Зарисовки 2

На том стою, и не могу иначе.


Спор, конечно, древний и предполагает широкую осведомлённость. Но я подойду к вопросу посредством своей субъективной интуиции.
Итак, живём ли мы в мире свободной воли, где царствует случайность. Или находимся в заколдованном круге, где всё детерминировано, где отсутствует линейное время и где сознание может быть не сиюминутно, а, напротив, - надмирно и всеобъемлюще.
Сначала, я объясню, как и почему я пришёл к этой проблеме.
Толчком к размышлению послужили так называемые моменты выпадения из времени,
или миги-состояния, которые можно, вслед за одним из авторов, назвать
« точками остановки мира ». Теперь мне придётся описать эти состояния.

Всё начинается просто. Я иду бриться, беру станок и склоняюсь над раковиной.
Моё сознание проделывает следующее упражнение: я концентрирую
всё своё внимание на руках – конкретно на зрительном их положении в каждую данную секунду; чем дальше я углубляюсь в это, тем менее понятным для меня становится –
где находится сам «процесс» бритья, как «целое».
Затем, я проделываю обратное, то есть полностью концентрируюсь на процессе.
Как только я достигаю осознания процесса, тут я перестаю понимать, где находятся мои руки.

Чтобы начать воспринимать вещи изменённым образом, нужно отстраниться от их
«информационной» нагрузки или перевести весь их смысл в чистые сравнительные категории. Меня поражает мысль о том, что вещи-предметы освобождённые от информационного налёта, который мы на них налагаем, - не имеют никакого смысла
и пребывают «сами по себе». То есть – камень остаётся камнем только до тех пор,
пока мы не подумали – «КАМЕНЬ».
Так однажды мне приходилось наблюдать разговор двух людей, говоривших
на совершенно незнакомом мне языке. Ощущение отсутствия смысла в том,
чем они занимались, так весь смысл был «вдуман» в слова. Но так как мне он был не известен, то в «чистом» виде их разговор являлся произношением череды бессмысленных звуков.


Рецензии