Геральдика российского антиглобализма и экстрим?

материал старый, почти 6 лет, как я его написала. Буду убирать.


В ноябре 2005 года в ЛГУ им. А. С. Пушкина (С- Петербург) состоялась международная конференция преподавателей русского и иностранных языков, материалы которой были опубликованы в сборнике « Актуальные проблемы теории и методологии науки о языке». Студенты филологического факультета Е.А. Андреева, О.А. Андреева, В.С. Линчевская под руководством доцента Г.Д. Чесноковой подготовили статью по материалам некоторых передач радиогазеты «Слово» , которую можно рассматривать как произведение научного и публицистического дискурсов одновременно. Материал публикуется с некоторыми изменениями.

Актуальные проблемы теории и методологии науки о языке Международная научно-практическая конференция 19-20 ноября  2005 г. стр 11-15

ISBN 5 8290-0513-1

Геральдика российского антиглобализма в песенном экстриме Санкт-Петербургской политической радиогазеты «Слово»

       Под словом ГЕРАЛЬДИКА имеется в виду система символов вербального и аудиовизуального характера, сложившаяся к настоящему времени в определенной среде российского общества, значительную часть которой составляют радикально настроенные молодые люди и творческая интеллигенция довольно зрелого возраста. Подобно тому как символы древних гербов родовитых семей, городов, государств обозначают важнейшие атрибуты социального и политического статуса субъектов, система символов, о которой пойдет речь, декларирует социально-политическую принадлежность и идеологическую установку лиц, объединенных в их заявлениях коротким, но ёмким словом МЫ.
Сравнение символики антиглобалистов с пикто- и идеограммами геральдики небезосновательно еще и потому, что эта символика, воплощенная в тексте, цвете, музыке, рисунке, носит пропагандистский, публицистический характер. При внимательном рассмотрении каждый элемент символики имеет определенное назначение, устойчивое в разных пластах реализации. Так, прозвучавшая в песне строка «Америка - исчадие зла» читалась на плакатах демонстрантов в телевизионых выпусках петербургских новостей. Соседство плаката с другими, на которых изображены красные серп и молот, красные повязки на рукавах демонстрантов, гневные слова, бросаемые ораторами в микрофоны, настороженные ряды питерского ОМОНа и, наконец, журналистский приговор - «антиглобалисты» - заставляют серьезно задуматься: а кто они, эти антиглобалисты? Какова их политическая программа, и почему они вызывают у журналистов и стражей государственного порядка неприятие, выражаемое в крайнем термине «ЭКСТРИМ»?

Чтобы определить, или, выражаясь современным «глобальным» языком, идентифицировать пользу или вред российских антиглобалистов, необходимо познакомиться с их программой, тематикой их лозунгов, их целями и настроением. Откуда почерпнуть информацию? Полагаться на скудные предвзятые определения журналистов? Чревато. Потому обратимся к текстам политических авторских песен, ежедневно звучащих ( по крайней мере, в 2005 году) в программе Санкт-Петербургской политической радиогазеты «Слово». Эта радиопрограмма, как нам показалось, выражает кредо определенного слоя общества, в том числе молодежи. Исполнители песен, как это можно определить по стилю текстов и мелодиям, певцы шансона, мелодии и ритмы, организованные под бардовскую песню, знакомы поколению советского периода, они не несут особой нагрузки, за исключением, пожалуй, «Русского марша», исполняемого в стиле Ж. Бичевской, и героической мелодии-реквиема «Гранёные плечи, горячая кровь...».

Кто же они, авторы песен и исполнители? Обобщенный возраст песенного героя определяется по следующим строчкам:

 Я родился на советской земле,
 И советский я оканчивал вуз,
 Я служил в советском флоте тебе,
       Незабвенный мой Советский Союз!

Кредо всей программы выражает в редакционном заявлении ведущий, предваряя звучание гимна Советского Союза. Приводим текст «визитной карточки» полностью: «Мы русская народная патриотическая радиопрограмма. Мы стоим за интересы государства, исполняем не свою личную волю, а волю государства и православной церкви. Наши усилия направлены на духовное укрепление государствообразующей нации - русской - как стержня российской государственности».

Итак, никакого «экстрима». Никакого шовинизма или национализма. Забота о государственности при стержневой роли русской нации в союзе братских народов. Примечательно, что в круг субъектов, выражающих патриотические настроения, помимо государства включена православная церковь, а в числе распространяемой литературы на книжной ярмарке в Петербурге - проповеди монахов из Афона. Союзом с церковью объясним строгий стиль большинства песен и заявлений, обращение к духовным ценностям российской истории и появление, как в поэме А. Блока «Двенадцать», Спаса (Христа-Спасителя) на русском стяге в «Русском марше» Ж. Бичевской:

Марш-марш-марш, русский марш.
Собирает на марш всех,
 Не уничтоженных войной,
Марш-марш-марш, русский марш,
 Он закончит шабаш тех,
 Кто издевался над страной.
Русские идут... не испугавшись пуль и ран,
 Русские идут и призывают всех славян,
 Русские идут со стягом Спаса во главе,
 Русские идут по сердцу Родины Москве...

Фактически вся история государства российского с хронологической последовательностью изложена в маршевой песне с рефреном «Вперед! Вперед!», архаизированной лексикой и несколько видоизменённой фразеологией.
Песня с рефреном «Виват, Империя!» полна надежды на возрождение былой славы российского государства, несмотря на необратимость исторических процессов: «Не сдвинуть историю вспять, но наше червленое знамя взовьется над Русью опять...».
Четко в одной из песен проводится аналогия противостояния Америка - Россия по образцу Карфаген - Рим:

Карфаген должен быть разрушен,
Карфаген - средоточие зла,
 Только его уничтожив,
Россия будет жива!

Обратимся к другому символу - знамени («наше червленое знамя »). Устаревшее слово «червленый» первоначально обозначало багряный, темно-красный цвет. Красным, как известно, был государственный флаг советской России, не царской империи. Какого цвета были государственные стандарты (штандарты) древних русских «империй»? Изотерическая история предполагает также существование «ведического» периода российской государственности. Был ли ведический штандарт червленым? Можно ли Киевскую Русь, Новгородское княжество, Московское царство назвать сегодня империями? Какие штандарты были у империи Петра Великого? До современного разгула красок в кино российская история представлялась черно-белой, и мы не можем без специалиста в области геральдики сказать, какого цвета флаги развевались под Полтавой и на Бородинском поле. Бардовский певец, не вдаваясь в исторические подробности и не особо соблюдая историческую точность, использует образ ЧЕРВЛЕНОГО знамени как обобщающий символ российской государственности, российского воинства. Примечательно, что и российские полководцы представлены вместе как единый собирательный образ военного Лидера:

Владимир, Димитрий и Петр,
 Суворов и Жуков, и Сталин
 Бойцов поднимали вперед
 В суровые дни испытаний.
Позор униженья грязнит
 Былую высокую славу,
Ведь память народа хранит
 И Бородино, и Полтаву.
В грозу, в огонь, иди!
 Вперед, к свершениям!
Мужай, живи, расти,
 Дерзай, Империя!

Обратим внимание, что в песнях игнорируется символ современной государственности России - Андреевский триколор, бывший также государственным символом царской России. Это объясняется политической установкой, проглядывающей в следующих строчках:

Вставай с колен, великая Россия,
 Вставай с колен, отбрось завес с души.
 И знамя наше красное
 Рабочими руками удержи.
 Мы живы, мы здесь,
Мы пока еще здесь,
 Мы живы, и с нами расстрелянный Брест,
И белое пламя, и траурный дым,
 И красное знамя под небом седым.

«Триколор» появляется в этих строчках, но цвет его БЕЛО-ЧЕРНО-КРАСНЫЙ. Цветовой образ необычайно красив - на фоне седого неба (седое небо - это мудрый, повидавший виды старец с длинной бородой волхвов)-белое пламя сражений, траурный дым фашистских концлагерей и красное знамя победы!).

Итак, знамя, или государственный флаг, фигурирующий в нескольких песнях как символ России, - красный, «червленый», на фоне белого пламени, черного дыма и седого неба. Держат его «руки рабочих» (вспомним известную песню советского времени). В одной из песен появляется и православный символ государственности - стяг с ликом Спаса, который был также одним из символов Российской Революции в начале XX в. («Впереди - Иисус Христос»)

Геральдическая символика бывшего Советского Союза, обозначенная цветом знамени, ностальгией по имперскому величию России, обращение к славному прошлому и патриотическим чувствам россиян дополняются словесным изображением серпа и молота, символизирующих союз рабочих и крестьян: «Ты вспомни тех, кто защищал державу, кто сеял хлеб и строил города, кто душу свою русскую не предавал нигде и никогда».

Тема национальности, независимо от того, что в текстах песен часто фигурирует этноним «русские», отражена довольно мягко, без признаков великодержавного шовинизма, хотя Россия и названа великой («Вставай с колен, великая Россия!»). Мало того, россиянин чувствует себя частицей прежнего союза народов :

Моя Родина -Советский Союз.
Я об этом вслух сказать не боюсь...
Моя родина - Советский Союз.
Крикнем дружно: «Я врагу не сдаюсь.
Я за доллары не продаюсь.
Моя родина - Советский Союз!"

Самые недавние политические вехи нашли отражение в «экстриме-песне» - это неоднозначные события неудавшегося путча в Москве («Нам не забыть горящий Дом Советов, огонь и смерть как буря пронеслась, и в памяти народа людская кровь на камне запеклась»), который в песне приобретает характер героического подвига, равнозначного подвигу последних защитников Брестской крепости. Сравним два куплета одной талантливой, на наш взгляд, песни, написанной в ритмах светловской «Гренады»:

Мы живы, мы здесь, мы пока еще здесь,
 Мы живы, и с нами расстрелянный Брест,
И белое пламя, И траурный дым,
 И красное знамя под небом седым.
Присяга на верность - Немеркнущий свет,
Последняя крепость - Верховный Совет, /.../
В огне и в опале,
Не сдавшись врагам,
 Мы жертвою пали ,
 Завидуйте нам!

Эта своеобразная поэма-реквием, перекликающаяся и с «Гренадой», и с революционными песнями первой русской революции, и с прозой Великой Отечественной войны, могла бы стать героическим «шлягером» 90-х годов, если бы не... Время рассудит и ответит на вопрос «Если бы не...что?». С эстетической позиции (без политики!) проведение параллели Брестская крепость - Дом Советов достойно героики и романтического пафоса.
Вообще оптимизм, вера в будущее, призыв к победе сквозит во многих песнях «Экстрима»:

Рассвет догонит закат,
Во мгле забвения
 Раздастся клич «Виват!»,
«Виват, Империя!»
 Не сдвинуть историю вспять,
 Но наше червленое знамя
Взовьется над Русью опять,
 Пройдя через грохот и пламя...

Безусловно, в этих строчках прослеживается героическая патетика коммунистического «далёка», но от этого она не перестает быть романтикой, которой так не хватает современной молодежи, озабоченной предпринимательством и отравленной шоу-бизнезом. Боль за русскую нацию, сраженную заботами «цивилизованной рыночной экономики», звучит в отдельных строках песен:

Я за доллары не продаюсь...
 Западная цивилизация смертельна
для нашего пути ,
 Понятия торгашества и русская нация
 вовеки не совместить!

Неприятие западного образа жизни и нежелание подражать Америке особо сильны в песне «Карфаген должен быть разрушен», которую, по некоторым причинам, можно назвать гимном антиглобалистов:

Клокочет в недрах России
 Сопротивления кровь,
 Фанатический дух восстания
 В ней прославляет любовь.
Нынешнему Карфагену
 Не понять сияний Руси,
Духа в ней третьего Рима
Никогда врагу не постичь!

Такова визитная карточка российского патриотического «антиглобализма», представленная единой программой народно-патриотического союза. Эмоциональный настрой этому явлению придает авторская песня, патриотическая по содержанию, объединившая в себе элементы самодеятельной бардовской песни, шансона и романтику героических песен революции и гражданской войны, а ее символы, метафорические образы и стиль помогают определиться в симпатиях и антипатиях к историческому прошлому, героике XX в. в России и к России настоящей.

Примечание:

 Отрывки песен, приведённые в материале статьи, принадлежат авторам-исполнителям программы Радио « Слово».


Рецензии