Отступившие от призвания

18 апреля 2010 г.

Очень многие люди сегодня находятся в состоянии растерянности и неопределённости. Они не понимают, что происходит вокруг, и почему они оказались в такой ситуации. Это верный признак того, что люди живут не в том призвании, которое им определено Богом, и двигаются своим путём. Кто из вас автомобилисты, те хорошо знают, как важно вести машину строго по асфальту, не съезжая с шоссе. Как только машина съехала с дороги, сразу начинаются проблемы – ехать очень сложно и даже, скорее всего, невозможно. Автомобиль застревает в грязи, и вытащить его оттуда бывает очень трудно. Этот пример показывает состояние жизни людей, которые двигаются не в своём призвании. Рано или поздно, они выбиваются из сил и уже не живут, а просто влачат существование.

Мы созданы не для прозябания, а для яркой и насыщенной жизни в Боге, приносящей много плода. И плод этот – святость, а конец – жизнь вечная (Римлянам 6:22). Однако для того чтобы жизнь была плодотворной, человеку надо войти в своё призвание. Проблемы начинаются, когда человек по тем или иным причинам отходит от этого. А причин много. Мы сегодня будем разбирать многочисленные библейские примеры, когда люди отходили от своего призвания, и какие последствия это вызывало.

Первым человеком, который получил от Бога призвание, но отошёл от него, был, конечно, Адам. В чём состояло его призвание? – Возделывать Едемский сад и хранить его, а также давать имена всем животным (Бытие 2:15, 19). Мы видим, что в призвании Адама были определённые границы. Это не столько границы самого сада, сколько единственная заповедь: не есть плоды от дерева познания добра и зла. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 2:16 – 17). Но заповедь – это не запрет. И Адам, пользуясь свободой, которую любящий Бог предоставляет Своему творению, легко преступает эту черту. Так, через своё непослушание он теряет своё предназначение и призвание.

Жизнь вне своего предназначения и призвания происходит без Божьей благодати. Поэтому уже в следующем поколении людей грех начинает проявляться со всей своей страшной силой. Каин убивает своего брата Авеля. Он имел в своём сердце горькую зависть к своему брату за то, что дар Авеля Бог принял, а его приношение – отверг. Авель принёс в жертву Богу ягнёнка, кровь которого символически искупала грехи. Бог принял эту жертву, так как в ней было исповедание веры Авеля: за грехи грешника должна быть пролита кровь безгрешного существа. Впоследствии точно такую же искупительную жертву принёс Сам Бог – в распятии Иисуса Христа, – чтобы «драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петра 1:19), искупить грехи всего мира.

Из-за своей зависти Каин совершил грех и через это потерял своё первородство. Призвание Каина впоследствии перешло на Сифа, который родился у Адама и Евы. «И познал Адам ещё жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Бытие 4:25). В нашем сердце не должно быть места зависти. Вместо этого мы должны радоваться, когда у кого-то получается лучше, чем у нас самих. В этот момент надо стать маленькими и поучиться у того, кто делает дело лучше нас. Тогда к нам будет приходить мудрость. А если мы предадимся зависти, это обязательно приведёт нас к греху и потере призвания.

Ещё одним человеком, который потерял призвание первородства, был Исав. Он легкомысленно отнёсся к своему положению первородного сына и за чечевичную похлёбку продал своё первородство (Бытие 25:28 – 34). Физическая сторона человеческой жизни имеет большое значение – нам нужно питаться, где-то жить, одеваться. Но во главу угла мы всегда должны ставить духовную сторону. Наши желания и похоти не должны управлять нами. Иначе мы можем стать теми, кто, как Исав, пренебрегает своим призванием из-за собственной похоти.

Когда мы духовно возрастаем, учимся, готовимся исполнить наше предназначение, призвание начинает открываться нам в более явном виде. И однажды наступает тот момент, когда Бог призывает нас к конкретному служению. Так произошло с Елисеем. «И пошел он оттуда, и нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал (то есть, пахал); двенадцать пар волов было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою. И оставил Елисей волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе? Он, отойдя от него, взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошел за Илиею, и стал служить ему» (3 Царств 19:19 – 21).

Мы видим, что Елисей был преуспевающим человеком. Бизнесменом, по нынешним меркам. Но он оставил богатство и пошёл за пророком. Когда Бог призывает, надо всё оставить и идти за Ним. Но это в том случае, когда Бог действительно призывает, а не тогда, когда нам это показалось. А то некоторые люди, едва уверовав, уже начинают слышать, что Бог их призывает к великому служению, всё раздают и в итоге остаются ни с чем – мало того, что в нищете, так ещё и в глубоком разочаровании и депрессии. В своё призвание надо войти, а для этого надо пройти достаточно продолжительный путь духовного возрастания. Неподготовленного человека Бог никуда не направляет.

Человек, имеющий пророческий дух, видит предназначение другого человека. Илия увидел в Елисее призвание совсем иное, чем просто сельскохозяйственный бизнес. А Елисей был человеком веры. Он без колебаний отозвался на призыв пророка, потому что принял его как Слово Божие. Поэтому он вошёл в своё призвание и впоследствии получил двойное помазание Илии. А если бы он не был послушен Слову, мы бы о нём ничего не знали.

Непослушание отводит от предназначения, когда приходит гордость или жадность.
Нам нужно достигнуть такого уровня, когда нет привязанности к вещизму. Иоанн Кронштадский был таким человеком, который имел пароходы, потому что люди много жертвовали на его служение. Но он все материальные ценности вкладывал в проповедь Евангелия, курсируя на пароходе по рекам России. Все люди, которые нашли своё призвание и двигаются в нём, используют Божий принцип семени. На примере Робинзона Крузо можно поучиться: он не съел найденные зёрна пшеницы, а посеял их. Только после четвёртого или пятого урожая он позволил себе брать часть зерна для еды. Самая лучшая почва для сеяния – это, конечно, Царство Божие. Вкладывая своё материальное добро в благовестие, мы пожнём в вечности великий и щедрый урожай Божьей похвалы.

Большим препятствием на пути к осуществлению призвания является похоть. Самсон имел великое предназначение судьи израильского. Но он потерял это призвание через похоть к женскому полу. Настолько сильно он был подвержен этой страсти, что пренебрегал даже голосом разума. Когда Далида уговаривала его выдать секрет своей силы, который заключался в неостриженных волосах, для любого здравомыслящего человека было бы понятно, в чём состоит её цель. Но Самсон шёл, как бычок на убой, которого тянут за кольцо в ноздре. Она выведала его секрет и предала его. В итоге он потерял своё предназначение и погиб (Судей 13 – 16).

Корей, Дафан и Авирон были людьми высокого положения среди народа израильского (Числа 16). Но они восстали на Моисея, посчитав унизительным для себя подчиняться ему. Кара Господня последовала незамедлительно. Земля разверзлась и поглотила нечестивых. Потому что чаша беззакония переполнилась. Эти люди не были младенцами. Они всегда были рядом с Моисеем и слышали всё, что он говорил, но для них земля египетская как раз и была той землёй, где течёт молоко и мёд. То есть, они не верили Моисею, и бесчинство в сочетании с желанием самим властвовать над народом привело их к потере призвания и гибели.

Ещё одной ошибкой, которая всегда приводит к потере своего предназначения, является самоуправство. Надав и Авиуд зажгли чуждый огонь, который сжёг их самих. «Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал» (Левит 10:1 – 3). Ни в коем случае мы не должны имитировать Божье помазание силами своей души. Это обязательно приводит к духовному поражению. Если человек и не умрёт физически, то одержимость заработает непременно. Писание говорит: «Безумен выдающий себя за вдохновенного» (Осия 9:7).

В то же время нельзя что-то говорить на помазанников. Если мы не понимаем действий того или иного Божьего слуги, лучше промолчать. Человек, имеющий помазание, может казаться безумствующим, когда говорит что-то непривычное слуху, но если мы будем его осуждать, за это может прийти поражение. Точно так же важно, чтобы сын и дочь всегда почитали отца. Даже если он в чём-то недостоин, пусть уста молчат. Царь Саул делал неугодное в очах Бога, но Давид, не взирая на это, всё равно почитал его как помазанника Божьего. Надо покаяться если мы высокомерно относились к родителям, руководителям, священникам. Это покаяние снимет нашу вину за нарушение пятой заповеди – почитания старших. Обетование этой заповеди – долголетие. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе» (Исход 20:12).

Когда мы будем двигаться в своём призвании, мы будем приносить плод. Наша жизнь не будет пустой. Что это за плод? – Писание говорит, что «ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Римлянам 6:22). Слово «святость» имеет значение «другой», «отличный от других». Грешники будут себя неуютно чувствовать рядом с нами, потому что люди, приносящие плод, угодный Богу, являются праведниками. Не приносящие плод святости для Бога являются грешниками. Таким образом, не исполнять своего предназначения – это грех и бесплодная жизнь.

Сущность нашего предназначения можно выразить одним словом: призвание слуги. Все мы призваны служить. И служение Богу обязательно выражается в служении конкретному человеку. В теле Христовом, то есть, в Церкви все верующие служат друг другу. Но мы рассмотрим аспект служения ученика своему учителю. Когда были рыцари, оруженосец был не просто тем человеком, который всюду носил оружие своего вассала, но он имел близкие отношения со своим господином. Для Божьих помазанников Господь всегда ставит в служение тех людей, которым Он впоследствии желает передать помазание дальше. Помазание передаётся. Если кто-то думает, что он только-только пришёл к Богу и сразу Бог ему даёт великое помазание, то он заблуждается. Чтобы пришло помазание, надо пройти путь очищения, духовного возрастания и служения конкретному учителю. И только если человек верен в этом служении, тогда помазание учителя переходит на него.

Гиезия был слугой Елисея. Он ему служил, всюду следовал за ним. Но в сердце Гиезии была коррупция. И когда представился случай с Нееманом, он присвоил себе то серебро, от которого Елисей отказался. И немедленно пришла проказа на Гиезию – проклятие Неемана перешло на слугу Елисея (4 Царств 5). Но Бог желал совсем другого. Он хотел, чтобы Гиезия получил не проказу Неемана, а помазание Елисея. Таким образом, коррупция в сердце человека приводит его к потере призвания и проклятию.

Малодушие – ещё один путь, ведущий к потере призвания. Священник Илий был малодушным человеком. Он сквозь пальцы смотрел на грехи своих сыновей, потому что боялся наказать их за недостойное поведение. Бесславный конец постиг его самого – он упал навзничь, сломал позвоночник и умер, – и кроме того, «отошла слава от Израиля» (1 Царств 4:21).

Двигаясь в призвании, мы должны всегда оставаться благодарными людьми. Даже если приходят трудные обстоятельства и испытания, мы не должны об этом забывать. Мы должны возрасти, а для этого нужны и испытания. И когда Бог что-то даёт, надо быть благодарными, независимо от того, что нам может казаться, что этого мало или недостаточно. Я уже приводил отрицательный пример неблагодарности, но напомню ещё раз. У одной семьи была корова, которая давала много молока. А у соседей было несколько детей, и они жили бедно. Поэтому те стали давать для детей по две бутылки молока в день. Так прошло несколько лет, и корова от старости начала давать меньше молока. Поэтому хозяева стали давать только одну бутылку семье с детьми. Сразу же мать этих детей перестала с ними здороваться. Через год корова совсем перестала доиться, благословлять молоком стало не из чего. Перестал здороваться и отец детей. Это говорит о том, насколько их сердца были неблагодарными! А как надо было отнестись? – «Спасибо вам, дорогие соседи, что вы столько лет были для нашей семьи таким большим благословением!»

Очень часто люди теряют своё призвание из-за того, что вторгаются не на свою территорию. Царь Озия был неплохим царём. Но чрезмерное усердие довело его до того, что он решил войти в храм, чтобы кадить. Этого делать ему было категорически нельзя, потому что это была обязанность и прерогатива священника. Вновь пришла проказа. Священники предупреждали его, чтобы он не делал этого, но он не послушал. Мы всегда должны говорить, если видим, что делается неправда там, где Бог нас поставил (2 Паралипоменон 26). Люди, стоящие в позиции власти, должны быть особенно бдительными, чтобы не впасть в самоуверенность.

Нельзя быть небрежным в служении. Это ещё один грех, приводящий к потере призвания. Опасное состояние. Священники в Ветхом Завете должны были приносить особые жертвы «за небрежность во святилище» (Числа 18:1). «Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!» (Иеремия 48:10). Не удерживать меч от крови – это значит, говорить правду. Если человек не слушает обличений, надо его оставить. Но сказать обязательно надо, потому что если мы промолчим, на нас падает проклятие, из-за которого мы не можем делать дело Господне, то есть, теряем своё предназначение.

Наконец, примером человека, который имел величайшее призвание, но потерял его, был Иуда. У Иуды было призвание и путь в Боге, так как он был одним из 12 учеников Иисуса Христа. И мы видим, что остальные 11 апостолов совершили своё славное призвание, в результате чего родилась Церковь Христа, которая распространилась во всём мире. Но в сердце Иуды была корысть, и он променял своё предназначение на 30 сребреников. Наш непреобразованный характер обязательно отводит от цели и может привести нас даже к гибели.

Как мы можем потерять спасение? «Димас оставил меня, возлюбив нынешний век» (2 Тимофею 4:10). Мы точно так же можем возлюбить нынешний век, если в нашем сердце будет оставаться любовь к материальным вещам или к высокому положению в мире. Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская – это те вещи, которые очень многих избранных Богом людей сначала увели в сторону от великого призвания, а потом довели до полного духовного банкротства. Поэтому мы должны всегда помнить, что Бог нас избрал, когда мы были ещё грешниками, и поставил на путь великого призвания и предназначения.

«Помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь освободил тебя оттуда: посему я и повелеваю тебе делать сие. Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остаётся пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих. Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остаётся пришельцу, сироте и вдове. Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остаётся пришельцу, сироте и вдове; и помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие» (Второзаконие 24:18 – 22). Писание велит нам быть благотворительными людьми, помогать бедным и нуждающимся. Поступая так, мы никогда не отойдём от той цели, высокого призвания и великого предназначения, которые Господь определил нам в Иисусе Христе. Аминь.


Рецензии