Дом Солнца реж. Гарик Сукачев

Несколько лет назад, блуждая по сети в поисках словесного изложения "Даун Хауса", попала я на неофициальный сайт Ивана Охлобыстина, где и прочитала впервые маленькую зарисовочку из хипповской жизни - "Дом восходящего солнца". Симпатичная такая зарисовка о том, как хорошей девочке надоело быть хорошей. Без особых "исканий себя", внутренних драм и прочих кризисов юного возраста.

Гарик Сукачев, приступая к съемкам фильма, конечно же, не мог не добавить драмы - и вот уже киношная Саша не довольна тем, что в институт ей поступить "помогли" ("Я хотела сама!" - и, - ах! - хлопнув дверью, убежать из дома). И вот уже Хуан не сын водителя, сидящего в тюрьме за то, что по-пьяни въехал в витрину - а вовсе даже дитя расстрелянных латиноамериканских революционеров. И вот уже Солнце неизлечимо болен...

Да, Гарик вольно обошелся с текстом: нет у Охлобыстина никакого первого концерта молодой группы, у которой "еще и названия-то нет". Хотя... Есть! Есть у нее название: "Машина времени"! И Бог бы с ним, что на самом деле "не прав мастер, не так все это было", и ко времени показанных событий (это же явно семидесятые!) "Машина" была уже "широко известна в узких кругах" - в фильм она вписалась органично. И действие он правильно перенес с берегов Балтийского моря на берега Черного. Ну, правда, какой там Калининград? Анапа, Симеиз... Крым! "Там тепло, там яблоки..." Не правильно только с Солнцем обошелся. Зачем? Для усиления эффекта? Чтобы еще раз показать, что в Системе все было не так хорошо, как хотелось бы? Не понимаю... Ведь, вроде, не барышня романтичная, чтобы смертью главного героя усилить удар по сознанию зрителя. Или он решил, что так натуральнее будет выглядеть? Ну, таки да. Натурально. И с каждым годом живых все меньше.

У многих именно так и было: "Папа, я теперь хиппи! И не смей меня удерживать!". Отказаться от старой жизни, от старых интересов, от старых знакомых. Потому, что хиппи - это свобода. Это не надоевшие до отвращения патриотические песни, а "The Beatles", "Роллинги", "Дорз". Это не рассуждения за столом о том, кто получил новый чин, и кто купил машину, и где завтра "выкинут" колбасу (сапоги, "батнички" - нужное подчеркнуть), а непонятные, запрещенные и от того еще более интересные Бродский и Андреев, Цветаева и Солженицын. Это не ограничения себя: хочу поехать к морю, но нету денег, нету времени, надо работать, надо учиться - а решительное "На трассу, на трассу!". Это художники, музыканты, поэты - и все такие необычные, интересные, и каждый день - это праздник! И никто никому ничего никогда не должен. Лайф - это кайф. А без кайфа - нет лайфа...И только потом, за внешним, ярким, праздничным открывалось нечто другое: наркота, ментовские "винтилова"*, "уходящие навсегда" друзья, отсутствие денег, еды, аск, поиски "бычка", когда сильно хочется курить, "мустанги"*, чесотка... Гарик немного, но показывает и это, негативное - тогда как у Охлобыстина поездка хиппов - сплошной веселый разгуляй. И, наверное, прав: жизненно оно получилось. И персоны - узнаваемы. А вот обратной дороги от Системы - нет: даже вернувшись к "цивильной жизни, тем, "цивильным", человек уже не будет... Свобода, мать ее ити!

Забавно выглядят новенькие перуанские пончо и африканские барабанчики - этакое смешение времен. Прокол, господин режиссер! Более естественно смотрелись бы маракасы из "шмудаков"* и накидки из "подрезанных" в поезде одеял. Но все это - мелочи... по сравнению с мировой революцией. Гарик сделал красивую грустную сказку о тех временах, когда для свободы нужно было немного: "Свобода - это когда ты не связан деньгами,/Мы в этом смысле свободны - у нас прайса нет". На мой взгляд, сказка про хиппи получилась лучше, чем притча про врачей. А может, это потому, что "где здесь молодой я?".

-------------------
прим.:
*"винтилово" (слэнг) - арест
*"мустанги" (слэнг) - вши
*"шмудак" (слэнг, митьк.) - пластиковая или металлическая заграничная вещь непонятного назначения; в данном случае - редкие тогда баночки из-под импортного пива и прочей кока-колы: в них насыпали рис и получали шуршащий музыкальный инструмент - маракас


Рецензии
Интересная статья. Фильм не смотрел, нет критериев оценки.
Что же касается КИНО - за достоверностью это разве что к Станиславскому. Такой макияж вечно на кинодоярках, такой макияж...

Крылов Борис   26.04.2010 14:58     Заявить о нарушении
С макияжем у них все в порядке: мягкий и не навязчивый. Хиппочки-лапочки декоративны, но это неизбежно - их играют мальчики-девочки, которые о СССР знают по наслышке. В общем и целом - фильм хороший. Посмотри. Понравится-нет - личное дело каждого, но потратить на него полтора часа вполне стоит.

Алёна Босуэлл Карпова   27.04.2010 01:15   Заявить о нарушении