РУКИ МОИ

Проза / Эссе




РУКИ МОИ

 
Руки мои, белые руки мои, чем вы занимались в жизни?

Вам не пришлось месить глину. Вы не поднимали тяжелые каменные глыбы.

Вы не строили пирамиды в Египте. Но рабского труда не избежали.
Руки, мои детские руки, вы пололи огороды, которые принадлежали не
мне. Убирали урожаи с полей и садов, которые не принадлежали мне. Едва
окрепнув, мои нежные руки уже трудились на заводе.
Руки, мои детские руки, должны были помогать фашисткой Германии
ковать победу. Третьему Рейху нужна была резина. Много резины. И вы,
бедные руки мои, добывали для фашистов резину. Вы отрывали стельки от
старых калош, чтобы калоши были вновь переработаны. Пыль покрывала вас,
мои белые руки, и вы становились черными. Грязь вьедалась глубоко в
ладони, покрывая линии судеб и казалось мне, что и судьба моя черным –
черна. Как руки...
От жестких стелек появлялись мазоли и трещины, которые зудели и
болели, а лечить было нечем. И никому не было дела до девчонки –
замарашки... Германии нужна была резина. Очень много резины. Для победы.
Руки, мои огрубелые руки, вы трудились на конвейере наравне со
взрослыми руками подневольных женщин. О, здесь нужна была ловкость,
внимание и быстрота! Не дай, Бог вам зазеваться ,мои милые руки.Тут же
возле вас, как снежный ком, вырастала куча деталей. И сидящие рядом
начинали шипеть: « Быстрей, быстрей, быстрей»!
Немецким солдатам нужны сапоги. Много резиновых сапог. Фашисты застряли
в болотах Смоленщины, в трясинах Белоруссии. Быстрей, быстрей! Твои руки
должны их спасать, твои детские руки обязаны помогать врагу победить. И
они старались мои слабые руки - быстрей, быстрей.Скорее стать роботами,
как все порабощенные руки. Быстрей, быстрей, а то Германия не придет к
победе.
Слава Богу не пришла.

И вы, мои юные руки, смогли вновь держать ручку и рейсфедер. А, когда
вам вручали аттестат зрелости, правая рука радостно пожимала левую, и
пальчики отстукивали марш «Веселые ребята».

Потом был химфак. Студентам внушали, что наступил век химии и надо
вгрызаться в эту перспективную науку. Алхимики покоряли нас своими
настойчивыми поисками философского камня. Ох, как вам, мои перспективные
руки, хотелось научиться из дерьма /простите/ делать золото. Но
достигли вы обратного. Вы меня поняли?. В лаборатории мои руки привыкали
работать со стеклом и химикатами. Стекло, такое хрупкое на вид, тоже
может убить.
Вы помните, мои грубые руки, одно неловкое движение и кусок
поломанного стекла вонзился в палец. До сих пор на верхней фаланге
указательного пальца правой руки виден тоненький белый шрам. Не только
стекло было опасно. И с реактивами надо было обращаться аккуратно.
Вы помните, мои студенческие руки, как во время дипломной работы,
которая называлась «Добыча сахара из соломы» на вас попали капли жидкого
брома? О, мои бедные руки, как долго вы тогда страдали, долго гноились.
Хотя народ не получил сахара из соломы, но вы, мои руки, получили
красный диплом химика. И все девять пальчиков отплясывали чечетку. Увы,
десятый все еще гноился.
После учебы мои опытные руки трудились на оборону СССР. Они научились
защищать металл от коррозии.Стране нужен был металл. Много металла. Мои
руки трудились на заводе, который был вывезен из Германии. Им довелось
принять участье в пуске этого важного завода.
Но после Шестидневной войны мне больше не хотелось укреплять мощь СССР.
Повеяли новые ветры, и потянуло на историческую родину. Когда, после
долгой борьбы, вы, мои трудовые руки, держали выездную визу - все десять
пальчиков ликовали.
Однако, оказалось, что Израиль не нуждается в вашем опыте, мои
трудовые руки. И поначалу вы работали на уборке бассейна.Чистили
туалеты, подметали окурки. И вспоминалась песенка " Я бедный Чарли
Чаплин окурки подбирал"...Но вскоре бассейн закрыли на зимний сезон.
Некоторое время вы, мои руки, трудились в гальваническом цеху, покрывая
хромом разные детали. Но хозяин цеха неожиданно "сыграл" в банкрот.

Пришлось вам, мои пожилые руки, опять осваивать новую специальность.
На сей раз вы, трудились на пайке электронных схем.
Но, счастье улыбнулось наконец, и вы, мои усталые руки, опять
прикоснулись к любимым пробиркам, ретортам и склянкам, обучая своему
искусству юных граждан страны.

После выхода на пенсию, вы, мои натруженные руки, занялись
садоводством. На небольшом клочке земли посадили виноград и цветущие
кусты. Земля здесь особенная воткнешь палку – палка зацветет. Вот такую
виноградную палку мне подарили несколько десяток лет тому назад. И висят
над моей головой грозди винограда. И прилетают заморские птички, и поют
мне свои серенады. И растут у меня совершенно бесподобные кусты, родом
они из Бразилии, и называются Богенвиллия. Они цветут круглый год и
радуют глаз многоцветием. Благоухают олеандры и розы...

Но вот я на приеме у врача. Милая доктор Александра фотогрофирует мои
руки. Для науки. Вы, мои больные руки, послужите еще и медицине. Доктор
говорит как-то странно: «Поставьте ваши руки – вот тут». Я поправляю
ее: «Доктор, надо сказать положите руки». И вдруг смотрю на правую
руку. И удивляюсь. Ее действительно нельзя положить. Все пальцы
оттопырены и устремлены вверх и каждый сам по себе. Будто рассорившиеся
братья – близнецы.
Я смотрю на свои искривленные жестоким артритом пальцы и перед моим
взором, как в кино, мелькает вся трудовая жизнь. Жизнь, как мгновение.
И я говорю вам: " Спасибо мои верные, старые руки".
Вы славно потрудились в жизни.








© aramat, 2010
Свидетельство о публикации: № 6077-150410/20100416


Рецензии
Тамарочка наша, дорогой наш друг, наша "девочка из гетто"!
Прощай, золотое сердце! Прощай, образец силы, стойкости.
Прощай, наш веселый и нежный, несмотря на все испытания, товарищ!
Ты была для нас образцом. Благодаря тебе мы понимали, что старость - еще не конец жизни.
Хотя конец жизни все равно наступил - сегодня, 4 августа 2015 года...

Хороним завтра, в Хайфе, около 16 часов. Подробности по телефонам:

054 5 868 901 - Мира, дочь Тамары;
054 5 909 760 - Марина и 054 6 388 304 - Лена - друзья

Марина Симкина   04.08.2015 23:16     Заявить о нарушении