Москва Генпланы для Москвы Сон коренного москвича

     Сразу скажу, что для понимания статьи в полной мере, необходимы уточнения терминов Москва и Генеральный План. 
В данной статье я вынужденно расширяю понятие и Москвы, и Генерального Плана.
     С одной стороны – слово Москва в статье: город, столица, наиболее устойчивый исторический политическиё центр (отсюда термин – «рука Москвы», «рука Кремля» ), мировой центр православия.
     Такой подход избран не случайно, а как метод, позволяющий сразу создать атмосферу и понимания, и деятельности для всех категорий, ветвей и уровней власти, соответствующей исторической роли и места Москвы, признания и поддержания  статуса Москвы, как главной национальной ценности России и Мира.
     Эту мысль – Москва главная ценность и России, и мира, очевидно, надо держать заглавной в размышлениях об устойчивости и развитии России, самой Москвы, и власти и в Москве, и власти Москвы, и федеральной власти.
Мне думается, что не очень отвлеку внимание читателя, если приведу отрывок из песни советского периода России о Москве:

Утро красит нежным светом
Стены древнего Кремля
Просыпается с рассветом
Вся Советская земля.

     Конечно, автор песни не сказал о часовых поясах, определяющих «просыпание», но вот сам факт, что вся Советская земля смотрит на Кремль – физически ощущается. А если вспомнить современность, то и сейчас Россия проводит упорядочение часовых поясов именно с целью улучшения  управления. Как видим уровень творчества поэта высок. И соответствует пониманию, что такое Кремль и Москва.
И, конечно, уж если Советская земля просыпается с Кремлём и по Москве, то Советской земле хотелось бы видеть и Кремль, и Москву устойчивым положительным примером – мерилом для себя. И примером – мерилом не однодневкой, а историческим и устойчивым.
Наверное, даже если это банально, это ответственно для формирования системы показателей устойчивого роста для Москвы.      
 

     Исходя их предложенного выше,  термин «Генеральный План для Москвы» это и (1) градостроительный План, в статусе закона города, субъекта федерации и федерации, и, в тоже время, (2) всеобъемлющий спектр управляющих факторов и качество их реализации, если хотите – концентрированное выражение развития России на территории Москвы –  Москва выступает эдакой выставкой всеобъемлющих достижений России. Можно даже вспомнить ВСХВ и ВДНХ. 

Я понимаю, что «нагружаю» статью, когда предлагаю смотреть на Москву именно так. Но другие подходы, хотим мы этого или не хотим, тут же сужают поле для понимания и снижают показатели факторов и критериев стратегии и политики (как системы управления и хозяйствования).
   
Сразу оговорюсь - очередного Генерального Плана развития и реконструкции Москвы до 2025 (далее Генплан) не видел. Не читал даже Техническое Задание (далее ТЗ) на него. Хотя, тоже сразу оговорюсь, раньше принимал участие в такой работе. Кстати говоря, одновременно с новым Уставом Москвы 1995 года.
Работа шла живо. Участие в ней жителей Москвы было и не без некоторой пользы для Москвы.
Сейчас обсуждается новый Генплан. До 2025 года. Это ответственно. В том числе потому, что экономические показатели Москвы растут и их воздействие на пространство Москвы, конечно, будет очень сильным и нарастающим.
Являясь коренным москвичом, и не в одном поколении, я осознанно пережил такие воздействия три раза: сразу после войны, а можно сказать – уже во время её; в период шестидесятых и в период ныне действующего Генплана.

Коротко, чем эти периоды отличаются друг от друга,  и чем они сходны:
- Главное это (можно уже говорить не только озираясь на историю, а по собственным наблюдениям) – непреклонное стремление Москвы к росту и развитию.
- Это стремление приобретает показатели устойчивого развития, не смотря на любые трудности.
- Такая устойчивость служит социальной опорой для активных людей из «глубинки» и влечёт их в Москву.
- Состояние Москвы служит ошибочным критерием для оценки состояния России.

А чем отличаются эти периоды друг от друга?
Пожалуй, одним свойством – первые два периода характерны великой радостью и подъёмом настроения. И не только москвичей, хотя тогда и бытовал взгляд, что Москва паразитирует на средствах СССР. Можно достоверно говорить, что послевоенное строительство и строительство в период шестидесятых вызывали радость и улыбки. Чего нельзя сказать о современном периоде. Хотя сейчас Москва строит больше, строит лучше, в новые квартиры въехало много достойных людей. И казалось бы… Но… Вот это «НО».

По своему опыту знаю, что практически всех коренных москвичей, из границ привычного для них города, выселили и поселили на современные окраины Москвы, в так называемые «спальные районы», где эти москвичи и «досыпают» оставшуюся жизнь. И количество таких (досыпающих) растёт. Центр реконструируется, нагружен реновациями, новоделами. В историческом теле Москвы искусственно формируется деловая часть Москвы и фрагменты от истории архитектуры и культуры. Всё остальное тело Москвы подчиняется одной задаче – обслуживание Центральной деловой (управленческой) части. Формируется монетарная модель - паразит на исторической среде, обладающая традиционным свойством «подсасывания» человеческого ресурса для «обновления крови» с пространств бывшего СССР и интернациональной политики СССР, но без социально-политических гарантий СССР.
Позволю себе сделать эмоциональный качественный вывод: Москва развивается ещё быстрее, но это развитие не приносит радости и не только коренным москвичам.
Конечно, это результат работы и самих москвичей: с помощью ими же избранной Московской городской Думы (далее МГД), ими же избранного Мэра и  Правительства Москвы (далее ПМ).
Вот только беда – не сформулируешь вышеприведённую фразу коротко точно. По существу и точно говоря и МГД не московская, и ПМ не московское.
Поясню эту мысль, определяющую состояние и процессы в Москве. И хочу, чтобы эта мысль стала реперной для поиска общественного решения.  В соответствии с Уставом Москвы, МГД – высший орган законодательной (представительской) ГОСУДАРСТВЕННОЙ власти В ГОРОДЕ МОСКВЕ, а Правительство Москвы высший орган исполнительной ГОСУДАРСТВЕННОЙ власти В ГОРОДЕ МОСКВЕ. ПРОСТО ЭТО ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ ПОСАЖЕННАЯ НА МОСКВУ. Но не власть от жителей города. Иначе от населения Москвы, жителей Москвы, местного городского управления (далее МСУ). Нет такой власти в Москве и быть не может на основании действующего Устава Москвы.
Хотя москвичи и голосуют, но голосуют за то, что МОСКВИЧИ СОГЛАСНЫ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ВЛАСТЬ НАД СОБОЙ.
Хотя Москва и избирает МГД от себя, но МГД (35 депутатов на 12 миллионов жителей)  не городская власть – МСУ, а ГОСУДАРСТВЕННАЯ власть В ГОРОДЕ.
Городское собрание города Москвы действующим Уставом Москвы запрещено.
На вопросы: «Как же так?» и «Почему?» я в этой статье позволю себе не отвечать. Но сам задамся вопросом: «Что же так испугало государственную власть в Москве и законодательную, и исполнительную, что эта власть, ещё не определившись в термине «ГОРОДСКОЕ СОБРАНИЕ», сразу его запретили и именно Уставом Москвы?».

Хочу сразу обострить внимание читателя, на традиционный (уже традиционный) вопрос государственной власти Москвы и жителя - москвича: «А где общественность Москвы?».
Надо сказать, что ответ есть и опять не простой ответ. Есть в Москве общественность. И ярче всего эта общественность представлена землячествами (бывшими диаспорами) в Москве и Институтами общественного согласия. Но вот нет общественности городской, не формируемой рамками национальности, народности людей прибывших в Москву и чиновничьей волей. Нет городского сообщества в едином социальном территориальном формате Москвы.
Есть попытки строить общественную вертикаль: муниципальное собрание, представители муниципальных собраний в системе (не структуре) Префектур, общественные Советы всех трёх уровней территориального управления. Но нет единого выборного территориального представительства – ГОРОДСКОГО СОБРАНИЯ. Всё, приведённое в качестве общественных представительств, являются формированиями КАРМАННЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ – землячеств в Москве, а задача институтов общественного согласия  –  оценка социально-политического напряжения Москвы в интересах государственной власти в Москве. Один их примеров такого карманного национального интереса  – Черкизовский рынок (Можно ознакомиться с моей статьёй «Черкизония» на этом же сайте). Множество примеров мелкооптовых и потребительских  рынков в районах. Социально не ориентированных на качество Москвы, унижающих Москву и москвичей, но являющихся доходной частью для приезжего и устойчивым кормлением для чиновника.

В такой ситуации естественно увидеть, что главным управляющим фактором попыток динамики и самой динамики Москвы является, и уже давно, только ИНТЕРЕС ИНВЕСТОРА, который тоже живёт бюджетом Москвы, а не личным (или не только личным) капиталом.

Вот этим духом, ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ роли инвестора, уже был заряжен (заражён) ныне действующий Генплан Москвы. Инвестор выступал и выступает  в нём УПРАВЛЕНЦЕМ развития Москвы. Интерес инвестора стал выступать управляющим фактором для Правительства Москвы, как государственной исполнительной власти, и МГД, как государственной законодательной власти.
Можно, казалось бы, предположить, что слабая по количеству и качеству МГД, стала заложницей сильного Правительства Москвы. МГД стала ПОДРЯДЧИКОМ Правительства Москвы, которое в свою очередь превратилось в подрядчика инвестора.
Но дело ещё циничнее, чем видится на первый взгляд. И МГД очень сильная, и Правительство Москвы очень опытное и сильное, и доходная статья их существования уникальная – Москва, а изменения внесённые в Федеральный закон о нормах представительства в Законодательный (Представительный) орган власти субъектов федерации, если и хороши для России, то для Москвы оборачивается усугублением ситуации с развитием народовластия: МГД, как высший орган ГОСУДАРСТВЕННОЙ власти, становится ещё многочисленней и ещё более консервативным и не уступчивым  для развития процесса формирования народовластия в городе Москве.
Настолько сильным и настолько неуступчивым, что уже сейчас МЭРИЯ и МГД в своих кабинетах без зазрения совести формирует ГРАЖДАНСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНТИТУТЫ себе в угоду. А кому ещё нужны разные общественные Советы при Управах, Префектурах, при Мэре? Опять карманные. Для себя. Но не для Москвы и москвичей.         
Существует давняя российская позиция – содружество Власти и интеллигенции. Эдакое - эфемерное мерило сопряжения двух качеств: безаппеляционного умения управлять (власть) и капризного умения думать (интеллигенция). В нынешних условиях в этом дуэте есть третий участник – бизнес. Вот нынешняя власть и мечтает сформировать тройственный союз «Власть + интеллигенция + бизнес». В угоду бизнеса и себе. Эдакую - державную Ось в столице. Да и не только в столице. Просто в столице эта ось наиболее цинична.          

Должен несколько отойти в сторону, чтобы развить последнюю мысль.
20 апреля 2010 года (в день рождения Гитлера) В.В. Путин отчитался перед Государственной Думой о работе Правительства. В докладе, среди другого, прозвучало, что сегодня золото-валютные запасы России выросли и составляют 450 миллиардов долларов (почему в долларах? Не могу объяснить.). А перед этим, дня за два, журнал Форбс дал информацию, что миллиардеры России увеличили свой капитал вдвое (со 125 до 250 миллиардов).
Интересно получается. В условиях системного финансово-экономического кризиса состояние миллиардеров России увеличилось вдвое или более чем на 25 % золото-валютного запаса России, а сколько из этих средств, состриженных с народа России, пошло (или пойдёт) на восстановление разрушенного ими в России? Уверен – ничего. Всё уйдёт в международные банки или на покупки футбольных клубов и дворцов в Англии (к примеру).

Вспоминается, в связи с этой циничностью по отношению к народу и стране, другой цинизм, но в в 1941 году. Тогда США решали вопрос о включении в список стран, на которые распространяется действие закона США о Ленд-лизе, Советской России. И Белый дом во главе с известным Франклином Делано Рузвельтом решил, что прежде чем распространить на СССР закон о Ленд –лизе, надо выкачать из Советской России весь золотой запас, а уже потом предоставить Советской России право пользования законом о Ленд-лизе.

США ошиблись в своей мировой стратегии: Золотым запасом СССР, того времени, было не только и не столько золото, а Советский народ.

Вот я к этому. А сегодня, ныне действующая власть,
имеет возможность считать народ России золотым запасом? Может своим личным золотым запасом?    

История или идеология.
А почему, собственно, мне не гордиться тем, что лично я, в Советской системе просвещения и образования, усвоил, как национальную ценность. Ну, например, своего отца, который в составе пятидесятитысячников (было такое движение в СССР) строил заводы в Махачкале и Иркутске (1938-1940 годы) и восстанавливал заводы в Кёнигсберге (1945 -1946 годы).

Кто пользуется результатами труда моего отца сейчас? Это, что – новое качество Советской ценности? Это и есть Генплан современной Москвы (России, Кремля)?   

Мне хочется, чтобы Российская история была бы не мясом для изготовления из него фарша, для повара – политика, который из этого фарша, готовил бы угодные Западу и США изделия, для кормления гражданина России, как это делал, к примеру, по заказу Романовых, Карамзин (Можно перечислить и других).
   

Заключение.
Наши предки, по результатам осмысления преодолений исторических судьбоносных событий России, оставили, нам в назидание, памятники несущие в своём облике главные наши ценности.
В качестве неполного перечня примеров, приведу следующие:
- Иерусалимский собор (ныне называем его Казанским или Василия Блаженного), как символ единства и религий, и управления;
- памятник Минину и князю Пожарскому, как символ собирания земель и реализованного народовластии в период смуты и, кстати, в дальнейшем потерянного оригинального развития и переход к западничеству:
- памятник 1000-летия России, как символ единства;            
- памятник Юрию Долгорукому, как символ роли Москвы в собирании земель и могущества.
- памятник Родине матери на Волге, как символ жертвенного преодоления жесточайшего наступления Европы на СССР в период прогрессирующего фашизма;
- памятник Советскому Воину Освободителю в Берлине, как символ роли и места Советского человека в годы Второй мировой войны;
- два дуба посаженные мною в Берлине, тогда Председателем Комитета Московской торгово - промышленной палаты, в память моих ближних и дальних родственников взявших Берлин  1945 году.
Чтобы не показалось, что мы только войной приобретали великое имя, вспомню План ГОЭЛРО, индустриализацию, коллективизацию, освоение целины, БАМ, космос, наука, образование. Надо понять, что неспроста Франклина Делано Рузвельта, за его приверженность к Советским социальным Программам и использование советской теории и практики хозяйствования, называли «красным», но это позволило Рузвельту снять социальное напряжение в период Великой депрессии и реанимировать свой бесперспективный предвыборный "Новый курс". 
 
Полагаю, что навязчивые предложения ПО ПОИСКУ НОВЫХ  НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ для современного развития России не более чем лицемерие и лукавство власти.
Национальные ценности не потерянные кем-то деньги на дороге. Например, деньги КПСС, потерянные Генеральным Секретарём КПСС Горбачёвым, в кабинетах Запада. Или, опять же к примеру, Ельцинское, от устойчивых  спиртных паров, «Разрешено всё, что не запрещено» ?   Национальные ценности - результат национальных усилий, выдающееся состояние от выдающегося процесса. Например, слово «Поехали!» Ю.А.Гагарина. Вот это исторический символ! Ценность!

Период современных реформ России, которые опять меняются в названии и теперь называются МОДЕРНИЗАЦИЕЙ власти, не даёт оснований для остановки внимания ни на одном событии и их результатах, чтобы рассматривать их (хотя бы приближённо) в качестве претендента на роль ценности.  Реформаторы не сделали ни чего по своим масштабам, роли и места достойного человека – гражданина России. И завели страну в ситуацию, когда главной стратегической задачей власти стала БЕЗОПАСНОСТЬ.
Не созидание, а безопасность. В этом факторе состояния современной России наша проблема: власть  не верит собственному народу потому, что народ не верит власти. Отсюда главная задача власти – делать необходимый социальный минимум для народа, чтобы не было народного выступления.   

Так каков должен быть Генеральный План развития для Москвы – России - Кремля для нынешних условий?

И нужно ли Москве городское собрание? Может, Москва обойдётся  государственной властью, землячествами и кабинетными общественными организациями? Уж больно хлопотно работать с жителем. Тем более с коренным жителем. 

Секретарь Правления
Московской областной организации
Союза писателей России,
член Союза журналистов России

Владимир Цветков. 
   


Рецензии