Филолухи прозы. ру
Чего же тут страшного? Скажем спасибо, да и только. Если в реале вдруг шнурок на штиблетах развяжется и укажут на это, не будем ведь держать обиду на того, кто лишил нас возможности разбить нос об асфальт?
Ошибки – наше второе я. Выходим замуж и женимся не на своих «половинках». Выбираем не тех друзей. Поступаем не в тот вуз. Неправильно считаем оставшиеся в кошельке деньги, хотя их всего-то с гулькин нос. Но сейчас речь не об ошибках по жизни. О других речь.
На ошибки в текстах на самом деле реагируют по-разному.
Одним людям они «режут» глаза.
Вспомним высказывание Фаины Раневской:
-Орфографические ошибки в письме – как клоп на белой блузке.
А.С.Пушкин относился к этому не тайному «грешку» снисходительно:
-Как уст румяных без улыбки
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю. («Евгении Онегин»).
Польский поэт Юлиан Тувим иронично заявлял, что даже «в речи некоторых людей слышны орфографические ошибки».
Что поделаешь? Не каждому по зубам «великий и могучий! И это факт.
Как факт и то, что есть на сайте авторы, любящие «с ученым видом знатока» советовать, как улучшить грамотность.
-Что ж в этом плохого? – недоуменно спросите вы.
Ответ прост:
-Рекомендации эти порой совсем негодные.
«ФилОлухи-учителя», с любовью дающие их, на самом деле никогда и не преподавали. Они процветают совсем на другом поприще: успешны в домашних делах, известны в мире моды. Кое-кто из них давно уж обитает в заморских краях. Но всех объединяет одно - желание учить.
В свою очередь «ученики», прочитав безграмотные опусы, от души благодарят написавших:
-Спасибо! Подсказали! Просветили!
Что побудило авторов обратиться к данной тематике, остается загадкой. Не верится, что забыли они цитату из басни Крылова:
-Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник.
И совсем уж глупо игнорировать призыв Горация: «Пишущие, выбирайте себе предмет по силам!».
В памяти всплывают герои «Недоросля». Ох, как я люблю эту комедию Д.И.Фонвизина и с каким удовольствием каждый раз перечитываю! Проходят века, а образы, созданные драматургом, и поныне вызывают интерес. Помните немца Вральмана, обучающего помещичьего сынка? Пройдоха, конечно, плут. Но хоть можно понять, что заставило его не в свои сани сесть.
-Пришло мне липо с голот мереть, липо ушитель, - объясняет он.
После трехмесячного шатания по Москве и тщетных попыток устроиться работать кучером вынужден был бедолага пойти на сделку с совестью – стать учителем.
А Цыфиркин? Его признания тоже откровенны:
-Малу толику арихметике маракую… На досуге ребят обучаю.
В этом же ряду «учителей» можно вспомнить и мосье Бопре, француза из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию», чтобы стать учителем, «не очень понимая значение этого слова».
Мне кажется, что Некто и у нас, на прозе.ру, похож на этих литературных персонажей. Или я ошибаюсь?
Как бы там ни было, но все-таки непонятно, зачем писать о том, что плохо знаешь? Может, как говорит чеховская героиня, «они хочУт свою образованность показать»? Если дело именно в этом, уместно вспомнить поговорку: «Сапожник, суди не выше сапога». Ведь абсолютно ясно: в результате такого преподавания «ученики» митрофанушкины знания получат:
Митрофан (подает книгу). Вот грамматика.
Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо. («Недоросль» Д.И. Фонвизин)
Поэтому, думаю, НЕ НАДО учить грамотности других, если не знаешь, когда употребляются глаголы одеть, а когда надеть или существительные компания и кампания.
НЕ НАДО учить грамотности, если не умеешь правильно строить предложения. И они выглядят таким образом:
-Тренируя память, мне помогло специальное упражнение.
-Сажать и ухаживать за цветами – увлекательное занятие.
-Играя в шахматы, развиваются мыслительные способности.
НЕ НАДО давать никаких рекомендаций, если нарушаешь нормы сочетаемости слов. Например, пишешь: поселился жить на побережье, заработал зарплату, памятный сувенир, благодаря невежеству, глубокая бездна и т.д.
И даже такая приятная сердцу фраза, как скучаю по вам, на самом деле содержит ошибку.
НЕ НАДО…
P.S. Кстати, многими нашими авторами действительно написаны очень хорошие статьи, помогающие улучшить грамотность. И это правда. Не раз читала.
А филОлухам можно от души пожелать выбрать тему по силам. Очень популярны тексты о том, как стать счастливым, как заработать большие деньги, как похудеть или оздоровиться.
Так что дерзайте!
Свидетельство о публикации №210042200425
И буду помнить и отличать Вас по Вашей лебединой стати!
С большим почтением, СЕРАФИМ.
Рассольчик 10.07.2016 18:09 Заявить о нарушении