Принцип домино

Саша Черный «Солдатские сказки» – Андрей Белянин «Казачьи сказки»

Как причудливо тасуется колода! Как странно переплетаются жизни и сюжеты! Два поэта сошлись в прозаическом поединке. Что это – насмешка Судьбы или Предопределенность? Литература Серебряного века знала две личности, две фигуры на поэтическом Парнасе, чьи имена сами по себе противостояли друг другу – Саша Черный и Андрей Белый. Новый виток истории, и у барьера другой Андрей – Белянин.
Уже с первых шагов сравнительной характеристики творчества этих столь далеких друг от друга по времени людей приходишь к выводу, что у них много общего. Они перекликаются, переговариваются давно. Оба начинали с поэзии, но ушли в прозу. Оба сетуют на то, что юмор относят к низкому жанру (Хотя великий Т.Готье писал, что смех дарован нам богами. Его противоположность – уныние - является одним из смертных грехов). В письме к Александру Куприну Саша Черный жаловался: «И вот если иногда и пишешь, то точно доскребываешь из нутра остатки правды и последней боли...» Андрей Белянин в «Посрамителе шайтана» откликается: «Все дышат по-разному, я – через боль...» Удивительно, что два человека, казалось бы, с одинаковым мироощущением написали такие разные по духу рассказы...
«Солдатские сказки» - последнее прозаическое произведение Саши Черного. Они были опубликованы в 1933 году, уже после его смерти. По отзывам литературоведов, это – лучшее его произведение, наполненное ностальгией по России, «воздушной, по-православному целомудренной прелестью». Цикл сказок Андрея Белянина еще не дописан, опубликовано около 13 рассказов. Работа над ним продолжается. Сам автор обозначает их как «Сказки астраханских казаков», но в одноименный сборник издательства «Армада» они вошли под названием «Казачьи сказки».
Авторы строили сюжеты, опираясь на народные сказки. В обоих циклах речь идет от третьего лица, как это и принято в фольклоре. Однако если Саша Черный ведет повествование простонародным языком (коверкание слов, диалектизм), то Андрей Белянин пользуется современным литературным языком, изредка включая разговорную речь. Результат поражает! Парадоксально, но «Солдатские сказки» воспринимаются как произведения салонные, написанные барином, а «Казачьи...» сохраняют народный дух и, кажется, что рассказчик – образованный казак-балагур, «из простых». Но в обоих случаях можно сказать: «Там русский дух, там Русью пахнет...» Образ России угадывается во многих моментах – например, временами авторы переходят с прозаического языка на поэтический, что характерно для русских сказок. Однако, применяя одинаковые приемы повествования, авторы создают совершенно разные картины русской жизни. Действие рассказов Саши Черного за редким исключением происходит в период предшествующий революции. У Андрея Белянина сюжет «растянут» во времени и охватывает период с эпохи Ивана Грозного до Первой мировой войны.
Главный герой рассказов Саши Черного – простой солдат-пехотинец, из низшего сословия, неграмотный или малограмотный. В отличие от народных сказок, многие герои Черного имеют не только имена, но и фамилии. В сказках Андрея Белянина главное лицо – казак. Тоже простой, званиями не отмеченный, необразованный. И... безымянный, то есть главный герой – образ собирательный, символичный. Казалось бы никакой разницы! И солдат, и казак, оба – люди служивые. Не все так просто! Издавна казаки недолюбливали солдат. И причина ясна – казачество являлось воинской элитой, а пехотинцы - самыми низшими в ранге военных. Казаки учились воинскому делу с рождения и шли в бой осознанно. Солдаты – люди подневольные, временно находящиеся на линии огня, плохо обученные и потому склонные к панике. Кроме того, казачество представляется монолитной силой, солдаты – разношерстной, набранной случайно и из разных сословий, массой. Налицо – противостояние. Интересный факт - Саша Черный многократно подчеркивает, что солдаты причислены к той или иной роте, что у них есть однополчане, но в это не верится. Его герои – индивидуалисты. У Андрея Белянина главный герой почти всегда одинок, неизвестно, уцелела ли его часть (в ряде сказок героем является казак, бежавший из турецкого плена), но чувствуется его причастность к казачеству в целом. Это заметно по тому, что он постоянно беспокоится, как бы не подвести товарищей.
Солдаты Саши Черного описаны привлекательно: «из себя статный да крепкий, хочь патрет пиши: мускулы на плечах и руках под кожей чугунными желваками перекатываются, лицо тонкое, будто и не простой солдат, а чуть-чуть офицерских дрожжей прибавлено» («Антигной»). Однако внешность не соответствует содержанию. Мы привыкли по русским народным сказкам воспринимать солдата храбрым и добрым спасителем сирот и вдов. Но у Черного солдаты вечно попадают в неприятные ситуации, из которых им помогают выбраться другие персонажи: нянька барыни, бес, знахарь-колдун, ведьма, мордвин («Антигной», «Скоропостижный помещик», «Правдивая колбаса» и «Сумбур-трава»). А, если они и действуют сами, то только для собственного спасения или в поисках прибыли («Солдат и русалка», «Королева – золотые пятки»). Более того, у Черного есть персонажи, которых можно назвать аморальными типами – например, в сказке «Солдат и русалка» герой не только обманул русалку, но и ограбил её. Справедливости ради стоит отметить две сказки, где солдаты выступают в роли бескорыстных спасителей («Безгласное королевство» и «Мирная война»). Но в отличие от хватких и предприимчивых героев других сказок Саши Черного, они представляются убогими калеками или юродивыми: «отставной солдат Федька, малый еще не старый, которого в позапрошлом году громом-молнией на часах оглушило»; солдат Лукашка «Трынчик» - «из себя михрютка, голенища болтаются, фуражка вороньим гнездом». Последний в награду попросил: «чтобы ребята птичьих гнезд не разоряли»... Зачастую автор создает образы своих героев, щедро используя мрачные тона для характеристики их внутреннего мира.
Андрей Белянин по-доброму подсмеивается над казаком: «Штаны синие, лампасы красивые, ремень скрипучий, сапоги блестючие, на боку шашка, на голове фуражка – красавец-мужчина!» («Как казак с ведьмой разбирался»); «кудряв головой, собой удалой, при форме, при шашке, в чуть мятой фуражке, идет-шагает, на груди «Егорий» играет!» («Как казак сироту от свадьбы избавил»). Заметно, что автор любит своего героя. И не спроста. Во-первых, в духе народных сказок, у Белянина казак – это спаситель. Только в рассказах «Как казак графа Дракулу напоил» и «Как казак на том свете гостил» сам герой попадает в неприятную историю (и самостоятельно же из нее выбирается!), во всех остальных сказках приходит на помощь сироте, студенту, слепой девушке, жителям деревеньки в которой завелась банница... Во-вторых, он не получает ничего в награду: «Благодарностей не ждал, не ими душа жива...» («Как казак студента спасал»). В-третьих, сам готов одарить спасенных: «...девке-сироте рубль серебряный оставил, на приданное. Пусть и ей, дурехе невинной, когда-никогда счастье будет...» («Как казак сироту от свадьбы избавил»).
В сборники рассказов Саши Черного и Андрея Белянина вошли разноплановые сказки: волшебные, бытовые, исторические, «заветные» (эротические).
В волшебных сказках Саши Черного героям противостоят черти, лешие, колдуны, русалка и домовой. Надо признать, что их портреры в целом соответствуют тем, которые приводятся в народных сказках. Однако если в фольклоре нечисть представляется страшной, то у данного автора их образы «мелковаты». Например, черт в сказке «Скоропостижный помещик» напоминает соллогубовскую недотыкомку: «черт и есть, только мелкой масти, - надо полагать из нестроевой чертовой роты самый лядащий»; «сверху рожки, снизу копытце, на пупке зеленый глаз горит». И поступки у беса мелкие - попался-то на краже ниток! Портрет русалки оставляет желать лучшего, потому что его просто нет, но эпитеты говорят сами за себя: «мурло лукавое», «скользкая баба», «шкура», «дуреха сырая», «шлендра полоротая» («Солдат и русалка»). Пожалуй, самый удачный образ нечисти у Черного – лешие в рассказе «Армейский спотыкач»: «мутная нежить, - животы в космах да шишках, на хвостах репей, на голове шерсть колтуном»; «Леший рот расстегнул, а на животе у него, глядь, - второй рот распахнулся, да оба враз и зачмокали».
Андрей Белянин в волшебных сказках опирается не только на русскую, но и на европейскую культуру. Его герой сталкивается с чертями, ведьмой, банницей и вампиром. И, надо сказать, отрицательные герои современного автора намного интереснее и глубже по содержанию. Например, черти прячутся под личиной интеллигентов: играют в шахматы, совращают с пути истинного студентов, заморочив голову учеными словами, сватаются к невинным девицам. И описаны они соответственно – с юмором: «...комната с фикусом, патефон в углу, а за столиком – натуральный черт в полосатом костюме и штиблетах» («Как казак с чертом в шахматы играл»); «...и вот он вам, черт лысый, тока позови – тут как тут: пятачком светит, улыбку клеит, а глаза бесстыжие добрые-добрые...». Интересен также образ Дракулы: «красавец-мертвец типажу вампирского. Высок да строен, костюм ладно скроен, ликом бледен, недужен и два зуба наружу» («Как казак графа Дракулу напоил»). Автор с некоторой долей сочувствия относится к облапошенной казаком нечисти, что характерно для ряда народных сказок. Русские люди легко прощают поверженных врагов.
Наиболее ярко из всей нежити у Андрея Белянина описана банница. В славянской мифологии есть банник – существо вроде домового, отвечающего за сохранность бани и качество пара. У Белянина этот образ несколько трансформировался. В результате банница приобрела черты инкуба-суккуба: «внешне – баба как баба, леток осьмнадцати будет – телом бела, грудью взяла, фигурой ладная, в любви шоколадная, и что кто не пожелает – уж ТАК исполняет...»; «...распрекрасная молодица, одной косой и прикрытая» («Как казак банницу отвадил»). Описание разительно отличается от портрета русалки другого автора. Следует отметить, что Саша Черный в своих сказках не создал ни одного притягательного женского образа. Андрей Белянин заставил своего героя общаться с красавицами (сам Казак - мужчина видный и парень-не-промах!), в свете чего возникла эротическая тема.
Бытовые сказки обоих авторов также отличаются друг от друга по своему духу и направленности. У Саши Черного каждая такая сказка – зарисовка из жизни: солдатской или городской. Обязательно участвует множество персонажей – толпа, рота, пациенты и врачи госпиталя и т.д. Можно сказать, что в его сказках описаны все сословия царской России. И представлены, хотя и достоверно, но гротескно, с долей фарса. Андрей Белянин, рисуя картины быта, задействует небольшое количество лиц. У него такие сцены носят камерный, можно сказать, классический характер. В отличие от сказок Черного, Белянин уделяет внимание не только русской жизни, но и жизни заграничной, так как его герой, возвращаясь домой, проходит по многим странам. Возможно этим обусловлено благородное поведение Казака. Он взваливает на себя ответственность за весь мир сознательно – повышая имидж русских казаков, ибо Казак за границей не просто казак, а символ России.
Наиболее ярко индивидуальность каждого сборника проявляется в исторических сказках. У Саши Черного такая сказка посвящена переходу русской армии под командованием Суворова через Альпы («Ослиный тормоз»). Портрет генералиссимуса традиционно для сатирика выполнен в жанре карикатуры. В описаниях заметна изрядная доля насмешки над историческим лицом: «Сел Суворов на койку, щуплые ножки свесил, сплюнул» или «...походную думку-подушку поправил, плащем ножки прикрыл и как малое дите, ручку под голову, засвистал-захрапел, словно шмель в бутылке». Да, и сам сюжет сказки принижает роль воистину потрясающего подвига русского полководца. На первое место выходят ослы, которых вестовой Сундуков заставил помолчать ночь, чтобы Суворов смог выспаться. Как было сказано ранее, Черный всех спасителей записывает в юродивые, представляя их «михрютками». Не избежал этого и Суворов. Такой подход совершенно нетипичен, потому что народ помнит героев, рассказывает о них с уважением и любовью.
Андрей Белянин «играл на повышение», создавая добрые образы народных заступников. В «Сказе о святом Иване-воине и разбойных казаках» описана легенда о походе на Астрахань турецкого султана Мухаммеда. По сюжету разбойным казакам-предателям, покидающим осажденную Астрахань, является святой Иван-воин, «служилого люда хранитель и заступник». Пристыженные казаки бросаются в бой, чтобы спасти ребенка, случайно выскочившего из кремля. Вроде бы, в описании святого нет ничего необычного, выдающего в нем божьего посланника («...высоченный казак стоит. Сам в справе воинской, борода окладистая, в руке сабля острая, а из-под бровей очи грозные так и светятся. Приподнял мальчонку, к себе прижал да кулаком врагу могучему грозит. Один – супротив всех!»), но некая благодать снисходит на каждого из разбойных казаков. Перекликается со «Сказом...» миниатюра «Как казак на том свете гостил», действие которой происходит уже во время Первой мировой войны (точная дата не называется, но судя по тому, что погиб казак от пулеметного огня, можно предположить, что это - начало ХХ века). Казак общается сначала с ангелами, потом с чертями и Диаволом. И в раю, и в аду он наводит казачьи порядки. В результате сам Бог принимает решение о его возвращении на землю. Высшие силы описаны прозаично. Основной пафос пришелся на долю казачества в целом: «Вот с тех пор и пошло по Руси Божье откровение – настоящему казаку ни в раю, ни в пекле места нет, а тока на родимой земле, на лихом коне, с верной шашкою. Любо жить, братцы, и умирать не страшно, потому как – казачьему роду нема переводу!» Это так естественно для нас – верить в чудо и высших покровителей, но воспринимать их без излишней религиозности, больше надеясь на собственные силы.
Общее впечатление от сказок такое, словно Саша Черный описывал «немытую Россию», а Андрей Белянин – «Святую Русь». Но святость Руси передается им через образ главного героя, который превыше нательного креста ценит свой, заработанный кровью и потом, «Егорий». Нательный крест дается при крещении всем христианам, а Георгиевский можно заслужить только с честью выполнив свой воинский долг перед Богом, царем и Отечеством...
Трудно сказать, победил ли Саша Черный в первой дуэли. Дело давнее... Сложно решить, кто написал лучше – Саша Черный или Андрей Белянин. Окончательно точки над «I» расставляет Время! Но в любом случае следует поблагодарить Андрея Белянина, который смог в авторской литературной сказке сохранить всю прелесть народной, восстановить на страницах книг сказочную, былинную и Святую Русь, оберегаемую казаками...


Рецензии