Каминский Борис Владимирович Краткая история масон

Каминский Борис Владимирович





Краткая история масонства

                Автор: Каминский Б.В.









Ростов-на-Дону
2010
История масонского ордена начинается со средневековых гильдий каменщиков ( от английского mason – «каменщик). Они возводили величественные замки, соборы, крепости и свято хранили секреты мастерства. Объединения или как их еще называли братства вольных каменщиков ( от английского free mason) процветали на протяжении нескольких столетий. Ремесленники жили на строительных площадках в ложах (от английского lodje – «хижина», «ложа»), то есть в мастерских, где отесывали строительный камень, хранили инструменты и проходили   совместные трапезы. Они верили, что Бог – «великий архитектор Вселенной», все люди братья, которым предназначено под Божьим началом обустраивать Землю. Престижность ремесла каменщиков, их особый духовный мир способствовали формированию особой символики и ритуалов, известных и понятных только им.


Прошли времена бурного строительства и гильдии масонов утратили свое первоначальное предназначение. В конце шестнадцатого начале восемнадцатого веков членами братства становятся люди, абсолютно не относящиеся к этому ремеслу. Они наследуют от средневековых гильдий веру в Бога, обставленную особыми совместными торжествами, сохраняют внутреннее деление ордена на степени, перенимают тайные ритуалы, символы и пароли. Призывы масонов к равенству и братству привлекают в их ряды образованных представителей нового, буржуазного общества.


Новые масоны заимствовали у ремесленников-каменщиков и древние легенды. Одна из них – о зодчем Хираме – обращается к далеким библейским временам. Царь Соломон поручил Хираму следить за всеми работами, связанными со строительством Иерусалимского храма. На работах было занято свыше 30 тысяч человек. Хирам во избежание путаницы в выплате денег поделил всех рабочих на три разряда: учеников, подмастерьев и мастеров. Разряды отличались паролями, тайными символами и знаками. Однажды трое подмастерьев решив присвоить вознаграждение мастеров себе, устроили засаду Хираму, чтобы любой ценой выпытать у него мастерский пароль. Зодчий предпочел погибнуть, но не выдать тайну. Многие элементы легенды, как ,например,  деление каменщиков на три степени – учеников, подмастерьев и мастеров, легли в основу устройства нового масонства, первая страница истории которого была открыта в Англии.


Именно здесь, в лондонской таверне «Гусь и вертел», 24 июня 1717 года четыре братства организовали первую в мире Великую ложу. Ее возглавлял Великий мастер.  Она руководила масонами английской столицы и окрестностей. К 1723 году была написана своеобразная конституция ордена – «Новая книга уставов», в которой излагались выжнейшие принципы масонства: каждый должен возлюбить ближнего своего, как самого себя; все обязаны помогать друг другу; человек порочен, но не безнадежен; человек способен к усовершенствованию; через добрые дела, просвещение, перевоспитание возможно постепенно  победить зло. В понимании масонов все это создает идеал «социальной Вселенной», которую создаст сам человек.


Со временем масонство распространилось по всему миру. Великие ложи создаются в Испании, Франции, Германии, Италии, Америке... Возникли и различные направления масонства. Появление вольных каменщиков в России связывают с именем Петра великого, Который пытался таким методом укрепить связи с Англией и способствовать распространению просвещения. Первое время в братствах явно преобладали иностранцы, но затем первенство перешло к россиянам. В первой половине – середине восемнадцатого века членами ордена были: историк Болтин, князья Голицыны, князь Трубецкой и другие лица знатного происхождения, имеющие значительный вес в обществе. К 1770 году в Петербурге, Архангельске, Риге и Москве насчитывалось 17 масонских лож. В Петербурге издавалась специальная газета для братьев и непосвященных, печатались масонские гимны, законы, переводилась иностранная масонская литература.


В орден вступали по самым разным причинам. Для одних это была дань моде – их привлекала лишь внешняя сторона масонства. Другие видели в нем чистое, высоко нравственное философское учение и посвящали всю свою деятельность постижению законов масонства.
Русское масонство ставило перед собой задачу постижения бытия через христианскую терпимость и «обязательность работы соборной», которая включала в себя самосовершенствование, духовное творчество, просвещение, строительство человеческого счастья. Изучение масонских символов, хранение тайн, особенности братских отношений вносили мистичность в орден. В понимании членов ордена «масонская тайна» представляла собой своеобразное чувство человека, посвященного в братство. Постороннему не дано было постичь это. Только принятый в братство, прошедший путь познания и посвящения в масонские степени мог приобщиться к «масонской тайне».
Русских масонов не особенно интересовала политика, они чтили государственность, законность. Не удивительно, что в гимнах и речах братьев воздавалась хвала царственным особам.  Великие мастера всячески прославляли династию Романовых. Масоны положительно оценивали политику монархов, иногда критиковали, но редко и одобряли существование крепостного права в России. Известно, что в некоторых российских ложах за обсуждение государственных, религиозных и законодательных вопросов налагался денежный штраф.
Особое внимание масоны уделяли религии, обязуясь распространять и защищать христианскую веру. Созвучность христианской нравственности и основных канонов масонства привлекала в его ряды не мало священников. Нравственное самосовершенствование, распространение начал религиозной терпимости должны были в понимании членов ордена способствовать переустройству и улучшению мира.


В царствование Екатерины второй российское масонство переживало свой «золотой век». Во многом его расцвету способствовала деятельность московской ложи. В 1787 году в России случился страшный голод. И московские масоны организовали столь эффективную помощь голодающим, какой страна до тех пор не знала. Екатерина вторая благосклонно относилась к филантропическим предприятиям братств. Но грянула французская революция, которая по мнению россиян, целиком была на совести масонов. И  Екатерина испугалась. В 1792 году ложи были запрещены. Император Павел первый симпатизировал многим масонским идеям, но не решался отменить екатерининский запрет.
Во времена правления Александра первого (1891 – 1825 гг.) масонство в России стало возрождаться. В 1803 году царь разрешил деятельность братства. Повсеместно стали образовываться новые ложи. После отечественной войны 1812 года все больше молодежи хотело вступить в орден. Они надеялись улучшить жизнь русского народа, действуя в соответствии с принципами масонства.   Верная служба государю, отечеству и законам оставались прямой  обязанностью масона. Русский масонский орден пополнял свои ряды и за счет средних чиновников, артистов, писателей. Суворов, Кутузов, Грибоедов, Чаадаев также состояли в ордене. Пестель, братья Муравьевы-Апостолы, Рылеев и еще 19 декабристов хотели использовать масонство для прикрытия своей антигосударственной деятельности, но позже вышли из братства. До настоящего момента историки спорят, сколь сильно повлияли масонские взгляды силой оружия противостоять царю.


В Росси масон мог стать любой мужчина, который достиг 17 лет, внес определенную сумму и имел поручительство братьев. Несмотря на это в масонскую ложу входило не больше 20 человек. В начале восемнадцатого века в России насчитывалось от 1300 до 160 масонов. Известны случаи посвящения в масоны даже крепостных.


В 1819 – 1820 гг. Александр первый изменил свое отношение к масонству. Позади остались планы преобразований, на смену им пришли подозрительность и раздражение. Александр был встревожен распространением масонства среди офицеров. Император тайно наводил справки о членах ордена. Выяснилось, что характер братств стал иным. Во времена Екатерины второй масоны уделяли внимание просветительской и благотворительной деятельности. Теперь же, с появлением в братстве людей из разных слоев общества, в нем поднимались остро-социальные вопросы. Попытка будущих декабристов использовать орден в своих целях подтвердила доводы царя. В 1822 году Александр запретил деятельность тайных обществ, в том числе и масонских лож. Император боялся, что братства вольных каменщиков превратятся в антимонархические объединения. С этих пор масонский орден в России существовал глубоко законспирировано до двадцатого столетия.


Только в 1906 году в Москве была организована тайная масонская ложа «Возрождение». Позже, в 1907 году, появилась ложа «Полярная звезда» в Санкт Петербурге. К принадлежали 13 кадетов и народных социалистов: юристы, писатели, ученые, артисты. Слежка со стороны полиции вынудило руководство ордена распустить ложи в 1909 году, а затем в 1920 году основать подпольное братство «Великий Восток народов России». Новая организация не поддерживала контактов с западными ложами, ее не признавали крупнейшие  мировые центры масонства. Видные члены партии кадетов (Маклаков, Урусов, Шингарев, Степанов, Некрасов), прогрессистов (Ковалев), народных социалистов (Чайковский), меньшевиков (Чхеидзе), а также будущий видный эсер Керенский вступили в «Великий Восток народов России». Они разрабатывали выступления в Государственной думе, обсуждали проекты реформ российского общества.  Главной целью организации было свержение самодержавия и построение республики. В феврале 1914 года масоны попытались установить контакт с большевистской партией В.И. Ульянова-Ленина, но поддержки с ее стороны не получили. Тогда в России насчитывалось 40 лож. Несмотря на осведомленность полиции обо всех членах братства, репрессивных действий она не предпринимала. После февральской революции многие лидеры лож вошли во Временное правительство, но так и не успели поставить вопрос о легализации ордена. Сразу после революции 1917 года большинство масонов не приняло ее и иммигрировало или перешло на сторону Белой армии.


Советские руководители не уделяли никакого внимания ордену. Лишь Троцкий, выступая на с докладом на Четвертом конгрессе Коминтерна (1922 год), заявил о несовместимости членства в коммунистической партии с принадлежностью к братству. После этого масонство в России уже не могло быть легализовано.


По некоторым данным, в начале 90-х годов двадцатого века по инициативе французских центров масонства после более чем 70-летнего перерыва в России вновь появляются масонские ложи. Это филиалы Великой ложи Франции. Новые отечественные масоны переняли дух и традиции ордена, выработанные за многовековую историю братства. Во главе лож стоят русские, посвященные в масонство за рубежом. Деятельность братств покрыта тайной...
На протяжении более двух столетий своего существования в России ложам так и не удалось добиться решения каких-либо насущных проблем. Укоренившись в России в начале восемнадцатого столетия, орден так и не нашел свое место в общественной жизни государства.


Многие известные люди, величайшие умы России входили в орден. Вольными каменщиками были литератор Грибоедов, историк Карамзин, государственные деятели Лопухин и Сперанский, полководцы Суворов и Кутузов... Знаменитейшие фамилии – Голицыны, Трубецкие, Тургеневы, Римские-Корсаковы, Нарышкины и другие – пополняли списки братства.


Александр Васильевич Суворов был посвящен в масоны и возведен в почетную степень мастера в петербургской ложе «Aux Trois Etoiles» («К трем звездам»). По-видимому, вступление в орден для Суворова не было случайным. Принципы братства совпадали с его собственными убеждениями. Он много читал, занимался самосовершенствованием, верил в силу просвещения. О его способности заботится о ближних, справедливости, внимании к людям сложены легенды.  Интересно, что, когда художник Миллер писал портрет полководца, Суворов сказал ему примерно следующее: «Ваша кисть изобразит черты лица моего: они видимы, но внутренний человек во мне скрыт. Я должен сказать вам, что лил кровь ручьями. Трепещу, но люблю своего ближнего, в жизнь мою никого не сделал я несчастным, не подписал ни одного смертного приговора, не раздавил моею рукою ни одного насекомого, бывал мал, бывал велик». Суворов неуклонно следовал основным канонам масонской нравственности. Это проявлялось им и при выполнении служебных обязанностей, и в чертах характера, и в крайней религиозности Александра Васильевича. Судя по дошедшей до наших дней переписке, Суворов боролся с собственными страстями, главным образом со славолюбием и жестокостью, и побеждал их. Он любил свое отечество, гордясь тем, что был его защитником. Не случайно Суворова уважали в зарубежных братствах, а когда он навещал отца в Кенигсберге, прусская ложа «К трем коронам» посвятила его в степень шотландского мастера.


Михаил Илларионович Кутузов искал в братстве возможности осмыслить и постичь мир. Его масонская история начинается с 1779 года: в немецком городе Регенсбурге в ложе «К трем ключам» он стал причастен к таинствам ордена. Позже, путешествуя по Европе, Кутузов вошел в ложи Франкфурта и Берлина, а по возвращении в Россию (1783 год) его признали ложи Санкт Петербурга и Москвы. Михаил Илларионович пользовался огромным авторитетом среди масонов разных степеней. При посвящении в седьмую степень шведского масонства Кутузову присвоили орденское имя Зеленеющий Лавр и девиз «Победами себя прославить». Этому девизу вполне соответствовала жизнь полководца.


Способность постигать народный дух, крайняя религиозность, терпимость, любознательность свойственны как Суворову, так и Кутузову. Эти черты объединили их наряду с военным талантом. Два полководца были связаны не только как учитель с учеником, но и как братья посвященные в одну тайну.


Более 30 лет Кутузов отдал братству. Именно он остановил Наполеона, демона насилия и властолюбия в понимании вольных каменщиков, осуществив тем самым основную цель ордена – достижение мира и спокойствия.


Масоны высоко ценили достоинства истинных мастеров, людей большой мудрости. Почитание этих двух гениев полководческого искусства – братьев, достойных подражания, - передавалось в ордене из поколения в поколение.
 


Рецензии