Погружение реж. ю. панасенко

Я не кинокритик, но пишу эту рецензию исключительно как человек, которого фильм захватил, очаровал, ввел в состояние близкое к трансу. Действие на экране позволило мне погрузиться в атмосферу андеграунда, не выходя за пределы собственной квартиры, и очаровало настолько, что захотелось проанализировать свои ощущения, приведя их в порядок.

Если брать фильм «Погружение» с точки зрения документального кино, то он снят почти в традиционном стиле: документальные кадры, интервью, старая хроника, фотографии и пейзажные зарисовки, которые подчеркивают общий контекст и настроение фильма. Но это – не просто документальное кино, это прежде всего кино музыкальное, к тому же повествующее не о «богатых и знаменитых» звёздах мэйнстрима, а о настоящей независимой сцене России. И в этом его уникальность, «Погружение» синтезирует в себе несколько разновидностей кинематографа. Это повесть о музыке, о людях, которые её играют, о мечте, о духовности, о творчестве, и в тоже самое время это – фильм о всех нас, о тех, кто эту музыку слушает. И он адресован не только музыкантам, не только ценителям независимой музыки. Он адресован всем тем, кто их окружает. И если друг или знакомый, или близкий человек не понимает Вас и Ваши музыкальные предпочтения, то обязательно поставьте ему этот фильм. И возможно, что негативное его отношение к этой стороне Вашей жизни измениться если не на положительное, то во всяком случае, он будет лучше понимать эту сторону Вашей жизни.

Первый вопрос, который я задал себе после просмотра «Погружения», можно сформулировать так: «А если в ленте главный герой?». С одной стороны, образ Николая Кунцевича, более известного как Ник Рок-н-Ролл, проходит сквозь весь фильм, но мне показалось, что Ник – это всего лишь стержень, на который нанизаны яркие и неповторимые бусинки, люди, которые исполняют музыку, заранее не рассчитанную на массового слушателя. «Но кто же главный герой?»  – спросил я себя, ведь я чувствовал его присутствие каждой частицей кожи, каждой клеткой своего тела… Оставим вопрос открытым. Мы вернемся к нему снова в конце рецензии.

Суть фильма – отрешенное наблюдение за рок-н-ролльным пространством, вглядывание. Каждый кусочек интервью не просто снят на камеру, он словно подсмотрен сквозь личину, поэтому про каждого персонажа этой повести известно не так уж и много. Но каждый фрагмент в отдельности служит общей цели – показать, что рок-н-ролл не является плоским одномерным пространством, он многомерен и состоит из различных граней, каждая из которых сверкает на солнце своим уникальным светом. И за каждой гранью стоит человек, со своими собственными взглядами на жизнь, со своими суждениями, со своей индивидуальной творческой природой. И огромную роль в показе этих самодостаточных личностей играет камера. Иногда важнее всмотреться в лица музыкантов, пусть даже они в данный момент ничего не говорят, но их глаза не врут, они излучают энергию и веру, которая и позволяет им двигаться вперед, невзирая на локальную известность и жизненные преграды. И очень символично появление на экране крупным планом лица Ника Рок-н-Ролла с отражающейся в стеклах его черных очков поверхностью воды.

В персонажах фильма нет гламурной отечности столичных звезд. Они ни капли не напоминают «сражающегося» с попсой на экране всероссийского телеканала Юрия Шевчука, в них нет громогласного псевдопротеста Шнура, они не лицедействуют в стиле «чайфистов» на «Дне выборов». Это – живые человеческие лица, а не кальки с рок-н-ролльного комикса. Их рассуждения в фильме кажутся порой диаметрально противоположными, но, несмотря на это, в них есть нечто общее – желание творческой работы не вопреки кому-то и не для кого-то, а ради удовлетворения своей жажды искусства, ради самого искусства. И мэйнстрим они если и критикуют, то не брызгая слюной, а спокойно констатируя его существование, отстраненно. Словно говорят зрителю: «Они сами по себе, а мы сами по себе».
 
От персонажей фильма нет ощущения столичного сплина. Они типичные порождения провинциальности, и в таком определении нет ничего отрицательного. Провинциалами были Толстой и Бунин, Гюстав Флобер и Артюр Рембо, Сезанн и Гёте. Именно провинциальность этих великих людей позволяла им находить в искусстве свои неповторимые формы, разрушая стереотипы варящейся в собственном соку столицы. Это настоящая среда независимой музыки, истинный дух андеграунда, заваленный в настоящее время бетонными плитами проплаченных «рок-звезд». Дух Башлачева и Дягилевой, Андрея «Свина» Панова и молодого, не разъеденного коррозией столичного гламура, Шевчука. Противоречивый дух свободы.

В фильме есть одна особенность, отсылающая к великому фильму А.Тарковского «Сталкер». Во первых, это часто мелькающие на экране пейзажные зарисовки. Кадры проточной воды, удачно снятые оператором Юлией Галочкиной, вообще напомнили кадры этого шедевра советского кинематографа. Во вторых… Не знаю, сделано это ненамеренно, или же так и было задумано режиссером Юлией Панасенко, но образ Ника Рок-н-Ролла также чем-то получился схож с образом сталкера. Мудрого и отрешенного, но, в тоже самое время, безрассудного и необычайно активного. Эта роль более всего подчеркнута в монологах, которые обычно сверхэмоциональный Ник произносит спокойным, размеренным голосом, словно экскурсовод в тишине музея. Музыка также подобрана с оглядкой на Тарковского.

В названии «Погружение» скрыт сам смысл фильма. Слово «погружение» подразумевает собой не просто «окунуться» в какую-то среду, но попытку войти вглубь нее, достигнуть самой что ни на есть «глубины», сердцевины, черты, за которой лишь дно. Удалось ли режиссеру достигнуть глубины? На мой взгляд, вполне удалось. Ассоциативный ряд, который выстроен в картине, направлен именно вглубь. Это не «полет», не «вторжение», а именно «погружение».

Но вернемся к нашему вопросу: «Кто же главный герой картины?». Чей призрак непрестанно вторгается в сознание, стоит за спиной, пронизывая мозг своим присутствием? Ответ дан в самом фильме. На вопрос одного из персонажей фильма: «Умер ли рок-н-ролл?», Ник отвечает: «Ну, это фигурально совершенно. Что это значит – «рок-н-ролл мертв»? Как может умереть То, Великое Ничто?» И тогда, когда фильм уже закончен, когда по экрану проползают титры, ты начинаешь понимать, что главным героем фильма является именно он – РОК-Н-РОЛЛ, «Великое Ничто», воплощенное в этнических мотивах «Детей Picasso», в неистовых риффах «Salvador», в меланхолических руладах «Босх с тобой», в дерзостных ритмах «Последних Танков в Париже», в гениальном Николае Кунцевиче, во всех тех, кто играет и слушает эту непокорную музыку.
 


Рецензии
Ну, что ж, могу в очередной раз констатировать, что автор данной работы, как публицист (и рецензент) оказался на должной высоте. Да, это личностно (а человек, находящийся в среде, пишет о ней не отстранённо, что нормально). Но при этом вполне спокойно и рассудительно.

Джеймс Александр Даркфорс   28.04.2010 12:05     Заявить о нарушении
Спасибо за положительный отзыв. В принципе, когда уже вывесил рецензию, понял, что она в процессе работы. Все-таки эта работа Юлии Панасенко и Юлии Галочкиной (фильм) имеет еще несколько сторон, которые я, к сожалению, в начале упустил.

Юрий Курятов   28.04.2010 13:47   Заявить о нарушении
Что ж, вполне можно позднее написать о готовом фильме.

Джеймс Александр Даркфорс   28.04.2010 19:32   Заявить о нарушении
Да фильм-то уже готов. Проблема только в его рапространении, насколько мне известно. Издавать отдельным изданием, как я понял, его не хотят, считают "некоммерческим", а среда русского андеграунда, на мой взгляд, к такому глубокому осмыслению своей сути не готова. Дело в том, что сам фильм многоуровневый, что для России необычно. Мне как-то попался документальный фильм с участием Гленна Данцига, название не помню, дело в сути. Материал в фильме преподносился не просто как интервью или биография, а как попытка внедрения во внутренний мир не столько главного героя, но и той среды, в которой он "вырос" как личность. То же самое английский сериал "Панк рок. Истинная история". Ну там безусловно, меня больше всего впечатлила часть с Atari Teenage Riot, потому что близко, а так фильм смотрится на одном дыхании, несмотря на то, что быструю речь на английском я воспринимаю плохо, приходилось возвращаться назад, чтобы вникнуть в суть.
А фильм есть на торрентах

Юрий Курятов   08.05.2010 09:12   Заявить о нарушении