Зимние забавы Быль

   Немалую часть своей жизни я провёл в родном городе, привольно раскинувшемся на высоком обрывистом берегу Азовского моря (именно возле нашего города море переходит в залив, в который на востоке впадает Дон). Далеко не каждой зимой - из-за капризов погоды - там выпадало и, самое главное, оставалось столько снега, чтобы дети, да и часть взрослых, смогла бы не то, чтобы вволю, но хоть "для приличия" (зима же ведь всё-таки на дворе!), покататься на санках с горок, походить на лыжах; да и площадки для катания на коньках не всегда удавалось спасти от очередной оттепели.
   Зато море почему-то меньше "ощущало" эти перепады температуры от холода к теплу, и лёд намерзал такой при -личной толщины, что по нему спокойно ездили грузовики, на которые грузили огромные глыбы льда - для холодильника рыбозавода, чтобы холода хватило на всё долгое жаркое лето.
   Порой зимой выпадали ясные, солнечные дни - с слабым морозом и небольшим ветром. В такие дни сверху, с обрыва, лёд залива прямо сверкал в лучах низкого зимнего солнца. А внизу, на льду, собиралось немало народа - и рыбаки, которые забирались довольно далеко от берега, порой даже за несколько километров, в известные только им рыбные места, бурили там лунки и надолго замирали над ними со своими снастями для лова, дожидаясь своего капризного рыбацкого счастья; и любители, друзья, родственники гордых своей щедростью (ну не кататься же им, в самом деле, в гордом одиночестве, пусть другие и покатаются, и позавидуют им...) собственников буеров.
   Буер (если кто не знает) - это нечто вроде яхты, только в зимнем варианте - деревянная рама с парусами, на трёх больших коньках, один из которых, расположенный сзади, служит в качестве руля. И эти буера, поймав подходящий ветер в свои паруса, без устали носились по заливу, как большие белые птицы, подальше от лунок рыболовов.
   Там были, наверно, и любители покататься на коньках - но взор больше всего привлекали счастливцы, оседлавшие на какое-то время эти прекрасные создания человека, и многочисленные любители зимней ловли, буквально усеявшие своими неподвижными фигурками весь залив.
   Море в такие дни, конечно, манило к себе и нас, но вовсе не привлекало неподвижное сидение с удочкой над лункой, в одиночестве - а для катания на буерах мы были ещё слишком малы, да и не было ни у кого из нас ни в родне, ни в знакомых владельцев этих чудесных птиц.
   Поэтому мы нашли иной способ развлечения, а именно - кататься на небольших льдинах, которые бывали в изобилии в трещинах, или разводьях ледяного поля, которые образовывались возле берега из-за часто дующих ветров, особенно "вверх", к устью Дона, или "вниз", по его течению (их так и называли - верховка и низовка).
   Эти трещины, совсем неширокие - обычно в несколько метров - были очень удобны для нас. Обычно мы ещё на берегу, по дороге к морю, старались запастись какими-нибудь палками, которые использовали, чтобы
отталкиваться от дна, или чтобы спихивать друг друга со льдин. Тот, кому не удавалось вовремя спрыгнуть со льдины, когда он терял равновесие, рисковал оказаться в воде; но обычно всем как-то удавалось или всё-таки удержаться на ногах, или перепрыгнуть на твёрдый лёд.
   Но всё хорошее имеет плохую привычку иногда, совсем неожиданно, заканчиваться - так получилось и с этим нашим развлечением. В один из прекрасных зимних деньков мне не удалось удержаться на льдине от сильного толчка "противника", а до края трещины оказалось слишком далеко, и я упал прямо в воду... Нет, там невозможно было бы утонуть даже нам, мелкорослым пацанам - мне оказалось чуть выше пояса, но вода-то ведь была ледяная!
   Конечно, мне сразу же помогли выбраться на лёд, но всё же зима, холодно находиться в мокрой одежде, да ещё на льду; поэтому я побежал, как можно быстрее, домой. Пока добрался, немного согрелся - но одежда успела хорошо промёрзнуть и стала, как жестяная. На моё счастье (как я думал тогда) дома не оказалось ни мамы (она была на работе), ни квартирной хозяйки; я быстро переоделся во всё сухое и прижался к ещё тёплой - после утренней топки и готовки - печи.
   Наверно, именно поэтому я, насколько мне помнится, после этого неожиданного зимнего купания даже не заболел; и моя мама, скорее всего, даже ничего не узнала. До её прихода с работы вся моя одежонка успела высохнуть кое-как, а потом обычные домашние дела и заботы не дали маме возможности заподозрить что-то неладное в моих "забавах".
   Конечно, кататься на льдинах меня больше уже не тянуло, и со временем появились какие-то совсем другие занятия.

03.2008 - 07.2009   Тула - Зверево


Рецензии