Vanna Tallinn

 
 Моё первое знакомство со столицей советской Эстонии состоялось в 1976 году.
 Я летела встретиться с мужем, судно которого должно было прибыть в порт Таллинна 19 мая и простоять там трое суток...
 Самолёт летал от нас в Таллинн всего два раза в неделю по вечерам, и мне повезло взять билеты на 18 мая.Это было отлично,единственный минус, что не был решён вопрос с ночёвкой.
 Но в самолёте, благодаря "моей общительности и личному обаянию", как говорит мой супруг, я познакомилась с  русской женщиной, которая летела к сестре в отпуск.Узнав, что я еду на встречу с мужем-моряком, она радушно пригласила меня к сестре переночевать.Нина, так её звали, была значительно старше меня, но очень добродушная и приветливая женщина. Когда я сказала, что сестра может меня не пустить, она засмеялась:
 - Да Людка такая же, как и я! Всех котят в округе пособирала, всем одиноким  старушкам белье постельное стирает да  гладит, и вечно у неё кто-нибудь ночует. Не переживай, зайка, найдётся место и для тебя!
 - Но мы же прилетаем в 19 часов, спать ещё, вроде, рано. Я бы хотела город посмотреть и найти порт, чтобы с утра там уже быть.
 - Что за беда! Вот тебе телефон и адрес. До полуночи буду тебя ждать, а не успеешь, не обессудь: ворота во двор закрываются автоматически и до 6 утра никто не может на территорию ни войти, ни выйти.
 - Как странно! Почему это так?
 - Да просто. Муж Людкин - министр эстонский. В периметре чуть ли ни пол-правительства живет, вот у них и охрана такая. Открыть ворота и подъезды  посреди ночи можно только по разрешению коменданта. Это - целая морока. Так что помни - до двенадцати, как штык!
 - А как же я войду?
 - Я пропуск тебе закажу. Вот на, держи, - и она протянула мне красную глянцевую визитку, которых тогда никто и не видел.
 - А откуда в таком доме старушки бесхозные и котята брошенные?
 - Да мать её Вайса живет в соседнем квартале.
 - А почему сын её к себе не возьмёт?
 - Ой, не спрашивай, там всё по-эстонски! Семья из двух человек, значит жить в госквартире могут только два человека. Вот гости - хоть десять человек, а проживать нельзя.
  Мне было непонятно, как это так может быть, что престарелая мать не может жить вместе с сыном?..
И почему гостить можно кому угодно?
 - Не кому угодно, а только иногородним. Да и то после регистрации.
 - Какой регистрации? - занервничала я.
 - Не боись! Я тебя зарегистрирую, а ты покажешь коменданту свой паспорт и заполнишь гостевую карту.
 Всё просто! - и она рассказала, как туда добраться и что сказать этому строгому коменданту...
 Сейчас это просто всем известные консьержи и охранники, а раньше - невидаль буржуйская.
 ... Но вот самолёт благополучно приземлился в аэропорту эстонской столицы.
 Мы с Ниной стояли в толпе в зале выдачи багажа, когда ко мне подошли парень и девушка:
 - Простите. Здравствуйте! Вы из Калининграда?
 - Да,- удивилась я тому, что меня кто-то может встречать в незнакомом городе. И подумала, - "А вдруг Серёжка попросил кого-то, чтобы меня встретили?"
 - Мы Вас встречаем! Мы потеряли карточку с Вашими данными, поэтому не знаем, как Вас зовут. У нас только фото. Вот, посмотрите, это ведь Вы?
 На большом групповом снимке сидели и стояли молодые люди на фоне Знамени ВЛКСМ. Что-то я не припоминала, когда это фотографировалась в таком коллективе. На снимке не было ни одного знакомого лица. Но вдруг я увидела во втором ряду справа белокурую девушку, похожую на Марылю Радович. Она была одета точно так же, как и я сейчас: беленькая "битловочка" с коротким рукавом и темная юбчонка, едва длиннее широкого пояса.Она была так похожа на меня, что я засомневалась, не память  ли меня  подводит.
 - А кто вы, ребята, и почему меня встречаете?
 - Нам в 16 часов позвонили из вашего обкома комсомола и сказали, что этим рейсом прилетит одна делегатка на слет комсомола Прибалтийских республик.У нас и места в гостинице забронированы для всех делегатов, но основная группа из Калининграда приезжает завтра автобусом, а только Вы одна - самолётом.
 - Я терпеть не могу автобусы. Всю ночь сидя - не для меня, - зачем-то сказала я.
 - Меня зовут Аарэ, а это - Марика, обрадовался парень, - мы из орготдела, назначены встретить всех делегатов из Литвы и Калининграда. Латышей встречают другие ребята. А Вы у нас - первая из Калининграда. Литовцы приехали ещё в обед. Как Вас зовут? Где Ваши вещи?
  Я оглянулась. Нина, пыхтя, тащила огромный чемодан и корзину. А моя сумка-торба висела у неё на плече.
 - Ой, Ниночка, Вы меня простите, я тут с ребятами заболталась, - начала оправдываться я.
 - Да, ладно! Вот, на, держи  багажную квитанцию. Пошли на выход.
  Расторопный Аарэ схватил мою сумку и чемодан Нины и побежал вперёд. За ним семенила Марика и тащила меня за руку.
  Нина удивилась:
 - Ты же говорила, что едешь сюда первый раз. Это кто? Друзья мужа?
 Она задала ещё сто вопросов, на которые я не успела ответить, прежде, чем мы оказались у маленького  "РАФика"с надписью на борту - "ЦК ВЛКСМ Эстонской ССР"...
 Парень закинул в салон наш багаж и спросил:
 - Лена, это Ваша тётя?
 - Да! - поспешила ответить я, - тётя Нина! Она приехала сюда в гости к сестре. Вы нас подвезёте?
 - С радостью, - улыбнулась миловидная Марика.
  Я протянула Аарэ визитку. Он обалдело поднял на меня глаза:
 - Тогда понятно, почему Лена летела самолётом. Тогда, может, Вам и гостиница не нужна?
 - Нужна, нужна! У дяди Вайса ночевать не хотелось бы. У нас запланирована экскурсия по городу? - обнаглела я.
 - Конечно!  Но сперва ужин в ресторане "Вира", и дискотека в "Кунгла", а с утра мы едем в Кадриорг, там встреча в кинотеатре с ветеранами-комсомольцами  и делегатами съезда.
  Нина примолкла, пытаясь понять, что происходит.
 Марика села рядом с Аарэ, а мы расположились во втором ряду.Нина наклонилась ко мне:
 - Лен, это кто?
 - Это ребята, встречающие комсомольские делегации на слет в честь Дня рождения Комсомола, - ответила я, сообразив, по какому поводу слёт.
 - А-аа! Понятно. Значит,ты здесь не только мужа встречаешь? Так бы и сказала!
 - Да наша делегация завтра только автобусом подъедет, а я люблю летать. Вот и приехала одна, как перст. Но им успели позвонить, что я прилетаю сегодня, они и примчались прямо к самолёту, - ответила я, сознавая, что случайно впутана в очень весёлое приключение, - я не знала, что меня встретят.
  Мы уже подъехали к высокому кованому забору, за которым высились красивые большие дома-особняки. Ааре подрулил к воротам и посигналил. Моментально, откуда ни возьмись, появились два солдатика и стали с обеих сторон ворот. Через мгновение из маленького домика показался майор в милицейской форме.Подойдя поближе он широко заулыбался:
 - Нина Аркадьевна! С приездом! А это Ваша дочь? - взглянул он на меня цепким глазом.
 - Нет, это племянница. Приехала к вам на слет комсомола.
 - Она останется у Людмилы Аркадьевны с Вами?
 - Не знаю, мы пока не решили. Давай, Иван Иваныч, вещи в дом втащим, а там и порешаем все вопросы.
  Майор сделал незаметный жест и солдатики, подхватив баул и корзинку Нины,   быстро скрылись за дверями второго дома.
 - Ваш паспорт, барышня, - протянул руку комендант, - я его занесу через пять минут.
 -Пошли, морячка! - пригласила за собой Нина.
 Я оглянулась. Ребята стояли за воротами и, увидев, что я обернулась, прокричали:
 - Мы подъедем после ужина через часик-полтора! Отдыхайте пока!
 Облегченно вздохнув, я догнала Нину.
 ... Роскошь особняка меня поразила: Эрмитаж-2! На каждом этаже всего одна квартира. На площадках ковры и лимонные деревья в полированных кадках. Людмила уже вышла на площадку и, улыбаясь, приветствовала нас:
 - Нинуля, сестричка, здравствуй! И ты проходи, дорогая. Устали?
 После поцелуев и объятий, мытья рук и переодеваний, мы оказались за столом, накрытым в огромной столовой. Роскошно сервированный стол поразил обилием деликатесов, но на салфетках, приборах и тарелках стояли выгравированные штампики с надписью по-русски "Казначейство СССР Эстония 1955 год", потом такие же бляшечки я увидела и на румынской мебели, и на  финском холодильнике, и на  польской плите. И правда, госквартира...
  Вайс оказался замечательно весёлым и добродушным человеком. Он был замминистра торговли Эстонии. Всем были довольны постояльцы апартаментов... 
 - Да всё у нас хорошо, Ниночка, - целуя руку гостье, ответил Вайс, - только по-прежнему нет детей, а времени остается всё меньше и меньше. Людочке ведь уже 36, а я и вовсе уж старичок. До пенсии 12 лет всего. А это что за прелестное создание? - повернулся он ко мне.
 -  Попутчица моя, землячка. Вот, приехала к вам на слет комсомола...
 - Лена, - представилась я и протянула руку для пожатия, но хозяин наклонился и поцеловал мои пальцы.
 - Вы меня смущаете, - пролепетала я, краснея.
 - Ну что Вы, право! Какое может быть смущение! Любой мужчина не удержится, чтобы не прильнуть к такой красоте. К тому же, я заметил, что Вы, Леночка, уже замужняя дама. Молодожёнка, кажется, по-русски?
 Мы сидели за столом, болтали про всякое, было просто и приятно общаться с этими людьми. Вдруг кто-то постучал в дверь.Людмила пошла открывать.
 Пришли Иван Иванович, а с ним Аарэ. Милиционер отдал мне паспорт и протянул анкету, где я расписалась:
 - Вот, приехал за Вами. Он спросил, едете ли Вы на дискотеку.  Документы в порядке, за это я ручаюсь. Наш человек, можете ему доверять, - отчитался майор, и представил комсомольца хозяевам.
 - Садитесь с нами пить кофе! - радушно пригласила Людмила Аркадьевна вошедших.
 Милиционер  поблагодарил, козырнул, и вышел. А парень несмело присел на краешек стула рядом со мной...
 - Я за Вами приехал, Лена, - нас уже ждут. Мы ещё будем в Пирита встречать рассвет после дискотеки. Вы едете?
 - Едет, едет! - Что ей с нами,стариками , вечер терять? Пусть повеселиться, познакомится с другими делегатами, а в 2 часа я пришлю за ней машину. Куда вы забираете Леночку? - поинтересовался хозяин.
  - До трёх часов мы будем в "Кунгла", там сначала до 22 часов вечер встречи, а потом  дискотека для делегатов слёта. Где-то после трех поедем встречать рассвет на залив в Пириту.
... Вечер был потрясающий!  Взрослых было человек 5 из обкома партии, но  и те  вскоре ушли, убедившись, что всё идёт по плану. А, как только  они  вышли за дверь ресторана, на столах появились новые бутылки шампанского, посольская водка,  "Тамянка", "Токай" и бутылки с национальным ликёром "Ванна Таллинн". Это было нечто вроде Рижского Бальзама, известного всему Союзу.Начался обычный молодёжный вечер.У нас в Калининграде тогда ещё не было дискотек, были просто вечера танцев, а тут - музыка гремела беспрерывно, одна мелодия сменяла другую, диски были все сплошь  импортные, и все модные зарубежные ансамбли исполняли только для нас самые лучшие свои вещи.Крутились диски "Битлз", "Роллинг Стоунз","Лэд Зеппелин", пела Сьюзи Кватро, Дин Рид и ещё множество разных модных исполнителей. Каждый диск или альбом у нас на барахолке стоил не меньше 70 рублей, а тут их были десятки!..
 Музыка захватывала, кружила и заводила. Молодежь быстро перезнакомилась, всем раздали бейджики с именами и номерами, открылась почта. Марика оказалась со своим парнем, Аарэ крутился возле высокой-высокой блондинки из литовской делегации, а я влилась в девичью компанию. Мне вручили гостевую карту в "Виру", где были указаны мои ФИО и  номер пребывания. Мы  танцевали, обменивались адресами и получали пачки записок из молодёжной почты.У каждой было по несколько штук предложений познакомиться поближе, прогуляться по ночному Таллинну и т.п.
 Я познакомилась с литовкой Аушрой,  её имя по-русски  было Заря. Она и впрямь была похожа на рассвет: белокожая, румяная, рыжеволосая, голубоглазая. Высокий безмятежный лоб и длинная шея придавали её облику некую аристократичность. Спокойный взгляд, сдержанность движений и барская медлительность  Аушры мне нравились.Мы договорились, что я её буду звать по-русски -  Заряна.Но через час в её глазах заблестели искры, и я поняла, что она выбрала себе кавалера. Витаутас мне тоже понравился. Высокий белокурый гигант с типично красновато-длинноватым  носом. Аушра была ему по плечо, а я на пол головы ниже неё.Они быстро по-литовски поговорили, а потом пригласили меня:
 - Поехали отсюда!  В старом центре есть "Мюнди-бар". Там классно и народу поменьше.
 - Не смогу, наверное, за мной в два часа машина приедет сюда.
 - А с кем ты здесь? Кто тебя привел?
 Я поискала глазами, но ни Аарэ, ни Марики не нашла.
 - У вас есть двушка? Мне надо людям позвонить, что я в другом месте буду.
 - Поехали! Из бара позвонишь, - и мы умчались в ночь на стоявшем у входа такси.
  Бар находился в подвальчике прямо на Ратушной площади, как мне показалось. Внутри это был подвал средневекового замка. На стенах горели бездымные факелы, на столах в плошках плавали горящие фитили и только за стойкой бара стену освещали электрические лампы, закрытые мозаичными панелями.
Приглушённо играла откуда-то отличная музыка, гости разговаривали тихо,  пахло жареным мясом и клубникой. Меню по объёму было скромное. Несколько мясных предложений - от свинины на углях, до цыплят на вертеле, овощные салаты, мороженое и длинный список коктейлей. Мы заняли свободный столик, сделали заказ из клубники и коктейлей и осмотрелись. Странно, но парочками народ не сидел. Компании были либо мужские, либо женские.Я спросила у ребят, почему это так.
 - Здесь не танцуют, поэтому как приходят люди, так и сидят со своими.
 - Ну тогда я - третья лишняя.
 - Ерунда! Ты с нами. А у нас впереди ещё много времени. Мы оба из Каунаса, а здесь познакомились.
И ты с кем-нибудь познакомишься. Всё ещё впереди.
 - Я, вообще-то, замужем, - призналась я.
 - А я то думаю, почему ты все записочки выбросила не прочитав!  Но я их прихватила. Давай, почитай.
  Я разворачивала одну за другой бумажки с почти одинаковыми словами вроде :"Девушка, давайте познакомимся? Меня зовут ххх, мой номер ххх",  и вдруг неожиданно вспомнила, что не позвонила Вайсу.
 Когда я спросила бармена, где у них можно позвонить, он с улыбкой поставил на стойку бара телефон.
Точно, у нас дома никто никогда не дал бы просто так позвонить!  Набрав номер, вместо привычных гудков  я услышала звуки популярной песни "Листья желтые". Это тоже было странно, но приятно.
Трубку сняла Людмила Аркадьевна:
 - Леночка, какая ты молодец, что позвонила! Вайс приехал уже в "Кунгла", а тебя там нет.Он звонит, волнуется. Ты где?
 - Я на Ратушной площади, в "Мюнди-баре" с друзьями.
 - Он сейчас подъедет, жди.
  Вайс не только приехал, но и зашёл в бар, и намерен был сесть за наш столик со словами:
 - Принимаете старика в свою компанию?
 Ребята приветливо закивали, но были явно смущены. Вайс выглядел щёголем. В смокинге, с крупными золотыми запонками на цепочках, надушенный французским парфюмом, он весь сиял, как медный таз. Получив приглашение, он поцеловал руки мне и Заряне и отошел к бару, а ребята удивленно спросили:
 - Это что за престарелый франт? Твой муж?
 - Нет, это муж сестры моей землячки, с которой я сюда прилетела.Они пригласили меня у них переночевать. Завтра, нет, уже сегодня в порт придёт мой муж. Я приехала его встречать.
 - Так ты двух зайцев застреляешь? - спросил Витаутас.
 - Убиваешь, а не застреляешь! Да, примерно, так. Двух. А, может, и больше! - усмехнулась я, соображая, что предпринять, только бы отвязаться от этого министра!
 - Не бойся, давай будем здесь сидеть до утра, а на рассвете поедем вместе в гостиницу, а твоему Вайсу ничего не останется, как уехать домой, предложила Заряна.
 - Я понял. Девочки, сидите спокойно и не вмешивайтесь в мужские дела. Ясно? - взял бразды в мужские руки Вит. Мы дружно закивали длинноволосыми головами.
  Вайс принес мне роскошный букет, и  к столику вместе с ним подошёл бармен с большой вазой для цветов.
 - Ваш гость желает заказать куропаток на вертеле. Сколько порций подать?
 - А картошки-фри нет? - хором попросили литовцы,  бульбаши не хуже белорусов.
 - У нас есть всё! Наш бар валютный! - отчеканил бармен и отошёл, записав заказ.
  Вит и Заря ошеломленно переглянулись.Я поняла, что они не знали, в какой бар их занесло.
 - Не переживайте, ребята, у меня есть валюта, я расплачусь.
 - Э, нет! Плачу я! - провозгласил наш гость, - сегодня вы гости нашего города, и друзья Элен. Значит, мои гости. Заказывайте, что угодно и сколько угодно.
 ...Мы просидели в баре до 5 часов утра. Все были довольны и пьяны. Вывалившись гурьбой на улицу, оказались на красивой булыжной площади. Справа была старая Ратуша, где располагался Таллинский муниципалитет и ЗАГС. На крыше средневекового строения красовался флюгер - символ города: Томас держится одной рукой за стержень флюгера, а в другой - щетку для чистки трубы.Точно такой рисунок был и на бутылках национального ликёра "Vanna Tallinn". Во все стороны от площади расходились узенькие улочки. Позже, гуляя с мужем по городу, в одной из них мы любовались венчанием: величаво играл орган, дамы были в шляпах, а невеста - в длинном платье с пышной юбкой и в фате, волочащейся по полу церкви. Это было так красиво, что я вздохнула: "Жаль, что не видели такого раньше, а то и мне бы такое платье и фату"...
 - Любчик, я для тебя звезду с неба достану, не то что такое платье! Хочешь? - Будет!
 - Сумасшедший, у нас тоже было все красиво. Мы просто уехали на другом поезде...
 ... Перед баром стояла  черная "Чайка. Водитель в белых перчатках услужливо открыл дверцу, приглашая садиться, но Вайс предложил нам обойти площадь по периметру слева-направо:
 - Есть такая примета: если эстонец обойдет  площадь трижды с  иностранцами, то исполнятся три его заветных желания.Я вас приглашаю, ведь и ваши загадки сбудутся.
 Мы прошли первый круг с любопытством, второй - с безразличием. Заря и Вит влезли в машину, а я   поплелась на третий заход вслед за Вайсом.
 - Элен, что Вы загадали?
 - У нас говорят, что произнесённое вслух желание не исполнится.
 Мужчина понимающе закивал головой:
 - Хитрецы вы, русские. Ничего просто так у вас не бывает. Всё со смыслом.Эстонцы народ попроще...
 ...Их простоту я увидела в 2008 году, когда эти простаки разбирали памятник солдату-освободителю с Вечным огнём, где 19 мая  1976 года я, вместе с  делегатами слета комсомольцев Прибалтики, возлагала цветы...
 Мы вернулись к машине, и по желанию Вайса поехали в Пириту, где надеялись встретиться с нашими, встретившими рассвет. Наверное, именно на   этом канале потом проходила олимпийская регата 1980 года.
  Конечно, ребят уже не было, и нас отвезли в гостиницу. На рецепшене я спросила, как позвонить в диспетчерскую службу порта.Вежливый портье добросовестно позвонил по нескольким номерам, но не смог ничего добиться.
 - Элен, давайте вернёмся к машине, я Вам помогу, -  предложил поднадоевший министр.
  Водитель долго звонил по телефону в машине, связывался с кем-то по рации и , наконец вздохнул:
 - Надо ехать в порт.Судно уже на причале.
 Вайс тоже, кажется даже, искренне обрадовался:
 - Как хорошо, что Людмила предусмотрительно положила в багажник Вашу сумку!Едем!
 По пути в порт мы останавливались дважды. В каком-то малюсеньком кафе на три столика  пили чудесный кофе - Вайс в молодости захаживал сюда, потому что во всём городе лучшего кофе не найти. А за массивными деревянными дверями другого места оказался валютный магазин, где продавалось всё - от омаров до норковых манто. Вайс выбрал  целую корзинку деликатесов и пару глиняных бутылок  ликёра "Vanna Tallinn" в холщовых мешочках:
 - Это совсем другой напиток, не тот, что мы пили в "Мюнди". Это для избранных, - горделиво сказал он.
 Когда мы усаживались в "Чайку" из магазина вышла полусонная девушка и молча подала мне красный бумажный цилиндр.
  -  Что это?
 - Сюрприз! Откроете, когда будете в каюте только вдвоём с супругом.
 Мне не понравилось то, как он это сказал, но машина подъезжала к порту -  в  открытое окно ворвался знакомый запах причалов. На проходной нас даже не задержали, милиционер только сказал водителю что-то по-эстонски и машина промчалась вглубь почти не притормозив.
 Посигналив немного, машина остановилась у трапа судна. Я, прочитав на борту знакомое название, хотела выскочить поскорее на причал, но дверца не поддавалась. Водитель чинно вышел из машины, не торопясь прошествовал в багажнику, вынул из него мою сумку, забрал у Вайса корзину с деликатесами и двинулся к трапу. Половина команды судна уже висела вниз головой с борта, с любопытством ожидая того, кто к ним пожаловал с такой помпой. Среди множества голов я увидела родную блондинистую шевелюру Сережки!
  Тем временем эстонский министр Вайс Карлович с достоинством английского лорда открыл дверцу и подал мне руку:
 - Прошу, Элен, разрешите Вас проводить к судну.
 - Спасибо, - вежливо растрогалась я, - спасибо Вам за хлопоты и заботу. Вы мой ангел-хранитель на эти три дня. Я жалею, что не увижусь больше с Ниной и Людмилой, передайте им мою искреннюю благодарность.
 Вайс довел меня до трапа под аплодисменты и громкое "О-О-О!" экипажа, поцеловал мне ручку и прошел к машине. Зато впереди меня по трапу поднялся на борт водитель-лакей. Он прошествовал к центру палубы и застыл в важной позе. Пока я обнималась и целовалась с мужем, он стоял, как статуя, обвешанный сумками, корзинками и бумажными пакетами.
 - Ленця, это всё  что такое?
 - Потом расскажу. Забери у водилы вещи.
 Но стойкий шофёр не отдал ничего, он шёл вслед за Сергеем до самой каюты. Потом выложил пакеты и сумку с корзинкой куда было указано хозяином "апартаментов", и, обращаясь ко мне спросил абсолютно без акцента:
 - Когда подать машину?
 - Я не знаю, - растерялась я, - я оторвалась от делегации.
 Водитель протянул мне красный буклетик с программой слёта и снова спросил:
 - Вы на заседание поедете? Оно в 16 часов будет в Драмтеатре.
 Я оглянулась на мужа.
 - Поедет, только и я с ней буду. Можно?
 - Конечно, напишите мне Ваши данные, я всё устрою. В 15-45 я буду у трапа. До встречи! - и ушел, по армейски повернувшись на 180 градусов.
 - Ну ты и шиканула, прямо по-королевски подкатила! Я горжусь тобой! Ребята спрашивают, кто твоя жена, что её в "Чайке" прямо в порт доставляют? А я не знаю, что и ответить. Но ты ж меня знаешь, я сказал, что ты у меня большая шишка в Обкоме комсомола, а тут тебя встречали местные власти...
 - Почти всё так.
 И я всё рассказала своему любимому.

 В красном цилиндре оказался фантастический, почти чёрный, цветок. На пластиковом колпаке было написано по -латыни золотыми буквами  "orchid". 
 - Чёрная  орхидея. Это редкий цветок, где-то я читал про него! - удивился муж. 
 Потом мы рассматривали баночки со всякой снедью, пили эстонский ликёр. И говорили-говорили...
Сергей оформил суточное увольнение на берег, и  в 15-40 по спикеру объявили:
 - Механику Слепухову. Машина стоит у трапа. Просьба спускаться.
  У трапа стояла белая "Волга". А в документах было указано, что я и Серёжа приглашены на слёт ЦК ВЛКСМ Эстонии. Нас "легализовали", не найдя моей фамилии в списках делегатов. Спасибо, Вайс Карлович! 
 Мы побывали на заседании в Драмтеатре, посидели за ужином в ресторане "Виру" со всеми делегатами, побывали в "моём" номере, который я даже не видела, но который оказался очень и очень комфортабельным. Повалялись на роскошной кровати, пощёлкали пультом телевизора, поглазев  на финские и эстонские, польские и немецкие телеканалы, попили шампанского из барчика, полного всяких напитков.А потом решили побродить по городу. Бродить не получилось, потому что у входа всё так же стояла "Волга", но, к счастью с нами рядом оказались Аушра с Витаутасом. Вчетвером нас дотемна катали по городу, показали все районы, мемориалы и достопримечательности, к которым можно было подъехать. И пообещали, что завтра будет гид, который покажет нам старый город.
 ... Назавтра мы видели "Толстую Маргариту", самую узкую улицу Таллинна, лазили на крышу с настоящим трубочистом, у которого на мундире все пуговицы были отполированы пальцами людей, загадывающих заветные желания,  видели венчание, были в Соборе в Выжгороде, и в той церкви, где служил патриарх Алексий Второй (Ридигер).
 Нашим гидом оказался молодой парнишка, даже моложе меня. Он был русский. Пронырливый и смекалистый, он протащил нас везде, где было можно и нельзя. К вечеру мы так устали, что едва дотащились до ресторана, чтобы поужинать и  вернуться на судно. Наутро в дверь каюты кто-то постучал. Серёжка был на вахте в машинном отделении, и я спокойно повернулась на другой бок. Что-то шлёпнулось на пол. На полу у двери лежал большой бумажный пакет. В нем оказались билеты на завтра на самолёт. И записка, в которой было указано, что машина подъедет к трапу в  10 часов.
 Я выскочила из каюты и, как ужаленная, помчалась вниз в машину. Найдя мужа спросила, когда судно выходит из порта.
 - Завтра, часов в 11-12. А что?
 - Ты мне билет купил?
 - Нет, не я...
 ...Машина, как всегда, подъехала вовремя. Сегодня  за рулём  "Волги" сидел Иван Иванович. Рядом с ним ... Нина Аркадьевна!  Я так рада была её снова увидеть, что попросила Сережу сесть вперёд. Нина рассказала, что Вайс сделал все документы для нас потому, что никто из Калининграда не приехал из-за аварии на железнодорожных путях под Ригой,  и полного списка делегатов не было. Я успокоилась, моя тайна не раскрыта! Мы обменялись адресами и телефонами и потом дружили долгие годы...
 Иван Иванович пожал мне руку у трапа самолета, Нина снова поплакала у меня на плече.Было жаль расставаться с такими хорошими людьми, я чуть не плакала.
 Сережка долго целовал меня и отпустил только тогда, когда стюардесса сказала, что все ждут только меня:
 - Любчик! Это были самые лучшие дни  моей жизни! ...
 - Врешь, конечно, но мне приятно! - помахала я мужу перед тем, как закрылась дверь самолета...




 




 


Рецензии