Увязли в дебюрократизации

Директива Президента №2 о дебюрократизации, изданная два года назад, была выполнена ответственными работниками всех уровней с привычным усердием. Стены каждого учреждения украсили стенды с описаниями того, как гражданину решить тот или иной вопрос. А один из его сотрудников получил в нагрузку функцию "ответственный за организацию работы по принципу "одно окно". В результате: какие ответственные сотрудники, такое и "одно окно". Рассмотрим сложившуюся ситуацию на примере Первомайского района Минска.
О том, как информационно-справочное окно может выглядеть в органах здравоохранения, мы узнали в 19-й Центральной районной поликлинике столицы. Это небольшой стендик размером метр на полтора, с трудом обнаруженный в закутке между новогодней елкой и пожарным краном. Увидеть его можно, лишь покидая здание поликлиники. А при входе в нее - никак. Справедливости ради отметим, что маленькие размеры стенда компенсировались его информационной насыщенностью. Более того, он был единственным (!) из увиденных нами, где подробно прописывался алгоритм действий по получению той или иной справки.
В ЖРЭО №29 информационные стенды кроме своей основной функции теперь, по всей видимости, выполняют и роль элемента внутренней отделки помещения. Они занимают практически все пространство стен коридоров, фойе, помещения службы "одно окно". Складывается впечатление, что хозяева здесь решили действовать по принципу: чем больше, тем лучше. Некоторые из представленных документов дублируются по два, а то и по три раза. Приятно было увидеть на этом стенде ксерокопию материала "..." (газеты, с которой я в тот момент сотрудничал). Зато отдельный "красный уголок" газеты "Коммунист Белоруссии" вызвал недоумение.
В администрации Первомайского района Минска внушительный стенд встречает посетителей уже на улице. Он расположен на внешней стене здания. Вероятно, чтобы сделать информацию доступнее. Честно говоря, зимой такая "близость людям" не кажется уместной. Зато здесь мы можем узнать о структуре районной власти и вопросах, решаемых в службе "одно окно", переписать номера телефонов руководства администрации и вышестоящих инстанций, ознакомиться с объявлениями об ипотеке "Беларусбанка" и вакансиях Департамента охраны ГУВД Мингорисполкома. На этом стенде представлены также полные тексты директивы о дебюрократизации и закона "Об обращениях граждан".
Как выяснилось позднее, со всей этой полезной информацией можно ознакомиться в гораздо более комфортных условиях. Она дублируется на стенах внутренних коридоров здания администрации, примыкающих к месту расположения службы "одно окно". Более того, внутри здания установлены электронные информационные терминалы. С их помощью можно узнать не только о функциях структурных подразделений администрации, но и о законах, регулирующих те или иные жизненные ситуации.
В целом, складывается впечатление, что информационное море начинает подмывать берега дебюрократизации. Поэтому хотелось бы напомнить, что смысл Директивы Президента Беларуси №2 заключается вовсе не в соревновании "кто сделает самый большой стенд". Приведем небольшую цитату из этого документа: "Государственным органам, их должностным лицам при принятии решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, неукоснительно соблюдать требования законодательства, не допускать их произвольного толкования и "отсебятины" при применении. В случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан". По работе с гражданами государство будет оценивать эффективность работы своих учреждений - вот в чем смысл борьбы с бюрократизмом.
Большинству-то гораздо проще обратиться за нужной информацией к живому человеку, а не продираться сквозь более или менее густые дебри нормативных документов. Поэтому можно только приветствовать опыт Минского городского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру, где каждого посетителя на входе встречает специальный сотрудник, объясняющий, как и что нужно сделать для решения проблемного вопроса. Кстати, в упоминавшемся столичном ЖРЭО №29 тоже есть человек, присутствие которого намного упрощает жизнь граждан. Это юрист. Уверен, при посещении ЖРЭО или ЖЭСа у многих возникало желание обратиться за консультацией к юристу. А здесь он есть! И помогает не только справедливо разрешить спорную ситуацию, но и погасить назревающий конфликт, упредить жалобы. Такой пример достоин подражания.
Что же касается стендов, то в Директиве №2 говорится и о них. Например, о необходимости провести "инвентаризацию сведений, содержащихся на информационных стендах, сайтах государственных органов, с целью исключения противоречивой, неактуальной информации". Не пора ли некоторым госорганам провести такую инвентаризацию повторно? 


Рецензии