Рецензия на Предстояние

«Ждалкер стал для нас своего рода наваждением. Разработчики исправно разводили бурю в стакане с горилкой, потом долго маялись головной болью, напускали на себя таинственный вид, но игру через шесть лет все-таки из себя выдавили. Оказалось, что выдавленное не настолько отличается от продуктов жизнедеятельности других разработчиков, чтобы трубить об этом на весь мир»
Александр Глаголев

Сейчас в ряды российской армии рвутся либо идейные, либо идиоты.
Да-да. А что вы на меня так смотрите? Еще скажите, что вы идейный, и шли туда по убеждениям. Это еще доказать надо, но не мне, потому что лично мне это абсолютно неинтересно. У меня есть друзья, которые оттрубили в армии и несколько, которые недавно призваны, либо скоро «отзовутся». Одни служили два, другие три, сейчас мои други служат по году, но все равно это провал в жизни. Еще один мой друг провел год в Антарктиде с экспедицией, и по прибытии с месяц, не меньше, из дома не выходил. Адаптироваться надо от тех условий, ставших в какой-то момент привычными, к новым, которым таковыми еще предстоит стать. Кто-то из служивших друзей даже принимал участие в настоящих боевых действиях, в конце девяностых, в местах не столь отдаленных от Ростова (сами угадайте, где), горел в «бэтере», другим не пришлось. И не знаешь, кому повезло. Да, и те и другие вернулись домой. Но! Одни, фактически, так и остались «гражданскими», а вторые, нюхавшие порох не только на стрельбище, перешли на иной уровень, в другую касту.
Внимание, вопрос: хорошо ли это?
Один из небоевых, так его назовем, однажды мне встретился, как раз после службы, мы немного поболтали. Он сказал одну замечательную фразу, которую хотел бы, чтоб вы осмыслили. Вот прочли, и задумались немного. Он сказал: «Я теперь два и два сложить не могу».
Ну как?
Кто-то, прочитав это, подумает, что я стараюсь такими словами очернить армию, что я трус и из меня «никогда не получится настоящего десантника» (Олег Дивов, «Оружие возмездия»). Я не буду спорить! Мне это не надо. Зачем? Зачем мне компрометировать армию? Зачем? Зачем кому бы то ни было компрометировать российскую армию, когда она с этим более чем успешно справляется сама? Я редко смотрю новости, потому что всю эту дрянь, которую нам вливают в уши я терпеть не могу. Лучше уж прочту в инете и отфильтрую сам. Но такое мнение есть у мэне, что хотя бы раз в месяц по центральным каналам, в выпуске новостей, рассказывают о зверствах и бесчинствах в армии, что там дедовщина уродует «детей»; что генералы – плоскозадые жиропасины, которые армейские нормы ни за что не сдадут (а вот надо бы заставить, и тех, кто не справиться… нет, не расстрелять на первый раз, а разжаловать как следует, от широкой русской души), и что они понятия не имеют, что твориться в военных частях. Итак ежемесячно, а если пройтись по каналам местным, то и еженедельно, если не ежедневно такие новости.
Армия – это такой организм, который в мирное время никому не сдался, кроме командных чинов, потому что им хочется в солдатики поиграть, не наигрались. А ведь командиров гораздо меньше простых людей, интересно, что они думают насчет армии? Оставить или разогнать?
Разогнать – мнение тех, кто натерпелся от дедовщины и нечеловеческих условий. А также те, кто об этом слышал. Попрошу заметить, далеко не все злые языки говорят правду.
Оставить – так думают старшие офицеры и те, кто уверен, что пока у нас есть армия, то на нас никто не нападет. Второе, кстати, чушь, на нас никто не нападет, потому что тогда мы перекроем газ, нефть и все остальное.
А еще у нас ядерные ракеты и бомбы есть…
Армия… она как Ктулху. И нечего тут ржать, подумаешь, знакомое слово, смысл его надо знать, смысл. Помните, как у Лавкрафта? «В своем городе, в Р’Лайх мертвый Ктулху проснется в назначенный час». Как это в оригинале с его «фтагн»-ами, не помню. Имеется ввиду, что армия жизнеспособна лишь во время боевых действий. До этого она, снова процитирую Олега Дивова, «затрахает себя подготовкой». Добавлю от себя, «затрахав при этом остальных». Вот когда война, тогда да, тогда армия несется в разные стороны, в зависимости от положения войск противника, защищая родину от супостатов. Лишь когда родине угрожает реальная, а не выдуманная на маневрах, опасность, лишь тогда армия живет и дышит, а до и после этого она что-то вроде зомби, нежить.
«Предстояние»
Никита Михалков – великий русский режиссер и великолепный актер. Он может снять фильм про что угодно, и получится шедевр. От отца, поэта Сергея Михалкова, он унаследовал как минимум чувство стиля, уместности. От чувствует, когда и как надо сделать, с какого ракурса снять, какую интонацию употребить, где сделать переход а где тупо «зум». Таких людей в стране может не раз-два и все, но так получилось, что именно Никита Михалков стоит у руля, он оказался там, где надо и тогда когда надо. Именно этому человеку можно и нужно доверить возрождение российского кино, которое сидит в жопе, на жопе, уткнувшись в нее же. Он как никто чувствует настроение зрителя, когда тот еще даже ничего не знает о замысле снять какой-то фильм. Фильма еще нет, а он уже знает, как и куда нажать, чтоб зритель осознал, понял, проникся и вышел в слезах/трясясь от смеха/любой другой вариант. Ни Тарантино, ни Кэмерон, ни всякие там Скорцезе или Кубрики ему не ровня. Он их движением усов сметет и не заметит. Человек, человечище (аналогия с тараканом груба и не задумывалась автором).
Причем если спросить рядового зрителя, да и просто человека с улицы, какие он знает фильмы Михалкова, вам скажут «Я шагаю по Москве» (а он там играл, а не режиссировал), «Сибирский цирюльник» (куда ж без него), может быть назовут «Статский советник» (после «Турецкого гамбита» Фандорин никуда не годится, даже то, что это Меньшиков, не спасает) и, разумеется, «Утомленные солнцем».
Первые «Утомленные» получили столько наград, что в игровой, например, индустрии, с этим фильмом может тягаться разве что «Ил-2 Штурмовик», собравший вообще все, что можно собрать. Великолепный фильм, яркий, красочный, светлый, даже добрый (примерно до середины, может еще чуть более добрый). При этом в нем нет злодеев, есть лишь обстоятельства. Да, концовка суровая, мрачная и тяжелая, и яркий цветастый фон не спасает, но та и надо. Именно ради этого и снималось-то! Кто не смотрел – очень вас жаля. Признаюсь, я сам посмотрел его лишь неделю назад (на момент написания этой рецензии, то есть 18 апреля), но это все равно ничего не меняет. От этого фильм не стал хуже. Да и как может стать хуже то, что ты впервые посмотрел? Никак, вот и не стало. Отличный фильм, и все свои награды, какие там у него есть, он заслужил. Даже не надо смотреть списки фильмов-соперников.
А потом у Никиты Сергеевича родилась идея снять продолжение. Серьезный, без ретуши, фильм о войне. О какой? Ну и дурак же спросил это! О Великой отечественной, конечно! Сколько лет он снимал этот фильм, я не знаю, боюсь ошибиться, но не меньше пяти-семи, это точно. Причем именно снимал, а не как это делается в Голливуде: приобретают права на съемки, потом лет пять ничего не делают, права возвращаются к первоначальному правообладателю, потом их снова кто-то выкупает, намечает план, смету… а потом снова бросает, и так по кругу. Михалков реально снимал его эти годы, и к 65-летию победы выпустил первую часть фильма. Да-да, снова нас ждет эпопея о двух сериях. Это уже стало новым клише, но именно сейчас оно оправдано на все миллион процентов. Первый фильм идет три часа. ТРИ! Властелин колец сосет не нагибаясь, ибо эльфы – это выдумка, а Никита Сергеевич старался все сделать аутентично. Насколько получилось – я не знаю, я не историк, но смотрится все более чем реально.
Эдакая «Operation Flashpoint» или «ArmA II», война как есть, без приукрас, вся в грязи и кровище, с кишками и мозгами на земле. Немцы жгут людей заживо, бомбят «красный крест», давят русских танками. Русские. Они же советские, противостоят как могут, даже зеки. Им, по сути, терять нечего, им либо сидеть, либо расстрел, с которого фильм и начинается (причем опять-таки с крайней жестокостью), и сбежать бы, но война все меняет. Даже если ты осужден, даже если незаконно и ошибочно, это все меняется, когда приходит война. В такие моменты нет правых и виноватых, есть лишь свои и враги. Если свои тебя посадили, они гады и сволочи, но они свои. Вот такая вот несправедливость.
Котов, в исполнении Михалкова, сидит в лагере по суровой статье, политической, но прямо накануне войны ему меняют статью на «хищение в особо крупных», и он чудом выживает. Он, и его друг. Они бегут, но все равно попадают на фронт, где им предстоит биться насмерть с немецко-фашистскими захватчиками. Именно насмерть, потому что Котова никто не ждет, его родные мертвы.
Так он думает.
Но это не так. Митя-Меньшиков увозит его жену и дочь, спасает от фашистов из колонии-поселения, меняет им фамилии на свою и все вроде бы ничего. Но когда его приглашает к себе сам товарищ Сталин, и выясняется, что Котов не был расстрелян, чекиста Митю отправляют найти Котова.
Больше ничего не скажу про сюжет, и так уже много раструбил.
«Идите и смотрите», вы это хотите от меня услышать?
Начнем теперь с того, что в титрах в конце первого фильма было указано, что Котова расстреляли в тридцать шестом, что его жена умерла в сороковом, и что Надя, его дочь, живет в Казахстане… или нет?… не помню уже. Не суть. А в чем тогда? А в том, что по сюжету второй части Котова «миловали от расстрела» 22 июня 41 года. Нехилое такое разночтение. Да и жена его жива. И дочь, если честно, как-то уж слишком взрослая. Ну прямо какой-то «Бесславные ублюдки» получается. Котов щеголяет в перчатке а-ля Фредди Крюгер, довольно часто употребляет слово на букву «Б». Немцы срут на русских (в прямом смысле слова). В фильме задействованы актеры высочайших уровней, но как-то мельком, эпизодически. Золотоухина кокнули почти сразу, Адабашьяна самая капелька, Равно как и Стычкина, Панина кот написал, только Миронова да Дюжева поболя, ибо они очень важны для сюжета.
Сам же фильм ничего нового вам не откроет, не скажет. Хотите ругайте меня, хотите нет, но весь фильм меня не покидало ощущение, что я смотрю «Перл Харбор», даже есть ну просто полное цитирование. Сразу оговорюсь: быть может, что эти кадры, что называется, классические, но я не в курсе, так что сравниваю с тем, с чем могу. Давежку танками людей – идите смотреть «Чистилище». Даже оригинальная музыка, и та вызвала в памяти «28 недель спустя». Фильм заканчивается голой бабой и минутным дайджестом «что будет в следующей серии» в конце фильма.
Такое впечатление, что я что-то не то смотрел. Может, меня обманули?
Возможно, что для составления полной картины происходящего необходимо посмотреть обе части ленты, но так как пока мне это недоступно, надо оценивать то, что есть. Я как мог, описал это действо, но оценку все же не поставлю, уповая на то, что осенью-зимой, когда, по сведениям интернет-сайтов, выйдет вторая часть второй части… третья серия, в общем, вот тогда все встанет на свои места. Пока же я сижу и силюсь понять, в чем замысел именно этого фильма, что в нем такого эдакого, и стараюсь выгнать из головы самое яркое воспоминание – Сталин, говорящий «Правильно, блять».


Рецензии