C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Глава 59. Лекальщик - не простая профессия!

               

       Лёня Останин мой наставник и учитель по изготовлению этих лерок (плашек) так обесценил, своей высокой производительностью, расценки, что они ему уже были и не интересны и свой заработок он делал на других каких-то поделках  с более высокими расценками.  Жена его работала поммастера, то и приносила ему более выгодную работу. Мне же приходилось учиться на том, что есть и о заработке я  ещё и не помышлял. Обычно я изготовлял мелкие плашки с резьбой: М3; М4; М5; М6;М8 более крупные доставались моему наставнику, т.к. расценки на них не так ещё сильно были срезаны. Партии сразу были большие по 500-600 лерок. Сначала это были сырые (не калёные) заготовки в виде диска с внутренней резьбой сделанной уже токарем. Мне же оставалось просверлить на специальном горизонтальном сверлильном станочке дырочки в плоскости этого диска через специальный калёный кондуктор, потом засверлить луночки по окружности для леркодержателя, заклеймить, т.е.  пробить на каждой лерке  размер резьбы, запилить затылочек на получившихся усиках, которые и режут металл, и отдать потом всю сделанную партию, в закалку. После закалки нужно было ещё прогнать метчиком резьбу и партия готова к полной сдаче.
 Не помню, сколько я сделал этих лерок, но не один десяток тысяч это факт, насверлился на всю жизнь. Но работа меня не утомляла, мне всё нравилось и смены у меня пролетели быстрее, чем школьные уроки. Работал я только в первую смену с 08.00 и до 17.00 с обедом. Очень я гордился своим рабочим статусом, на работу ездил на троллейбусе 2-го маршрута, остановок, наверно, восемь или десять, никогда не опаздывал и могу сейчас сказать, что за всю свою тридцатишестилетнюю производственную деятельность я не сделал ни одного прогула. 
          Родители заметили мою прилежность к работе и пригласили меня на семейный Совет для объявления своего решения и моих перспективных жизненных планов. 
На Совете было мне сказано, что до армии меня они докормят, а во всём остальном я должен находиться на собственном обеспечении, т.е. одеваться, веселиться и т.д. Меня такие условия вполне устраивали и денежки все, заработанные оставались у меня, но пока что-то очень мало я зарабатывал, но на фотоаппарат «зоркий» сразу стал откладывать, стоил он тогда 800 рублей. Я был счастлив! Учится в вечерней школе даже и не помышлял, устал и в дневной.
      Но и администрация цеха тоже заметила мою прилежность и, видимо, побеспокоилась о дальнейшей моей квалификации и освоения специальности инструментальщика. Чему бы я мог научиться, изготовляя только эти плашки, которые бы мне обрыдли уже через какое-то время. Но произошедшие события не успели меня довести до степени этого обрыдления. И опять мне повезло. Немного освоившись со своим рабочим местом и, начав выпускать, первую свою продукцию, начал наблюдать, что и кто, и на чём работают другие производственники. Наш верстачок был окружён различными интересными и точными станками. Сзади  на маленьком токарном станочке, который имел название «кергер», видимо, импортного происхождения, работала молодая девушка Валентина Фёдорова. Валентина была очень серьёзной девушкой, училась в вечернем институте и была передовиком производства. Из-под её умелых рук вытачивались самые разнообразные токарные изделия, и так у неё всё это было чётко отлажено, что только наблюдать за её работой уже было наслаждением и часто,  наблюдая, хотел бы оказаться на её месте, но не суждено!  Впереди моего верстака стоял и работал огромный шлифовальный станок, на котором шлифовались  с  эмульсионным охлаждением, очень точные калиброванные цилиндры и цилиндрики, назначение, которых в дальнейшем, измерять допуски и припуски при изготовлении изделий на токарных станках. Всё было интересно вокруг меня,  и я был рад, что сменил школьную парту на верстак слесаря!  Обратил внимание, что в конце цеха ещё какое-то помещение за стеклянной перегородкой с дверьми, в которую входили и выходили работники цеха. Любопытство разбирало меня, и я подошёл  к этой застёклённой перегородке и стал наблюдать, а что там происходит?  А там оказалось много мужчин,  все они сидели на табуретах и делали какие-то непонятные движения руками, как будто что-то стирали на стиральной доске, но только движения были по горизонтали. Расспрашивать было не у кого, я же не на экскурсии, думал я, и вообще место моё у моего верстака и болтаться и слоняться по цеху было, и не прилично и не дисциплинарно. Однако  меня всё-таки тянуло к этой перегородке,  и я старался задержаться и продолжить свои исследования. Вдруг сзади меня остановился мужчина, потом как я уже узнал, это был старший мастер этого участка по фамилии Русаков. Лекальщиком хочешь стать?- спросил он. Кем, кем – не понял я. Он меня пригласил войти и я оказался впервые по ту сторону интригующей стеклянной перегородки. Лекальщик  - это же престижнейшая специальность инструментальщика!
Что к чему, я быстро сообразил и, не задумываясь, дал согласие. Никогда не пожалел,  а о том, что я уже лекальщик раззвонил всем своим домашним и дворовым пацанам, хотя до того времени, чтобы по настоящему назвать себя лекальщиком было ещё далеко,   пальцы не сразу стали ощущать творчества необходимого для передачи правильного восприятия металлом.  Я был горд и  доволен своей неожиданной фортуной!  Правда, мне сказали, что немного надо подождать с переводом и выполнением некоторых административных формальностей. А мне предстояло встретиться с новым мужским коллективом и новым наставником, но об этом в следующей главе.
    http://www.proza.ru/2010/04/26/578


Рецензии
Опять свезло парню, это хорошо...

Тамара Брославская-Погорелова   27.07.2012 11:29     Заявить о нарушении