Ветер три

Североморск. «Осенне-зимний период». Это понятие глубоко вошло в повседневную жизнь офицеров и мичманов - киевлян из-за частых неблагоприятных гидрометеоусловий на севере. По нескольку дней  невозможно было  сойти на берег  или  наоборот - с берега попасть на корабль.

В начале ноября 1978 года первый  советский тяжелый авианесущий крейсер "Киев", находившийся на рейде Североморска,  при внезапном усилении ветра выбросило на мель. Так как крейсер родился под  счастливой звездой, обошлось без серьёзных повреждений. Только с тех пор при  объявлении сигналов «Ветер три», «Ветер два» и «Ветер один» о соответствующем  усилении ветра корабль должен был вводить машины, вызывать буксиры, отдавать проставку, готовиться к выходу, а зачастую и фактически выходить из Кольского залива в полигоны боевой подготовки, чтобы штормовать в ожидании благоприятной погоды для возвращения в главную базу.

Если корабль вынужден был экстренно выходить в море, не успев принять на борт офицеров и мичманов двух «сходных» смен, то обеспечивающей смене не приходилось завидовать.  Такая ситуация на «Киеве» была нередкой. При этом командиры боевых частей и начальники служб должны были к моменту выхода корабля из базы обязательно быть  на борту.

Вот и я - молодой командир боевой части просыпаюсь однажды дома, ни свет ни заря, с четким и необъяснимым ощущением тревоги. По позвякиванию оконного стекла догадываюсь, что «началось». Север, однако! «Не ждать же посыльного?!» - думаю про себя и собираюсь «с вещами на выход».

На улице явно нехорошо: ветер уже слегка завывает и снежок бьёт в лицо. Добираюсь до Морского вокзала. «Вот дела! Никого из наших нет! Может быть все давно на корабле уже?! Нет, «Киев» на месте, буксиров не видать» - успокаиваю себя. А наших не заметить невозможно – обычно в таких случаях человек шестьдесят киевлян собирается и организованно мечется от причала к причалу, чтобы поскорее попасть на корабль.

Вот удача! Вижу командира корабля, ожидающего катер. «Порядок! Наверное командира так рано  повлекло на корабль то же чувство, что и меня» - с удовлетворением думаю, сидя  в салоне катера, покачивающегося на волне.

В своей каюте перевел дух: «Теперь можно и в море!»
А сигнал «Ветер три» объявили по флоту только через сорок минут.


(Фото Александра Ширшикова)


Рецензии
С интересом и настальгией читаю Ваши произведения. Вы офицер, я старшина, но время нас подравнивает и любовь к морю и флотской службе, сближает. Я очень люблю читать о службе на море и много у меня друзей на Прозе, которые писали о своей службе. Это и Вам знакомый Ванико и Врубель и еще многие, которые у меня в избранных авторах. Буду Вас читать и дальше, хотя пока я несколько разочарован тем, что мало пишете о корабле, своем боевом заведовании. Вы были, видимо, в БЧ-4? Я был в БЧ-5. Корабельный электрик. Я прошу Вас прочитать мой рассказ: "Демонстрация флага", где я упоминаю нашего командира кап.3 ранга Тесленко. Я его очень уважаю и хотелось бы узнать о его судьбе, жив ли?
С уважением, Андрей.
PS. Кстати "Киев" и "Москву" встречал я в Индийском океане. Ох, давно это было!

Андрей Зуев   12.11.2012 18:36     Заявить о нарушении
Андрей, очень тронут Вашими словами. Рад встрече на этом сайте. Пишу как могу - короткими зарисовками, редко что-либо добавляя от себя. Судя по Вашей оценке, мне следут продолжать грести в прежнем направлении. Конечно мне хочется, чтобы общая картина у моего читателя сложилась из всех моих фресок зарисовок. У меня очень тёплые воспоминания о людях, с которыми я служил. О Вашем командире я, к сожалению, не слышал. Судя по году, упомянутому в "Демонстрации флага", Вы ни один из наших тогдашних авианосцев ("Киев", "Минск", "Новороссийск") в Индийском океане видеть не могли. "Киев" там в принципе никогда не был, два других авианосца переходили на ТОФ несколькими годами позднее. Выходит, что встретились Вам, скорее всего, вертолётоносцы "Ленинград" и "Москва" (надо сверить для точности). ВСё равно очень приятно поговорить с настоящим моряком. Тоже булу читать ваши труды! Желаю успехов в творчестве. С уважением

Анатолий Дудник   12.11.2012 19:42   Заявить о нарушении
Совершенно верно, Анатолий, это был вертолетоносец "Москва". Что поделаешь, склероз! Да и встреча была мимолетной, не запомнилась, не то, что Клемансо! С уважением.

Андрей Зуев   13.11.2012 20:03   Заявить о нарушении
Андрей, это был "Ленинград" - участвовал в разминировании Суэцкого канала (смотрел в Википедии), а "Москва", судя по всему, в Индийский не выходила. С уважением

Анатолий Дудник   13.11.2012 20:17   Заявить о нарушении
Да, возможно, даже вероятнее, это был вертолетоносный крейсер "Ленинград".
с громадным уважением: Зуев Андрей Васильевич

Андрей Зуев   14.11.2012 15:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.