В шаге от края. Главы 12-15

12. УТРО

Потом я провалилась в мучительную невесомость. Помню, мне было очень холодно, и кто-то укрыл меня одеялом. Постепенно я начала ощущать своё тело лучше, даже мелькнуло осознание, что я нахожусь в квартире Ланы, а на кухне кто-то хозяйничает. Невысокая, но крепко сложенная фигура с круглой лысой головой склонилась надо мной:

 – Чай будешь?

В горле у меня стояла великая сушь, и мысль о глотке чая моментально приободрила меня. Я даже села на диване.

 – Буду.

Странно: не я сама заваривала и подавала чай, а мне его подавали. Причём подавали, как полагается, на правильно сервированном подносе, так что я даже удивилась. Поставив поднос на столик, Орёл присел рядом. Горячий, свежезаваренный чай ароматно заструился в чашки, запахло лимоном и мятой. Я с наслаждением сделала первый глоток. Какая благодать! Орёл бросил в свою чашку один кубик сахара и стал помешивать ложечкой. Хоть он и не был красавцем, но от его небольшой, выкованной из одних мускулов и нервов фигуры исходила спокойная сила, в нём чувствовалось мощное мужское начало, повергавшее меня в трепет. Со мной ещё никогда такого не было. Если бы он сейчас приказал отдаться ему, я бы отдалась – прямо здесь, на диване. Но он ничего такого не требовал, мы молча сидели рядом и просто пили чай.

 – Кажется, я здорово напилась, – пробормотала я.

Он ничего не сказал. Он не трогал меня и пальцем, даже не смотрел на меня, и в его взгляде и линии губ мне почудилось презрение. Меня охватило уныние. Впрочем, глупо было бы ожидать от него других чувств. Наверно, я представляла собой жалкое зрелище.

 – Вам противно на меня смотреть, да? – спросила я угрюмо.

Орёл чуть приметно усмехнулся.

 – С чего ты взяла? Вовсе нет… Ты славная.

Я отпила большой глоток уже остывшего чая.

 – Я переживаю сейчас не лучший период, понимаете?

Он кивнул, поставил пустую чашку на столик.

 – Наверно, вас не интересует, почему я ударила Рудольфа бутылкой, – продолжала я. – Но я объясню. Он приставал ко мне, причём уже второй раз. В первый раз это вообще было похоже на попытку изнасилования, но Лана вовремя ему помешала. В этот раз он пришёл весь такой раскаявшийся, просил прощения, и я, дура, поверила ему и впустила… Сначала всё было хорошо, но потом он напился и опять взялся за старое. Вот так это и получилось…

Орёл выслушал молча, потом встал и унёс поднос на кухню. Я поджала ноги и обхватила руками колени. На душе опять стало гадко. Зачем я перед ним разоткровенничалась? Похоже, ему было плевать. В его холодных тигриных глазах не отразилось и тени сочувствия. А может, и нечему тут было сочувствовать? Орёл, остановившись в дверном проёме, пару мгновений смотрел на меня, потом растянулся на раздвинутом кресле.

 – Сходи-ка в душ, освежись, – посоветовал он. – Вода уносит всё плохое.

Мысль о душе показалась мне своевременной. Я последовала совету Орла: взяла полотенце, смену белья и пошла в ванную. Орёл вдруг сказал:

 – Только не закрывайся изнутри.

 – Зачем это? – усмехнулась я, остановившись.

 – На случай, если тебе опять что-нибудь взбредёт в голову, – сказал он. – Я обещал Лане, что с тобой всё будет в порядке.

Дверь ванной я не стала закрывать. Встав под тёплые струи воды, я закрыла глаза. Как с гуся вода, так с меня худоба-хвороба. К чёрту, к чёрту всё.

Выходя из ванной, я вздрогнула: Орёл стоял возле самой двери, скрестив руки на груди и прислонившись к стене.

 – Что? – пробормотала я, опешив.

 – Ничего, – ответил он и ушёл на кухню.

Пока я сушила волосы, с кухни начал доноситься вкусный запах: Орёл разогревал макароны с мясом. Я вдруг вспомнила, что не ела уже целую вечность, и в животе у меня было пусто и неуютно, как в подземной пещере. С кухни слышалось постукивание ложки, помешивавшей макароны в сковородке, и от этого звука мне ещё сильнее захотелось есть.

 – Пойдём, обедать пора, – позвал Орёл.

Давно я не ела с таким удовольствием, как сейчас. Орёл сидел напротив меня и тоже ел в своей сосредоточенно-отрешённой манере. К нему в полной мере можно было применить поговорку «когда я ем, я глух и нем».

Я осторожно поинтересовалась:

 – А кем вам доводится Лана?

Орёл прожевал, проглотил и только после этого ответил:

 – Она моя сестра.

С минуту я переваривала эту информацию. Всматриваясь в черты лица Орла, я не отмечала особого сходства его с Ланой. Я пыталась определить его возраст, но это было трудно.

Потом мы курили на балконе. Звонкие детские голоса носились в воздухе, отскакивая от асфальта и от стен домов, как мячики. Ясный осенний денёк блистал голубизной чистого неба и золотом листвы, дым от наших сигарет улетал и растворялся вдали. Орёл сказал:

 – Если тебя так занимает вопрос о причине смерти этого типа, я скажу тебе своё частное мнение… Удар бутылкой вряд ли был смертельный.

 – Это уже ничего не меняет, – сказала я.
 

13. ВОЗВРАЩЕНИЕ ХОЗЯЙКИ

Орёл уже спал на разложенном кресле сном человека, никогда не испытывавшего мук совести, а я ворочалась на диване с боку на бок. Бледное лицо Рудольфа с пересекающей лоб полоской запёкшейся крови стояло у меня перед глазами, и я не знала, куда деваться от этого. Он лежал теперь закопанный где-нибудь в лесу, а его неупокоенная душа металась между небом и землёй, не находя себе пристанища. От этих мыслей мне становилось жутко, и темнота давила мне на грудь, надвигалась со всех сторон, сжимала меня, проникала в меня. Всепоглощающая темнота, от которой было некуда скрыться.

Заслышав звук поворачивавшегося в замке ключа, я затаилась, сжавшись под одеялом в комок, а Орёл моментально проснулся. Он встал и пошёл в прихожую, а я лежала и слушала. Темноту немного отогнал включенный им там свет, а тишину решительно прогнала вернувшаяся домой хозяйка.

 – Ну как? – спросил Орёл.

 – Всё в лучшем виде, – ответила Лана. – Непростое было дельце, но ничего, мне это не впервой.

 – Ты молодец, – сказал Орёл. В его тоне слышалась улыбка. – После такого дела можно устроить себе небольшой отпуск.

 – Пожалуй, я так и сделаю, – сказала Лана. – Возьми-ка мою сумку и поставь вон туда.

Пока Орёл ставил увесистую дорожную сумку, она разувалась. Повесив на вешалку плащ, она спросила:

 – А у тебя тут как?

 – Всё в порядке, – ответил Орёл кратко.

Помолчав секунду, Лана спросила:

 – Как она?

Она имела в виду меня, догадалась я. Орёл ответил тихо:

 – Переживает. Пришлось из петли вытаскивать.

 – Что?!

Лана бросилась в гостиную, но Орёл остановил её на пороге:

 – Да тихо ты, она спит…

Я высунула нос из-под одеяла и подала голос:

 – Я не сплю.

Услышав это, Лана в три шага оказалась возле меня.

 – Дурочка, зачем ты так? – прошептала она, склоняясь надо мной. – Ох, Лида, Лида… Ну зачем же так? Вешаться из-за этого урода! Как ты до такого додумалась? Ведь он мизинчика твоего не стоит.

 – Каким бы ни был он уродом, я не имела права отнимать у него жизнь, – проговорила я сквозь зубы, изо всех сил сдерживаясь, чтобы не заплакать. – И то, как мы избавились от тела, тоже неправильно… Так нельзя. Без нормальных похорон, без отпевания… Это не по-человечески… Ведь у него же, наверно, родители… Уж лучше бы я во всём призналась…

Едкие, как уксус, слёзы душили меня, а я пыталась их удержать в себе. Лана гладила меня по волосам.

 – Ш-ш… Тихо, тихо. Лидочка, ты или святая, или совсем глупенькая. Он тебя чуть не изнасиловал, а ты печёшься о его душе. Ну-ну. – Лана усмехнулась. – Наверно, ещё и в справедливость веришь? Прости, но я вынуждена снять с тебя розовые очки. Малыш, если бы ты знала, кто у него папочка, ты бы так не жаждала правосудия. Его папа из тех, кого называют крупной рыбой… Он и следствие может купить, и судью. За своего сыночка он засадит тебя ох как надолго! Слава Богу, если он ограничится лишь этим, а может на этом и не остановиться. В его власти сделать так, что ты и месяца на зоне не проживёшь – прирежут где-нибудь в тёмном углу, и концов не сыскать.

Я содрогнулась.

 – Зачем вы меня запугиваете?..

 – Я тебя не запугиваю, я просто открываю тебе глаза. Будем надеяться, что никто не знает, куда Рудольф пошёл, перед тем как исчезнуть.

 – Он звонил сюда, – сказала я. – Значит, на нас выйдут.

 – То, что он сюда звонил, ещё ни о чём не говорит. Его здесь не было, мы ничего не знаем, и всё.


14. ЧЕЛОВЕК В ТЕМНОТЕ

– Ну, всё, золотце, иди.

Я вышла из машины Орла и захлопнула дверцу. Железная дверь подъезда была открыта настежь, на лестничной клетке царил мрак: опять перегорели лампочки, а может, какой-то запасливый человек выкрутил. Прямоугольник дверного проёма зловеще чернел, пустой тёмный двор казался незнакомым и жутким, будто я вовсе и не к себе домой приехала, а совсем в другое место, где меня никто не ждёт. Как будто мы с Орлом каким-то образом попали в параллельный мир, где всё вроде бы так же, и одновременно не совсем так. Признаться, я не была уверена, окажется ли на прежнем месте моя квартира и будет ли она действительно моей.

 – Ну, что? – спросил голос Орла возле моего уха.

 – Страшновато чего-то, – ответила я шёпотом, поёживаясь от холода и жутких мурашек. – Темно…

 – Покажи мне твоё окно, – попросил Орёл.

Я показала.

 – Вон, на втором этаже… Это кухня, а рядом – комната. А зачем вам?

Чиркнула зажигалка, пламя осветило лицо Орла, кончик сигареты зажёгся оранжевым.

 – Как зайдёшь в квартиру, сразу включишь свет на кухне и подойдёшь к окну. Это будет означать, что всё в порядке. Если через три минуты этого не произойдёт, я приму меры.

Я сглотнула шершавый ком.

 – К…какие меры?

 – По твоему спасению, – усмехнулся Орёл. – Давай, иди. Не трусь, я на стрёме.

 – Ладно… Попробую.

Я двинулась к двери. Чёрная пасть подъезда поглотила меня, первая ступенька коварно подвернулась мне под ноги там, где я её совсем не ожидала встретить, и я замахала рукой в поисках перил. Они оказались там, где и должны были находиться, и это спасло меня от падения. Скользя по ним рукой для страховки, я продолжила моё восхождение в темноте, ежесекундно обмирая. Площадка, окно и… тёмный мужской силуэт с сигаретой! Я замерла на месте, сердце ледышкой повисло в груди. А тёмная фигура вдруг сделала шаг мне навстречу, то ли стараясь разглядеть меня, то ли с другой, ужасной целью… Даже не крикнув – горло парализовал ужас – я рванула прочь из подъезда огромными прыжками. Выскочив навстречу слепящему свету фар, я заметалась в поисках спасительной фигуры Орла, но его нигде не было. А не было его, потому что он уже припёр незнакомца к стенке рядом с дверью подъезда и познакомил его подбородок с дулом своего пистолета.

 – Ты кто такой? – сурово спросил он.

На это незнакомец, щурясь от света фар, пробормотал, заикаясь:

 – Я… Я Ми-ми-миша…

 – Чего тебе тут надо? – задал Орёл второй, не менее суровый вопрос.

 – Я… Я ту-ту-тут живу, – последовал еле слышный ответ.

Я бросилась к ним.

 – Не надо, всё нормально! Я его знаю, это мой сосед. Просто в темноте не разглядела.

Орёл отпустил Мишу и спрятал пистолет.

 – Ладно, сосед… Живи пока. – И кивнул мне: – Иди.

Я уже спокойно вошла в тёмный подъезд, Миша ошарашенно поднимался следом за мной. Пока мы поднимались, между нами произошёл следующий диалог:

 – Какого хрена ты там делал в темноте?

 – Курил…

 – В темноте?

 – Так лампочка не горит…

 – А вкрутить не судьба?

 – У меня нету…

 – «Нету»! А то, что люди могут испугаться, тебе по барабану?

 – Испугаться? Кого? Меня, что ли?

 – Ну, а кого же ещё?

 – До тебя два человека прошли – и ничего… Никто не испугался. Это только ты какая-то шуганная. И что это был за лысый перец с пушкой?

 – Мой знакомый.

 – Ни хрена себе у тебя знакомые! Такой прихлопнет и не задумается… Ты уверена, что с ним можно дружить?

 – Я с ним и не дружу.

 – А&$енно...

Уже на нашей площадке Миша спросил:

 – У тебя точно всё нормально?

Я вставила ключ в замочную скважину. Было ли у меня всё нормально? Ну, если не считать, что меня два раза чуть не изнасиловали, три дня изводили звонками, а потом я ударила Рудольфа бутылкой, а он взял да и умер – да, если не считать всего этого, то у меня всё было просто отлично.

 – Всё путём, Миша. Спокойной ночи.

 – И тебе.

И каждый из нас закрыл свою дверь.

Сначала я включила свет в прихожей, разулась, всунула ноги в заждавшиеся меня и успевшие соскучиться тапочки и повесила куртку на вешалку. Потом прошла на кухню, включила там свет и подошла к окну. Наверно, Орёл уже уехал, и делать это было уже не обязательно, подумала я с какой-то странной тоской и стеснением в груди.

Фары были ещё там. И оранжевый огонёк сигареты. Он описал дугу, вспыхнул ярче, потускнел, упал на землю. Потом хлопнула дверца, и фары уехали. Я вздохнула.


15. ПОКАЯНИЕ

Всё было по-прежнему. Вселенная всё так же расширялась, планета Земля продолжала лететь по своей орбите, электричество бежало по проводам и заставляло телевизор показывать мне всякую ерунду и новости. С самого утра лил, не переставая, дождь, и город размок, но продолжал жить. По лужам колесили автобусы, в которых люди куда-то ехали, по тротуарам плыли мокрые зонты, во дворах зябли мокрые собаки. Всё было, как обычно, только с лица этой вращающейся планеты исчез человек – может быть, никчёмный и никому не нужный, но всё-таки человек. Тело его покоилось под слоем глинистой, а может быть, песчаной почвы, и его ели черви, а душа зависла между небом и землёй, и для её упокоения не было прочтено ни одной молитвы.

Это был мой выходной. Славный денёк, не правда ли?

Вчера Лана отпустила меня, сказав, что мне нужно прийти в себя и успокоиться. Она заботилась о моих нервах, и я была ей очень за это благодарна, вот только отдых-то как раз и не мог мне помочь. Ничегонеделание порождало уныние, а уныние, как известно, не могло привести ни к чему хорошему.

Надев юбку и платок, я вышла в дождь. Небесным хлябям, низвергавшим на город потоки воды, я могла противопоставить только старый зонтик с одной торчащей спицей: натянуть и пришить на место ткань всё как-то не доходили руки. Путь мой лежал в церковь.

Поднимаясь на мокрое крыльцо, я чувствовала внутреннее содрогание. На моих ногах тащились две железные гири, и ещё одна висела на шее. Сам Бог со всем своим воинством, все его святые и угодники обрушились на меня: «Убийца! Убийца!» Высокий свод храма вдруг показался низким и тяжело давил мне на макушку. С трудом шевеля губами и перебарывая оцепенение, я обратилась в окошко:

 – Можно заказать заупокойную службу?

Добрая пожилая женщина в платочке спросила:

 – Сорокоуст?

 – Да, наверно, – пробормотала я.

Это всё, что я успела сказать беспрепятственно. После этого словно захлопнулась какая-то дверь, и перед моей ищущей спасения душой начали вырастать непреодолимые преграды. Началось с того, что требовалось полное имя покойного – фамилия, имя и отчество, а я могла сказать только имя. Я попыталась убедить добрую служительницу, что случай чрезвычайный, и упрашивала её принять заказ по одному только имени: Господь и так знает каждого своего раба. Служительница была уже готова согласиться, но само имя Рудольф почему-то вызвало у неё сомнение в том, принадлежал ли покойный к православной вере. Я призналась, что не владею такими сведениями.

 – Ну, даже если он и не православный, так что же? Бог для всех один – и у христиан, и у иудеев, и у мусульман. Религии придуманы людьми, а Бог всё равно один.

Служительница колебалась. Она сказала, что в этом вопросе нужно проконсультироваться с батюшкой, а без этого она не имеет права принимать заказ.

 – Вы что, даже не знаете, отпевали ли его?

Чувствуя всё большее давление купола на мою душу, я пробормотала, что этот раб Божий не был похоронен по христианскому обряду.

 – Ну, тогда и говорить не о чем, – последовал ответ.

 – Как же мне быть? – пробормотала я, уже не чувствуя под собой ног.

Добрая служительница возымела сочувствие. Она посоветовала подойти к батюшке и спросить у него, что делать в моём случае.

Я ступила в пространство под куполом. Стоя на расплывчатом освещённом островке, я обвела взглядом по сторонам. Моя обнажённая душа трепетала на перекрестье испытующих взглядов Христа, Богородицы, святых, а сверху на меня взирал Некто, от кого нельзя было ничего утаить. Священник был недалеко – он стоял с одной прихожанкой возле иконы Николая Угодника и о чём-то вполголоса с ней разговаривал. Совсем не старый, с редкой курчавой бородкой, в очках. Неужели и он скажет, что говорить не о чем?

Я не подошла к нему. Он ушёл, а я осталась, трепеща, как на Страшном Суде. Нет, меня здесь не принимали и не прощали, хотя и видели насквозь. Все иконы были закрытыми дверями, и ни у одной я не находила сочувствия. Я осталась одна среди закрытых дверей.

Мои дрожащие пальцы достали деньги, а взамен получили свечу. Я всё-таки осмелилась подойти к высокому деревянному распятию, покрытому белой фатой, как у невесты. Меня колотила дрожь, а внутри всё было выжжено дотла этими испепеляющими всезнающими взглядами. Моя свечка покосилась, а мои непослушные, резиновые губы не могли выговорить слова, напечатанные на бумажке рядом. Я чувствовала: ещё немного, и дрожь перейдёт в судороги. На деревянных, плохо повинующихся ногах я заковыляла к выходу.

Надо мной было только серое небо, но от этого было не легче. Чувство давящего купола оставалось. Прислонившись к чугунной церковной ограде, чтобы не упасть, я вдыхала сырой холодный воздух, жадно пила его, и постепенно к телу возвращалась нормальная чувствительность. Моя душа была прочитана, моё сердце взвешено, и весило оно целую тонну.

Кто-то тронул меня за локоть.

 – Девушка… Что с вами? Вам плохо? – спросил участливый голос.

Нестарая ещё женщина со светлыми и добрыми глазами, в платке. Да, ей я могла бы сказать, что со мной, она не была закрытой дверью, она не осуждала и не клеймила. Она хотела помочь.

 – Да, – хрипло и глухо ответила я. – Мне очень плохо… Нет, у меня ничего не болит, мне плохо от того, что у меня вот здесь. – Я приложила руку к сердцу. – Камень.

 – Может быть, вы рано покинули храм? Давайте вернёмся.

Я замотала головой. Её рука мягко, но настойчиво звала меня обратно.

 – Пойдёмте… Ваша душа просит очищения, вот ей и плохо. Вам нужно покаяться.

Я снова замотала головой.

 – Моё раскаяние не принимают там.

 – Ну что вы, вам это кажется, – ласково возразила она. – Если раскаяние искреннее, Господь его всегда примет, как велик бы ни был грех.

 – У меня… не получится. – Моя рука цеплялась за ограду, хотя я не отдавала ей такой команды.

 – Получится, надо только открыть Богу свою душу.

 – Нет. – Я снова замотала головой. – Это страшно… Слишком страшно.

 – Надо пройти через это, без этого никак. Вы выдержите, всё у вас получится. Господь не отвергает никого, кто пришёл Нему с покаянием.

Я снова сказала «нет».

 – Я, наверно, ещё не готова.

 – Вы готовы! Раз вы пришли сюда, значит, готовы.

Моя рука отцепилась от ограды, но не для того, чтобы вернуться под давящий свод. Я пошла прочь.

 – Девушка, куда вы? Вернитесь! Не уходите!

Я побежала. Ноги были уже не деревянные, они хорошо несли меня, и я бежала долго, пока не споткнулась. Вокруг никого не было, только мокрый сквер и пустые скамейки. Я поднялась на ноги, потирая ушибленное колено, опустилась на сырую скамейку. Не зная, обо что вытереть испачканные ладони, я отёрла их о влажную спинку скамейки. Снова пошёл дождь. Едва его первые капли упали мне на голову, как во мне что-то прорвалось и выплеснулось из меня наружу. Сначала в глазах что-то набухло и защипало, в горле встал ком, но это длилось недолго и разрешилось обильным слезоизвержением. Всю мою онемевшую, как после обезболивающего укола, душу терзали раскалёнными щипцами, но это был знак, что она на месте и по-прежнему может чувствовать. А может, лучше бы она ничего не чувствовала, чем так мучиться?

Я изрядно промокла, прежде чем раскрыла зонтик. Водой из лужи на асфальте я ополоснула руки. Жаждая забвения, купила бутылку водки и, придя домой, выпила.


продолжение http://www.proza.ru/2010/04/24/16


Рецензии
Опять бутылка водки!... Елена, так Вы свою героиню алкоголичкой сделаете к концу повести....
\да шучу я, шучу... если читаю дальше значит - понравилось!\

Игорь Дац   08.07.2011 12:30     Заявить о нарушении
В первый раз было вино:))

Елена Грушковская   08.07.2011 12:31   Заявить о нарушении