАД нет. Вижу в Интернете,
что начинают протестовать люди в других районах Московской области.
23 августа 2010 года я вынужден опубликовать
"ЦКАД.Открытое письмо губернатору Московской области Б.В.Громову".
 Привожу здесь это письмо полностью.
"23 августа 2010 г.

Губернатору Московской области
Б. В. ГРОМОВУ
Копия:
Министру культуры Российской Федерации
А.А.АВДЕЕВУ.
Копия:
Прокурору Московской области
А.М.МОХОВУ.


Уважаемый Борис Всеволодович!

           В 2006 году Вы подписали маршрут Центральной кольцевой автомобильной дороги ЦКАД.
           Могу понять, что Вы подписывали этот маршрут, учитывая, что он будет корректироваться при исполнении.
           Наверно, Вам пока ещё не доложено, что тысячи жителей Подмосковья и Москвы протестуют против варварского проекта ЦКАД.
          Многих потрясают невероятная дороговизна проекта ЦКАД, сопоставимая с ценой проекта туннеля под Ла-Маншем и стоимостью коллайдера под Альпами (см. недавние вопросы Юрия Шевчука В.В.Путину в Петербурге), а также предстоящая гибель лесов, болот, родников и памятников истории и культуры.
         И это в то время, когда в Подмосковье не решено множество социальных и культурных вопросов.
          Никто не сомневается, что треть этих средств будет  расхищена.
Ужасно, что дорогу, по Вашему счёту,  будут строить иностранцы – это те люди, которым не дорого Подмосковье и которым ничего не жаль уничтожать! И это при  нашей, подмосковной безработице!
         Самое главное несчастье этого проекта – непродуманность. Так,  этот легкомысленный проект не прошёл социально-культурную экспертизу, ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОТОРОЙ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАЩИЩЁН  перед Министерством культуры России!
        Неужели поэтому  все подробности проекта ЦКАД находятся в таком секрете и окутаны такой пеленой лжи, исходящей от Ваших чиновников?
          Печально, что пропаганда проекта ЦКАД ведётся при постоянной лжи чиновников, о том, что якобы будут учтены все личные вопросы граждан, о том, что якобы будет уничтожено «всего лишь» какая-то тысячная доля  подмосковных лесов (слова министра  транспорта МО П.Д.Кацывы), о том что…
         Создаётся впечатление, что Вы, Борис Всеволодович, а также и Пётр Кацыва, - не представляете себе, в каком регионе живёте. В каждой подмосковной электричке, на которых Вы, конечно, не ездите, каждый день по множеству раз  поездное радио втолковывает пассажирам об уникальности  региона – Подмосковья!
            Многие люди, включая  многих учёных, уверены, что ЦКАД должна была бы проходить дальше от Москвы – за Волгой,  где она нужнее.
            Мало того, уже специалисты отмечают, что, несмотря на Ваши оптимистические заверения,  экономический эффект от ЦКАД будет  ничтожным, а  вред она принесёт непоправимый.
           Прошу не обижаться, но я с некоторых пор стал сомневаться
 в Ваших возможностях как губернатора.
          Так, Вы не смогли остановить такую шизофреническую и противоестественную  идею как присоединение Музея-усадьбы Д.И.Менделеева в Боблове Клинского района к  музею-заповеднику А.А.Блока в Шахматове  Солнечногорского района, исходившую из чьей-то личной корысти.
          Теперь, по  мановению Вашей руки,  на первом участке ЦКАД, намеченному по Клинскому району, в ближайшие месяцы и годы будут уничтожены: всемирно известная усадьба «Боблово» великого русского учёного-энциклопедиста Дмитрия Ивановича Менделеева, её ценнейшие окрестности - историческая дворянская усадьба Нурбажь,  Лазаревский погост с фундаментом Владимирской  церкви и старинным кладбищем, входящие в главный пейзаж Музея-усадьбы Д.И.Менделеева «Боблово», а  также угодья Д.И.Менделеева между деревнями  Чумичёво и Бутырки – перспективная территория  предстоящего к развитию  Менделеевского музея-заповедника.
          Уже четыре года после Вашего подписания маршрута ЦКАД мне приходится  убеждать разные инстанции, в том числе Ваших помощников по ЦКАД, что такая ось маршрута ЦКАД преступна, что даже в такой ситуации ЕСТЬ  ВОЗМОЖНОСТЬ  ИЗМЕНИТЬ МАРШРУТ  БЕЗ  УЩЕРБА ДЛЯ  ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ МЕСТ, и я  как специалист по Клинскому району, могу предложить этот вариант.
           Однако никто из Ваших сотрудников и подчинённых  не  озаботился этой проблемой, и я продолжаю получать смехотворные бюрократические ответы, похожие на бормотанье попугая.
          Но всё же надеюсь, что здравый смысл всё-таки сыграет роль в развитии Вашего решения и по той проблеме и  по ЦКАД , и подскажет правильные действия при прокладке первого участка ЦКАД.
         
 Валентин  Иванович СТАРИКОВ,
писатель, историк,
член Союза журналистов РФ,
действительный член Географического общества РАН,
специалист по охране памятников истории и культуры.
***
После публикации отправляю это письмо по адресу губернатора
и в копиях другим адресатам.
***
Оказалось, что губернатор Б.В.Громов посетил Клин накануне,20 августа 2010 года.
Речь шла о стихийных катаклизмах - о лесных пожарах и о проблеме затопления торфяников.
Интересно, шла ли речь о таком предстоящем рукотворном катаклизме как ЦКАД?
***
21 сентября 2010 г.
Пришло сразу несколько писем, касающихся конфликтных ситуаций в историко-культурных сферах...
Письмо №С-3414-19 от 10.09.2010.
Заместитель  Руководителя админсирации Клинского района О.В.Кузнецов, с копией в Клинскую городскую прокуратуру пишет:
"В.И.СТАРИКОВУ...
По существу Вашего обращения от 29.06.2010г. сообщаем следующее.
Центарльняа кольцевяа автодорога является объектом федерального значения, и все оснвоные согшласования проводятся на федеральном уровне и уровне субъекта Российсой Федерации. Муниципалитет принимал участие в согалсовании трассы ЦКАД по территории Клинского муниципального арйона в рапммках всоих полномочий. Волпрос уточнения прохождения трассы в рапйоне рассматривался Минисретсовм культуры Московмкой области т Росоххранкультурой.
В ближайшее время в рамках действующего законодательс тва пла нируетяс проведение  публчиных солушаний по арсмотрению преоткной документации по данному  строительству, в формате котрых возможно  и Ваше уачастие.  Инфорация о дате и месие их проведения публикуется в ммсетном СМИ - газеа "Серп и молот".
***
Сразу же отвечаю:
"22 сентября 2010 г.

Зам. Главы администрации Клинского района
О.В.КУЗНЕЦОВУ
На Ваш №С-3414-19 от 10.09.2010.

Добрый день, уважаемый Олег Васильевич!
Благодарю Вас за рассмотрение вопроса о корректировке проекта ЦКАД.
Сегодня я посылаю обычной почтой В.В.Туманову пакет эскизов бесконфликтного варианта Клинского участка ЦКАД и предложения по корректировке проекта  Москва – Санкт-Петербург.
Отправку продублирую в электронном виде.
Прошу Вас рассмотреть этот вариант взамен разрушительного.
Ещё раз хочу обратить  Ваше  и всей администрации внимание на тот факт, что при  проектировании ЦКАД не было выполнено главное – социально-культурная экспертиза проекта, которая должна быть защищена перед Минкультуры России и Минкультуры Московской области.
Удивления достойна и так называемая «точность» проекта.
Надеюсь, что  Вы как  строитель согласитесь, что недавняя формулировка проектантов ЦКАД, звучащая  так  - «за деревней Чумичёво»  - выглядит анекдотично.

С уважением –
Вал.Ив.Стариков.
***
Сегодня, 24 сентября 2010 года, в ответ на  письмо В.В.Туманова посылаю заказным письмом
главному архитектору Клинского района В.В.Туманову детальные эскизы
оптимального варианта Клинского участка ЦКАД, который минует историко-культурные памятники Клинского и Дмитровского районов, а ткже предложения по корретировке проекта трассы Москва - Санкт-Петербург.На днях продублирую их по электронной почте.
Сопроводительная записка:
"25 сентября 2010 г.
Главному архитектору Клинского района
В.В.Туманову.
Добрый день, уважаемый Владимир Викторович!
        Посылаю эскизы оптимального варианта  Клинского участка ЦКАД, сохраняющего основные историко-культурные ценности  Клинского и соседнего Дмитровского района.
        Прошлую неделю я жил в Клину, но во время возможных слушаний ввиду неважного самочувствия приехать не смогу.
        Поэтому убедительно прошу Вас и весь административный ресурс Клинского района поддержать предложенный вариант и профессионально сделать всё возможное и зависимое от Вас, чтобы  скорректировать как проект ЦКАД, так и проект трассы Москва – Санкт-Петербург.

С глубоким уважением -   В.И.Стариков."
***



***







(Продолжение следует)
На снимке: местность Боблова в Клинском районе, подлежащая уничтожению с помощью ЦКАД.


Рецензии