Жёлтые таблички Stolpersteine

Минское гетто было одним из самых крупных в Европе, а на оккупированной территории СССР занимало второе место по количеству узников после Львовского, которое насчитывало 136 тысяч человек. На нескольких улицах, обтянутых колючей проволокой, находилось вначале 80 тысяч, а потом более 100 тысяч узников.

Есть основания считать, что в годы войны в Минске было три гетто.

Первое ("большое") гетто существовало с августа 1941 по 21 - 23 октября 1943 года (39 улиц и переулков в районе Юбилейной площади).

Второе ("малое") гетто находилось в районе завода им. Молотова (теперь завода им. Ленина) с 1941-го до конца июня 1944 года.

Третье - это "зондергетто" (часть гетто по ул. Сухой и Обувной). Здесь были помещены тысячи евреев, депортированных нацистами из семи стран Западной, Центральной и Восточной Европы. "Зондергетто" существовало с ноября 1941-го по сентябрь 1943 года.



Менск, 20 июля 1941 г.
Приказ

По созданию жидовского (от автора: так в оригинале, однако, далее я заменил это слово) жилого района в г. Менске.
1. Начиная с даты издания этого приказа, в городе Минске будет выделена особая часть города исключительно для проживания евреев.
2. Все еврейское население города Минска обязано после оглашения этого приказа на протяжении 5 дней перебраться в еврейский район. Если кто-то из евреев после окончания этого срока буден найден не в еврейском районе, он будет арестован и строго наказан. Нееврейское население, которое живет в границах еврейского жилого района, должно безотлагательно покинуть еврейский район.

4. Еврейский район ограничивается следующими улицами: Колхозный переулок с прилегающей Колхозной улицей, далее через реку вдоль Немигской улицы, исключая православную церковь, вдоль по Республиканской ул., Шорной ул., Коллекторной ул., Мебельному пер., Перекопской ул., Нижней ул., включая Еврейское кладбище, по Обувной ул., Второму Опанскому пер., Заславской ул. и по Колхозному пер.

7. Евреям разрешено входить и выходить из еврейского района только по двум улицам: Опанского и Островского. Перелазить через стену запрещается. Немецкой охране и охране службы порядка приказано стрелять в нарушителей.


Полевой комендант



Жёлтые таблички


Кирха старинная. Сетка брусчатки,
лавка напротив – «Зонты и перчатки».
Стайка девчонок – щебечут, как птички,
свежий бетон, а в бетоне – таблички.
Люди привычно проносятся мимо,
женские лица в помаде и гриме,
дым сигарет, запах кофе, духов,
шарканье ног, перестук каблуков.

...Жизнь у народа течет торопливо:
утром хот-дог, ну а вечером – пиво,
но посреди городской суеты
на тротуаре...
внезапно...
цветы!
Будто видение в дыме кальяна,
на тротуаре – четыре тюльпана,
и меж бутонов, сияющих ало,
проблеск пластин из цветного металла.

Плитки латунные, словно конверты,
с датой рождения, с датою смерти...
Имя, фамилия, время военное –
надпись короткая, обыкновенная.
Только одно заставляет смутиться:
смотрят из прошлого скорбные лица.
Видите, шепчут разбитые губы: 
- Помните нас? Это мы, ваши Jude!

...Марты и Генрихи, Эммы и Ривы,
разве была к вам судьба справедлива?
Кто мог подумать последним тем летом,
что ваши жизни закончатся в гетто?
Желтой латуни четыре квадрата –
все что осталось от живших когда-то.
Это же надо: из центра Европы
в Минск депортировать узников толпы!

Может быть, минское страшное гетто
лучше, чем гетто в Германии где-то?
Или в стране, где не стало евреев,
зажили люди потом веселее?
Как бы там ни было, старая кирха,
ты не оглохла от женского крика,
ты не прикрыла еврейских детей
пастырской доброй ладонью своей.

Сколько табличек теперь из металла
нужно отлить, чтобы совесть молчала?
Всех их, когдато убитых безвинно,
не отабличите и половину!
...Кирха старинная. Горькие знания,
ноги прохожих и чьи-то страдания.
Вновь сапогом по судьбе, по душе,
и не родится ребенок уже.

Мертвым не нужно любить и плодиться,
мертвые дети не будут учиться,
в мертвых домах нет сиянья свечей,
мертвая память – как мертвый ручей.
...В сером бетоне квадратик желтеет,
словно звезда
                на спине
                у еврея.

26.04.2010


Рецензии
Очень трагично, очень печально, просто до боли в сердце. Какой хороший приём вы нашли-эти неполные предложения. Так и видишь эту мирную утреннюю атмосферу городка в Германии, спокойную размеренную бюргерскую жизнь. Мир, покой, процветание! Вдруг как удар-эти плитки на тротуаре, эти четыре алых тюльпана. Кровь, кровь невинных:деток, стариков , женщин. Сладко поют в кирхе. Услышьте сквозь пение слабый горестный стон боли и муки. Бедный народ! Сколько немеренного страдания отпущено было тебе! И вечная жёлтая звезда.

Мёртвым не нужно любить и плодиться,
Мёртвые дети не будут учиться,
В мёртвых домах нет сиянья свечей,
Мёртвая память – как мёртвый ручей.
Знаете, а я рада, что вот эти ваши строчки не подтвердились.Живы! Живы в памяти, живы в своих потомках, которые живут в Городе мира. И дети рождаются, и свечи горят. Мир этому народу! Не забудем про таблички на тротуаре. Автор, я вами восхищаюсь.

Ольга Кострыкина   27.04.2010 22:37     Заявить о нарушении
Оля, спасибо безмерное!
В тех строчках, что вы процитировали речь идёт о тех, кого нет - как говорится "нет человека - нет проблемы!"
Примерно так, а может быть - и точно так, - считали те, кто уничтожал нацию только за то, что они - евреи.
Я был в городе, бывшем немецком центре добычи и обработки драгоценных камней. Когда-то дома и мастерские местных евреев-ювелиров (а там все были ювелирами, другой работы в городе не было) принадлежали евреям.
С той поры, когда всё это было передано местным немцам, все дружно хранят молчание, ведь хозяевами после депортации, а потом - и уничтожения евреев стали они!
До сих пор "владеют".

Юрий Берг   28.04.2010 09:02   Заявить о нарушении
Да, всё так и это очень печально.В нашей с вами власти знать про это.Вы так много уже видели. Наверно, это специфика вашей работы. И я благодарна, что вы делитесь с нами своими наблюдениями. Я захожу к вам нечасто, чтобы не навязываться. Читаю и размышляю только над одним произведением.Не люблю скакать по всем. Так наш диалог будет длиться долго.Спасибо. С уважением. А народ, про который вы написали, я очень трепетно люблю.Причин много-друзья, бывшие соседи, но ещё и Библия.

Ольга Кострыкина   28.04.2010 10:39   Заявить о нарушении
Я живу в Висбадене и каждый день прохожу мимо таких табличек, стараюсь не наступать на ПАМЯТЬ. Уже все мною 1000 раз прочитаны и все равно идя по улице я снова обязательно читаю имена живших когда-то здесь ЛЮДЕЙ. Они хотели жить дальше, смеяться, но кто-то распорядился иначе...

Юлия Юстус   09.05.2011 02:29   Заявить о нарушении