Филолухи прозы. ру

На сайте Проза.ру народ сплошь образованный! Есть учителя и профессора. Академики тоже есть. Ума никому  не занимать! Но факт остается фактом: быть грамотным инженером или преуспевающим менеджером - вовсе не значит знать все правила и исключения из них по русскому языку. Поэтому без ляпов не обходимся: то орфографическую или пунктуационную ошибку допустим, то речевой угостим. Не раз замечала, как делали тактичные замечания поставить недостающие знаки препинания, исправить букву или обратить внимание на строение предложения.

Чего же тут страшного? Скажем спасибо, да и только.  Если в реале вдруг шнурок на штиблетах развяжется и укажут на это, не будем ведь держать обиду на того, кто лишил нас возможности разбить нос об асфальт? 

Ошибки –  наше второе я. Выходим замуж и женимся не на своих «половинках». Выбираем не тех друзей. Поступаем не в тот вуз. Неправильно считаем оставшиеся в кошельке деньги, хотя их всего-то с гулькин нос. Но сейчас речь не об ошибках по жизни. О других речь.

На ошибки в текстах на самом деле реагируют по-разному.
Одним людям они «режут» глаза.
Вспомним высказывание Фаины Раневской:
-Орфографические ошибки в письме – как клоп на белой блузке.

А.С.Пушкин относился к этому не тайному «грешку» снисходительно:
-Как уст румяных без улыбки
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю. («Евгении Онегин»).

Польский поэт Юлиан Тувим иронично заявлял, что даже «в речи некоторых людей слышны орфографические ошибки». 

Что поделаешь? Не каждому по зубам «великий и могучий! И это факт.
Как факт и то, что есть на сайте авторы, любящие «с ученым видом знатока» советовать, как улучшить грамотность.
-Что ж в этом плохого? – недоуменно спросите вы.
Ответ прост:
-Рекомендации эти порой совсем негодные.

«ФилОлухи-учителя», с любовью дающие их, на самом деле никогда и не преподавали. Они процветают совсем на другом поприще: успешны в домашних делах,  известны в мире моды. Кое-кто из них давно уж обитает в заморских краях. Но всех объединяет одно - желание учить.
В свою очередь «ученики», прочитав безграмотные опусы, от души благодарят написавших:
-Спасибо! Подсказали! Просветили!

Что побудило авторов обратиться к данной тематике, остается загадкой. Не верится, что забыли они цитату из басни Крылова:
-Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
 А сапоги тачать пирожник. 

И совсем уж глупо игнорировать призыв Горация: «Пишущие, выбирайте себе предмет по силам!».

В памяти всплывают герои «Недоросля». Ох, как я люблю эту комедию Д.И.Фонвизина и с каким удовольствием каждый раз перечитываю! Проходят века, а образы, созданные драматургом, и поныне вызывают интерес. Помните немца Вральмана, обучающего помещичьего сынка? Пройдоха, конечно, плут. Но хоть можно понять, что заставило его не в свои сани сесть.
-Пришло мне липо с голот мереть, липо ушитель, - объясняет он.
После трехмесячного шатания по Москве и тщетных попыток устроиться работать кучером вынужден был бедолага пойти на сделку с совестью – стать учителем.

А Цыфиркин? Его признания тоже откровенны:
-Малу толику арихметике маракую… На досуге ребят обучаю.

В этом же ряду «учителей» можно вспомнить и мосье Бопре, француза из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию», чтобы стать учителем, «не очень понимая значение этого слова».

Мне кажется, что Некто и у нас, на прозе.ру, похож на этих литературных персонажей. Или я ошибаюсь?
 
Как бы там ни было, но все-таки непонятно, зачем писать о том, что плохо знаешь? Может, как говорит чеховская героиня,  «они хочУт свою образованность показать»? Если дело именно в этом, уместно вспомнить поговорку: «Сапожник, суди не выше сапога». Ведь абсолютно ясно: в результате такого преподавания «ученики» митрофанушкины знания получат:

Митрофан (подает книгу). Вот грамматика.
Правдин (взяв книгу).  Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.  («Недоросль» Д.И. Фонвизин)

Поэтому, думаю, НЕ НАДО учить грамотности других, если не знаешь, когда употребляются глаголы одеть, а когда надеть или существительные компания и кампания.
НЕ НАДО учить грамотности, если не умеешь правильно строить предложения. И они выглядят таким образом:
-Тренируя память, мне помогло специальное упражнение.
-Сажать и ухаживать за цветами – увлекательное занятие.
-Играя в шахматы, развиваются мыслительные способности.

НЕ НАДО давать никаких рекомендаций, если нарушаешь нормы сочетаемости слов. Например, пишешь: поселился жить на побережье, заработал зарплату, памятный сувенир, благодаря невежеству, глубокая бездна и т.д.
И даже такая приятная сердцу фраза, как скучаю по вам, на самом деле содержит ошибку.

НЕ НАДО…

P.S. Кстати, многими нашими авторами действительно написаны очень хорошие статьи, помогающие улучшить грамотность. И это правда. Не раз читала.

А филОлухам можно от души пожелать выбрать тему по силам. Очень популярны тексты о том, как стать счастливым, как заработать большие деньги, как похудеть или оздоровиться.
Так что дерзайте!


Рецензии
УмнО! Содержательно и грамотно!
И буду помнить и отличать Вас по Вашей лебединой стати!
С большим почтением, СЕРАФИМ.

Рассольчик   10.07.2016 18:09     Заявить о нарушении
Спасибо.
С искренней улыбкой

Татьяна Кезина   11.07.2016 14:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 54 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.