Про ЦИРК

…На заработанные в тайге и тундре «геодезические» деньги мама наконец-то купила отдельную микроскопическую (21 м2) двушку-кооператив в девятиэтажке (14 дом), в самом начале улице Челюскинцев. По самой Челюскинцев тогда еще бренчал трамвай…На другой стороне простиралась до самой Оби, до леса, омывая железку, деревня-нахаловка, с петухами, гусями, и даже звонкой коровой, которых также было слышно в открытые окна восьмого этажа ранним летним утром… А ночью звонко отскакивало и металось вдоль улицы эхо отходящих поездов…и переговоров по громкой связи сплетниц-диспетчеров: кто, с кем, почем, где и во сколько;)), - обычно – с трех до пяти ночи…
Жизнь заметалась между полной любимых родственников-соседей, всякого зверья и интереснейших старых вещей квартирой на Урицкого, 32,…и пустой, но своей комнатой на Челюскинцев….Окна моей комнаты выходили на северо-запад, и вечером можно было видеть изумительные закаты над рекой и лесом… На пустынную площадку под окнами стал выползать народец – то же дети геодезистов-геологов в том же возрасте + - 4 года…
Игры были – футбол, казаки-разбойники, хали-холо, резинка… под трамвай на рельсы, не взирая на свирепых вагоновожатых,  особо отчаянные головы подкладывали оловянную проволоку, пятачки…особый кайф, – положить офицерскую пуговицу…получался настоящий орден…на этой почве я и вошла в уже сплотившийся дворовый коллектив, - в ход пошли пуговицы, тайком срезанные с дедушкиного парадного мундира….бабушка мне их долго простить не могла, так как влетело почему-то ей, - я, как  дедова любимица, пользовалась «абсолютной депутатской» неприкосновенностью…может, дело было еще и в дефицитном резиновом бинте, который мы выцыганили уже в честную со старшим троюродным братом,  - с условием, - вернуть в целости,...- какое….- бинт пошел на дело закрепления дворового успеха, и был разрезан на резинки для арбалетов и рогаток, а также на мелкие резиночки, которыми великолепно стрелялось с шариковых ручек;).

… Оказалось, что я совсем не плохо ловлю мячи…и с тех пор меня ставили сначала левым защитником…а потом – и вратарем нашей дворовой сборной ;)… И вот, как-то раз, игра в разгаре, и вдруг, что-то происходит.. наши «трамвайные» герои рвут штаны от дороги через густые кленовые заросли:  «Ребзиииииииииии!!!!!!!!!!!!!!!! ЦИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИРК ПРИЕХАААААААААААААААЛ!!!!!!!!!!!!!».
И мы бросили мяч, куртки,  и, обратно, сквозь кусты, ломанулись к дороге… А там – о ЧУДО!!! Плавно покачиваясь, шли какие-то гигантские кони, тащившие вагончики с яркими надписями…ииии ….ИИИИИИИИИИИИИИИИ….СЛОНЫ!!!!!!!!!!!!!! Настоящие, живые слоны с погонщиками на мощных шеях…а мы стояли, завороженные, едва ли не под копытами и ногами-колоннами, задрав головы и открыв рот….А они шли сквозь и мимо нас, от вокзала, вдоль по пустынной (тогда еще!!!:)) улице Челюскинцев… к таинственному зданию в другом конце улицы с большими сияющими буквами и огоньками разноцветными вдоль всей круглой, лихо заломленной, как фуражка подвыпившего капитана, крыши…И я долго-долго в тот вечер смотрела на эти огоньки из окна второй, маминой, комнаты….
«…А билетов в цирк не достать»…. – так грустно, но, – решительно заявила, вернувшись на следующий вечер с работы, мама… Слово «дефицит» уже вползло в жизнь провинциальных городов…Вползло и закрепилось буквально за всем, что имело какую-нибудь житейскую ценность…А цирк, с его слонами и огнями, в ранге главного чуда детства, - имел!!!!!!!! И еще какую ценность!!!!!!!!!! …В детстве существует множество ритуалов, сродни волшебству, - ну, там, поплевать три раза через левое (правое) плечо…мелкие крестики по пять раз… или вот – торжественная закладка «секретика», - своеобразного «клада» с сакральным особым смыслом… В секретном месте, чтобы никто не видел, на газоне за домом, за густым кустом сирени….под синее редкостное стеклышко и самый-самый красивый фантик, была захоронена серебряная брошка со стразами, старорежимная, подарок соседки «из тех», (старушек-лоточниц «69» ;), главная моя детская ценность… все старательно прикрыто камушками и пучком свежевыдранной травы…произнесены полагающиеся слова….ну…типа крекс-фекс пекс,… ну только – очень серьезно…и загадано желание – образ:  здание в огоньках, я, в платье с рюшами, в банте  и белых гольфах, вплывающая внутрь, и – круглая арена где-то внизу…и  там - СЛОНЫ….   

…Вселенная, немного притормаживая, или, наоборот, раскручиваясь куда более неспешно, чем несутся вскачь человеческие, а тем более, - детские, - желания, выполнила мою просьбу с лихвой, но весьма затейливо, так, как только Вселенная и умеет;)). Один мудрый человек (монах), как-то, много-много лет назад, сказал мне фразу, над которой я часто задумываюсь до сих пор, потому, как все точно так и есть: « Бог выполняет все наши просьбы…только мы не часто представляем, о чем просим…».
…В то же сумасшедшее предшкольное лето возле нашего дома вырыли котлован и стали забивать сваи. Жизнь из пустынного двора сразу же переместилась в «зону повышенной опасности»…Ведь настоящие приключения поджидали именно там! И мы скакали, - по выходным, и после пяти, когда жизнь на стройке замирала, - по этим недобитым сваям, как горные козы, как бесстрашные циркачи… Ребенку не ведом страх, зато постоянны попытки словить ощущение свободного полета (я – птица!!!). Именно поэтому, в секции фигурного катания у меня одной и получались эти безумные прыжки в два с половиной оборота, в отличие от десятилеток с нормальными тормозами в голове ;).
…А самая недобитая из всех недобитых свай оказалась со сколотым верхом, по которому легко соскользнула кожаная подошва сандалика…Открыв глаза через некоторое время, я увидела под ногами небо, а вокруг – перевернутый мир;, почувствовала под ноющим затылком и спиной бетон, а, посмотрев пристальнее вверх, поняла, почему так болит нога….рант того самого сандалика зацепился, извернувшись, за вмазанное в сваю металлическое полукольцо, за которую эти дуры тягает подъемный кран…Потом я, выгнувшись, и посмотрев вниз, поняла, что вишу еще довольно высоко – метрах в трех над землей… Звать на помощь маму как-то не хотелось, ибо….не ходите дети в Африку гулять;)! И я решила – падать до конца,  лихо выдернув ногу из «свайного» захвата, и кубарем скатившись в глину котлована... «Фигурная» выучка пригодилась, упала я как тесто, вытряхнула глину из волос и карманов, и поковыляла домой. Дома я, конечно, сказала, что упала…не сказала, где и откуда ;)). Посему до свадьбы все должно было зажить…
…Но утром следующего дня мир завертелся вокруг меня бешенной каруселью, уже при попытке сесть в постели….И карусель эта не тормозила еще очень и очень долго… Накрылась десятая английская спецшкола с шести лет (счастье –то какое!!!!:)), к которой долго готовили меня родители… много чего накрылось…
…И, по настоянию наимудрейшего старичка-невропатолога, который за год всего проделал титаническую работу, научив меня заново говорить, по-другому запоминать и даже…думать по-другому (этого чудо-врача отыскал дед, он и его вытащил после военной еще контузии), пошла я в самую обычную школу … «для детей инженеров» ;), №88, двор которой был виден из маминого окна…
Лет мне было уже почти восемь, и я оказалась самой рослой девочкой в классе (ростовое преимущество я сохраняла класса до четвертого…но с тех пор больше не расту ;). Естественно, меня сразу усадили за последнюю парту, где в течение первого класса я отрабатывала написание заглавных букв Ш и Ж (эти монстры мне абсолютно не давались;), либо, решив оба предложенных варианта по математике и сделав даже и домашнее задание, тихонько почитывала Даррелла, либо – Майн Рида и Жюль Верна. Учительница была рада, что я надежно нейтрализована и не вмешиваюсь в ход урока, ведь кроме меня в классе – еще тридцать восемь человек…из которых читать по слогам умели единицы…
Родители в четыре года записали меня в детскую библиотеку им. Павлика Морозова…Но к восьми годам книг из этой библиотеки мне стало не хватать. К тому же
прийти за новыми можно было только через 10 дней, а набирать за раз разрешалось не более 6 книг… И я самостоятельно записалась в  еще одну библиотеку – Железнодорожную, с огромным фондом приключенческой дефицитной литературы…
Книжные миры затягивали меня с потрохами…Мама стала прятать от меня книги. Да без толку.  Лишь раз она заметила, что «надежно» припрятанная стопка книг ... изменила формат ;.   Последствия были такими: неокрепшее детское зрение стало стремительно «падать»…С диагнозом «прогрессирующая миопия» и «астигматизм»  меня пересадили за первую парту, - к самой стенке, чтобы никому ничего не загораживала.
А соседом моим по парте оказался Женька Коротаев, по прозвищу «Коротышка»…догадайтесь, почему;). Женька свободно болтал ногами под партой (первой, сааамой маленькой в классе), не доставая до подножки, а у меня коленки и без подножки упирались в верхнюю крышку. И, надо сказать, я завидовала Женькиному болтанию ногами и его вечному оптимизму, и ямочкам на щеках, когда он улыбался, а улыбался он всегда ;.  Но я не долго хмурилась этому его болтанию…минут пять… потом Женька повернулся, блеснул огромными глазищами, засветился всеми своими ямочками и зашептал: «А хочешь, я тебя с Юрием Никулиным познакомлю???»
И Женька не сбрехал ;). Дело в том, что наша школа таинственным образом охватывала не только «инженерно-железнодорожниковский» спальный микрорайон. К ней почему-то относилось общежитие цирка, которое стоит на площади Кондратюка, наискосок от знаменитых Федоровских бань. Женькин папа оказался осветителем  в цирке. Он работал на самой верхотуре, там, где кончаются ряды кресел и стоят мощные прожектора с цветными фильтрами, - «пушки». Вот этими самыми «пушками» он и управлял, был «пушкарем». А Женькина мама была РАСПРОСТРАНИТЕЛЕМ билетов.
И поэтому наш класс всегда мог попасть даже на самое «дефицитное» представление. А у самого Женьки всегда были контрамарки на эту самую верхотуру под пушками… И, что самое для меня невероятное, – неограниченный доступ в самый внутренний мир цирка, – за кулисы!  Мир вокруг сделал восторженный кульбит и  пошел, - за Женькиными веселыми  ямочками, - на руках ;!
Вокруг бушевала цветущей сиренью и яблонями поздняя весна, на цирке висела гигантская афиша с портретом "Балбеса Всея Руси", и на ДКЖ напротив моего окна - тоже. И, словно во сне, я вплыла в заветное здание в загаданном платье с рюшами, и в гольфах, и в лаковых  белых туфельках и даже с бантом, с трудом цепляющимся за короткие упрямые кудряшки. Я проплыла между изумленными одноклассниками, толпившимися в фойе (хотя до начала представления еще было минут 30-40), к боковой дверце, где нетерпеливо, подпрыгивая и размахивая руками (чтобы я его точно заметила) ждал меня Женька.
                Едва выпалив мне "Привет!", - и - "Жди здесь!", - он тут же исчез за дверью. И через пару минут возник снова. Не один. Он тащил за руку улыбающегося ЧЕЛОВЕКА С АФИШИ. "Вот, Юрий Владимирович, познакомьтесь, это моя подруга Лена!" (когда я успела стать его подругой? - Но с этого момента – точно! ), - звонко выпалил Женька. "Здравствуйте, Лена! Я - Юрий Владимирович!", - сказал Человек С Афиши, и протянул мне руку …Совершенно без голоса, одними губами я ответила: "Здравствуйте, Юрий Владимирович, я – Лена…", - и протянула ему свою дрожащую и мгновенно ставшую влажной ладошку ….Потом Женька схватил меня за другую руку и потянул в сторону, так же звонко выпалив: "Спасибо, Юрий Владимирович! Ну, нам пора!".
И сияющий Женька потащил меня, маленьким энергичным буксиром, как большую неловкую баржу, - в сторону толпы обалдевших одноклассников… А Никулин по-прежнему стоял у заветной боковой дверцы и улыбался нам вслед…
 "Ребята, мне эту руку Никулин пожал… Живой Никулин!!!", - как будто они и сами не видели… Где-то позади раздался смех, и хлопнула дверь…

              …Кроме представления в цирке я побывала еще на двух концертах Никулина в ДКЖ. Юрий Владимирович рассказывал о своей боевой юности, о том, как стал клоуном, как снимали фильм "Ко мне, Мухтар", и про цикл "трус-бывало-балбесовских" фильмов, рассказывал кучу анекдотов из этого же цикла, что-то пел… Но каждый концерт он начинал одной и той же байкой про маленькую девочку, которой пожал руку "ЖИВОЙ НИКУЛИН" ….. )))))))
С тех пор и начался мой роман с цирком. Загвоздка была в одном: после случая на стройке мама боялась выпускать меня на улицу «без присмотра». Поэтому я должна была ошиваться только в нашем и соседнем дворах, которые накрывал обзор из маминых окон.
Но выход был найден – гуляя с друзьями (но не одна!:)), я могла на некоторое время «зайти за дом»…Если идти очень быстро, то за 15 минут можно было доскакать до цирка, потусоваться там полчаса, и бегом добежать обратно, чтобы покричать под окнами маме, типа – я тут, только что «из-за дома»;)). Ну вот, Женька иногда заходил за мной, и мы мчались туда, – за кулисы, или – посмотреть, как репетирует кто-нибудь из знаменитостей. Надо было тихонечко прокрасться из очередной маленькой потайной дверцы в зал и «сидеть - не мешать»…
Во время гастролей в нашем цирке Никулин обкатывал новый номер с собакой-ризеншнауцером. По тому времени порода была в СССР новой, и мне, как заядлой собачнице, было жуть как интересно наблюдать из полутемного зала, как Юрий Владимирович работает с собакой. В номере, помню, кроме его напарника, – Михаила Шуйдина (он был энергичный задира, «рыжий», – а «Юрик», - флегма, «белый клоун», которого все время разыгрывали), - еще участвовала его жена Татьяна, тоже «клоунесса». Что-то про «даму с собачкой и хулиганов»… Собака действительно была изумительная, – и по подвижности, и по интеллекту. Чувствовалось, что сам артист от нее кайфует. Он говорил, что этот пес  для него – член семьи. И разговаривал с ним, как с человеком…          Надо сказать, что со всеми Никулин в цирке разговаривал …одинаково…  Ну, то есть, одними и теми же словами, интонациями, – что с дирекцией, что с осветителем, что с нами, детьми… Он был очень такой бесхитростный ….Анекдоты часто рассказывал, причем собирал их и записывал в тетрадку (говорил, что от отца досталась), - ключевые слова и конечную фразу. Мы с Женькой ему тоже какой-то детский анекдот рассказали, про медведя и мотоцикл с коляской…не помню уже;).
Во время репетиций он иногда присаживался на бортик перекурить. А ризен пристраивался, высунув язык, у него в ногах… Так и остались они вместе навсегда – оба бронзовые, на Новодевичьем – Никулин и его пес.

Вообще, в цирке мне больше всего нравились именно клоуны и дрессировщики.
Клоуны – за их оптимизм и универсальность, они умели буквально все…как правило, клоуны были очень дружелюбны по отношению к нам, детям. Женьку часто использовали в номерах в качестве «подсадной утки», а я стеснялась и отказывалась;.
Из клоунов запомнились еще Карандаш (но я о нем уже писала в лист) и Анатолий Марчевский (между прочим, ныне – директор ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО цирка!!!!). Марчевский – клоун другого типа,  такой – более современный, интеллектуальный, у него было много «мимических номеров». Мне очень нравился номер, где он жонглировал вениками, и «парился», - Сафрину бы понравилось;). Вот, глядя, как он репетировал, я и поняла, что клоун – самая сложная и универсальная специализация в цирке. Марчевский действительно умел все ЛУЧШЕ любого другого артиста – и канатоходца, и жонглера, и акробата, и эквилибриста. Ведь в шуточных номерах-пародиях используются нестандартные предметы с «отклоняющейся» балансировкой, а все «ошибки» и «корявости» исполнения – на самом деле – очень тщательно просчитанные и поставленные трюки. Ни кто в цирке не вызывает у зрителей большего сочувствия, ощущения сопричастности к представлению, чем хороший клоун. А Марчевский был изумительным клоуном!
Из дрессировщиков запомнились потрясающая Дурова, Филатов с медвежьим цирком и Запашные с хищниками…
Цирк Филатовых – это именно цирк, не отдельный номер, а группа аттракционов- номеров с медведями (бурыми, «настоящими»;). Медведи делали буквально все, часто участвуя в «лубочно-русских» номерах вместе с людьми-артистами. Они ходили по канату, жонглировали, участвовали в акробатических номерах, прыгали на подкидных досках, через скакалку, ездили на самокатах, велах (в том числе и на моноциклах), и, самые талантливые, - на мотоциклах (вот этот трюк точно никто в мире еще не повторил). Был даже медвежонок- коверный, клоун. Медведи-мотоциклисты, по рассказам, дважды угоняли на мотоциклах «на улицу», но были вовремя  отловлены выезжавшим за ними Филатовым.
Филатовский медвежонок укусил меня за кулисами за ногу. Сначала играл, и мы его гладили, он урчал, ему нравилось, и вдруг, ни с того ни с сего – укусил!  Благо, дело было зимой, мы ввалились за кулисы через наружную дверь, «после горки», и под толстыми ватными штанами на мне были высокие валенки. Синяк, однако, остался. Ни до, ни после этого ни один зверь меня никогда не кусал «в серьез». Про повадки медведей я тоже уже в лист писала. Я - то о них знаю «на собственной шкуре» ;). Рассказывал мне о них сам Валентин Иванович, отрывая от меня медвежонка ;).
Особые впечатления остались от Натальи Юрьевны Дуровой, универсальной дрессировщицы (и, кстати, замечательной детской писательницы). Она была очень веселой, жизнерадостной, эмоциональной, от нее просто свет какой-то лился. Впервые я ее увидела на входе в цирковую общагу, где поджидала Женьку. Там же, в общаге, располагалась и гостиница цирка, где жили артисты. А вот «зверье» проносить и содержать в гостинице и общаге строго воспрещалось, и вахтеры за этим тщательно следили. И вот Дурова нам со смехом рассказала историю про то, как она пыталась пронести в гостиницу свою любимую ручную лису под видом воротника-горжетки. Лиса удачно справилась с ролью пару раз…а вот на третий раз вахтерша попалась – восторженная любительница мехов…С криком: «Ах, какая прелесть!» она погладила «горжетку», лиса встрепенулась и широко раскрыла глаза…вахтерша упала в обморок…
На репетициях Натальи Юрьевны мне удалось покататься на страусе (в тележке), посидеть на верблюде, а вот с вожделенными слонами случился облом. Дурова репетировала номер со слонихой Дашей. И там Даша поднимала артистку хоботом и сажала на шею. Я приносила Даше тайком заныканые дома за обедом яблоки, и слониха относилась ко мне вполне так благосклонно…Хотя  - что там маленькое яблочко – слону!!! И вот Дурова предложила нам с Женькой – попробовать  прокатиться на Даше…
…Одно дело подавать через бортик яблоки…и – совсем по-другому слон смотрится, когда ты стоишь рядом с ним…ААААА! Сейчаааааас она меня возьмет этим своим «щупальцем»,  ииииииии …. я убежала ;)…А Даша на меня обиделась. И когда я на следующий день принесла ей яблоко, она скосила на меня маленький глаз, вздохнула, и…повернулась спиной…
Кстати, Дуровой именно в мастерских нашей, Новосибирской железной дороги рабочие по собственной инициативе восстановили фамильный дуровский аттракцион – «звериную железную дорогу».
А про Вальтера Запашного, известного укротителя львов и тигров, – воспоминания особые. Именно на нем закончился мой роман с цирком. А было это так. К тому времени, как к нам на гастроли приехал Запашный, я в цирке уже была «своим» ребенком, наравне с Женькой. Мне было лет 11-12, - ничего так уже девица ;. Мы спокойно тусовались с детьми циркачей. Многих из них с детства вовлекали в номера, у них были многочасовые ежедневные очень тяжелые тренировки. Особенно гимнастам доставалось и акробатам. Впрочем, дети Запашного, Эдгар и Аскольд (да, вот такие имена, и в цирковой среде это – не редкость), которым в то время было пять и шесть с половиной лет, уже умели и на лошади стоя скакать, и жонглировать, и на руках ходить, и «колесо» делать…Но, конечно, руки – то у них чесались…быть, как папа….И были они в папу – сорвиголовы и хулиганы…и красавчики – в маму ;, сейчас  братья Запашные считаются секс-символами российского цирка;. Вальтер с ними особо не церемонился, хотя и очень любил, и многое позволял, но  иногда они и хлыста от него огребали, – все «за дело»;. Во время гастролей у «звезды» их номера – тигрицы Раджи были тигрятки. Маленькие совсем…Меньше месяца. И как-то Эдгар парочку притащил – нас там много было ребятишек, - начало лета, каникулы…Кому не хочется тигренка живого на руках-то подержать!!!. На следующий день Женька, я, и еще пара гавриков вместе с братцами Запашными потихоньку прокрались к клетке, где была Раджа с тигрятками. Мы подошли к клетке в плотную (там нет барьеров, как в зоопарке, а рабочий, который должен присматривать за животными, куда-то ушел, мы этот момент специально укараулили), и смотрели на играющих тигрят, и рассуждали, как их подманить поближе, чтоб погладить, а может – клетку открыть, да залезть? Вон, Раджа спокойно как лежит, смотрит на нас из дальнего угла клетки не отрываясь…только кончик хвоста чуть-чуть дергается…И вот кто-то уже протянул руку к решетке….и в этот момент раздался какой-то странный звук – что-то среднее между свистом и жужжанием и тут же мы все одновременно вскрикнули, потому, что спины и задницы нам всем одновременно обожгло… в миг обернулись…в трех метрах от нас стоял Вальтер с лицом репинского Грозного, который не то чтобы только что убил сына, но и еще не раз собирается это сделать…и сматывал хлыст…
….КАААААААК МЫ БЕЖАААААААААЛИИИИИИИ!!!!!!!!!!!! Вальтер не даром был потомственным дрессировщиком… У него было уникальное «чувство задницы», то есть он на уровне телепатии какой-то контролировал окружающее пространство и ощущал надвигающуюся опасность…Как он просек, что мы возле клетки, и собираемся туда лезть? Вроде только что был в зале на репетиции…Раджа, кстати, была очень опасным зверем. Уже позже, в каком-то другом городе (до нас через Женьку эта история докатилась), она пыталась откусить Вальтеру голову во время всем известного трюка. Но он, почувствовав, что тигрица смыкает челюсти, мгновенно сообразил,– стал не вытаскивать голову, а проталкивать ее в глубь пасти….и  Раджа поперхнулась… Вальтер, тем не менее, попал в больницу…
…Женьку тогда еще и дома выпороли, братьям тоже досталось, …Я дома сказала, что «зацепилась за сучок»…Шрам «от сучка» держался еще пару лет;). В цирке, я, естественно, до конца гастролей Запашного не показывалась…Лето было в разгаре, и я подружилась с двумя девчонками из соседнего двора, парой лет старше, которые были юннатками в зоопарке. И начался мой роман с зоопарком ;)…Но это – уже другая история…


Рецензии