О возможностях головного мозга

Ключевые слова -  память, структура памяти, запоминание,забывание,болезнь Альцгеймера, нарушения памяти у детей.

Помимо нашей воли, учёные работают над таблетками, которые будут регулировать человеческую память. Планируется ухудшать или улучшать память, в зависимости от кажущейся целесообразности. То, что человеку не хочется помнить, так и не надо, выпил таблетку - и забыл. А вдруг если школьник плохо учится, плохо запоминает, то "заботливые" родители купят ему таблетки для улучшения памяти, и он всё будет запоминать, то что ему будут говорить в школе.

     Сообщалось об "успешных" исследованиях на мышах, а некоторые психологи рекомендуют антидепрессанты и уже есть лекарства для "улучшения" памяти.

     Издавна медики пытались понять работу мозга. Особенно большое любопытство возникало  к анатомическим особенностям мозга гениальных людей. Но никаких отличий мозга великих людей от людей обычных так никто и не обнаружил, - оказальсь, что мозг  у всех людей ничем не отличается. Было обнаружено, что  мозг некоторых животных больше развит, чем у людей.  Мозг папуасов и мозг академиков,  - тоже ничем не отличаются. Совершенно ничем не отличается мозг у различных рас, национальностей, хотя имеются какие-то статистические различия, отношения длины ног к росту человека. Не зависят функциональные особенности мозга и от размеров головы, который у человека меняется, начиная с рождения. Мозг младенца подобен мозгу взрослого человека.

      Насколько загружен человеческий мозг, есть самые различные мнения.  Мозг у многих образованных людей может иметь различные степени заполнения, - а заполнение можно оценивать по возможности и желанию воспринимать новую информацию. Заполнение оперативной памяти мозга до 100% может быть у людей, которые всё знают и ни в чём не сомневаются. Заполненность оперативной памяти мозга зависит от эффективности использования мозга. Наука по этому поводу даёт оптимистичные прогнозы в пределах 2 - 4% и пессимистические - в долях процента у людей с умственным типом деятельности.
   
Огромные возможности человеку даёт мировое киберпространство, интернет. В настоящее время созданы кибернетические механизмы восстановления зрения у слепых, то есть открыта возможность создания сложных кибертехнических устройств, работающих параллельно с человеческим мозгом. 
   Ничего предосудительного в создании киберсистем, наверное, нет. Ведь в некоторых случаях возможности возврата возможностей зрения дают только киберсистемы.
Если задуматься, то киберсистему представляет, например, и человек в современном мчащемся автомобиле. Какая мощь!.. Большой интерес в общении представляют люди, имеющие как абсолютную память, так и те, у кого память очень слабая, но которая компенсируется другими выдающимся возможностями. Те и другие феномены мало изучены наукой, а масса людей имеет промежуточные возможности запоминания, анализа, создания и открытия новых знаний. Нельзя сказать, что какие-нибудь "варианты" лучше или хуже. Учёт индивидуальных особенностей восприятия учащихся может на порядки увеличивать эффективность познавательных и образовательных процессов в гуманитарных и естественных науках.

     Основные свойства памяти - это не только запоминание, но и анализ, сопоставление, забывание. Забывание ненужной информации - одна из важнейших свойств памяти. Память условно можно разделить на "быструю", "оперативную" и практически безграничную - глубокую, ассоциативную память. Чем быстрее человек забывает случайную, не всегда нужную информацию, тем важней для его долговременной памяти глубинные ассоциации, без которых невозможно осмысленное запоминание. Если школьник пытается "заучить" заданный материал без его глубокого, всестороннего осмысливания, быстрая память переполняется, блокируется от новой информации. Задачей педагога является недопущение подобной ситуации, когда обучаемый приходит в беззащитное, беспомощное состояние. Когда дети балуются, бегают, не слушаются, они пытаются так же защититься от переполнения их памяти неупорядоченными и бессистемными знаниями (информацией).

      Искусственное регулирование запоминания, как и чересчур большое усердие ученика в школе, ведёт к полному или частичному отуплению ребёнка, к неспособности быстрого восприятия существующего множества информационных потоков. И ведь каждый преподаватель считает свой предмет главным! Как же так - пятнадцать минут назад дети были погружены в рассказы про Антарктиду. А в сей момент дети вникают в сложнейшие формулы в органической химии.

      В действительности, все известные системы образования являются системами подавления интеллекта и возможностей учащихся, а талантливыми учениками считаются ученики, не противоречащие системе, но и не подавленные такой системой.

      Все процессы манипуляции сознанием ограничиваются природными факторами, зависящими от опыта поколений. Имея целью освободить сознание человека от нежелательных воспоминаний и приобретённых рефлексов, наука дианетика может стирать эту часть наследственности, - нарушая не сами элементы памяти, а ссылки на них в подсознании.      

      Болезнь Альцгеймера у старых людей связана с переполнением "оперативной" части памяти. Болезнь может подталкивать нарушения мозгового кровообращения, но основной причиной являеся неспособность мозга к неизбирательному запоминанию. Очень вредно слушать ленты новостей, засыпать под телевизор. Значительные нагрузки для памяти полагает пользование интернетом, и поэтому к поступающей информации при ослабевании памяти, нужно относиться  с особой осторожностью. И если ассоциативное запоминание информации не имеет каких-либо ограничений, то неосознанное запоминание является процессом, который может блокировать все важнейшие процессы функционирования сознания и подсознания.

Для хорошего функционирования памяти важны физические нагрузки, свежий воздух, спокойные размышления, воплощения размышлений в деятельности, в творческой работе.

 


Рецензии