Наша церковь

Я живу в городе, который был построен в советское послевоенное время. До конца 80-тых годов - это был засекреченный объект без имени и без обозначения на карте. Был у города свой номер. Была, конечно, и своя история, но  речь не об этом.
К началу девяностых религия уже была разрешена и легализована. Мы тогда только пришли к православной вере. Нас  еще нельзя было назвать православными, мы только учились быть православными: учились молиться, учились каяться, осознавать себя грешными, учились любить ближнего, учились жить по-новому, по православному. Это был конец 1992года. В городском Доме Культуры молодой священник рассказывал о православии. Мы ходили на эти лекции.
В это время моей подруге Ирине приснился совершенно необыкновенный сон, который был бы со временем забыт, если бы не воплотился наяву.
В этом сне она увидела церковь из окна дома своих родителей. Улица замыкала жилой массив, через дорогу начинался лес, точнее березовая роща. Снится ей, что она спит у родителей и, вдруг, проснулась и подошла к окну. Сквозь деревья виднелась церковь и, хотя была ночь, от сияния, исходившего от церкви, было почти светло. Ей показалось все это очень странным, и она пошла на улицу.
К церкви вела широкая асфальтированная дорога. По этой дороге она пошла к церкви, сквозь белые стволы берез она и увидела  трехглавую деревянную церковь, еще удивилась: «Простая деревенская церковь из бревен, а так сияет!»  На дороге, по которой шла Ирина, стояли люди одетые в телогрейки, а черные шапки-ушанки они сняли и прижимали к груди… Люди с восторгом смотрели в небо и говорили: «Вот и нашу церковь освятил...» Ирина тоже посмотрела в небо и увидела большую сияющую звезду в окружении маленьких звездочек летевшую на восток.
- Что это? – спросила она у стоявших рядом людей.
Они с удивлением посмотрели на нее:
- Это же святой Никола, Он всегда так приходит! – отвечали ей.
Звезда улетела, скрылась за горизонтом, люди расходились, сияние церкви постепенно угасало, начало светать… Ирина присела на лежавшие у дороги бревна и все смотрела на церковь. Стало совсем светло, из лесочка вышел медведь тихий спокойный и присел рядом с ней на бревнышко… Тут она и проснулась.
Проснувшись, Ирина никак не могла вспомнить имени святого, хотя весь сон вспоминался, как только что пережитое наяву. Она рассказала нам сон.  Мы подивились такому необычному сну…
Вспомнили мы об этом сне, когда на встрече с архиепископом, речь зашла о Храме для города. Пока городским храмом считался недавно открывшийся храм в соседнем селе за 15 км от города.
- … Но подумайте, город у вас богатый, по силам свой храм построить в городе…
На этой встрече мы впервые услышали о реальной возможности строительства церкви в городе. Как было не вспомнить Иринин сон.
- Так у нас правда в городе будет церковь?  - мы сидели у Ирины в гостях, чаевничали
Через некоторое время на собрании общины, которая образовалась вокруг отца Константина, молодого и деятельного священника, была создана группа для строительства церкви. В эту группу вошли близкие мне люди: мой муж, моя подруга Ирина и еще несколько человек, способных оказать влияние на городские власти…
Виктор Аркадьевич увидел по ТВ передачу об архитекторах, проектирующих церкви было показано несколько построенных церквей и это у нас на Урале. Восстанавливать было практически  нечего, 90% церквей на Урале не просто закрыли – разрушили «до основания». Во всей свердловской области действующих осталось буквально единицы, поэтому каждый новый открывшийся храм встречался верующими как большой праздник. Не долго думая, Виктор Аркадьевич поехал в Екатеринбург в архитектурный институт, чтобы подыскать подходящий проект для нашего города.
Уже много проектов посмотрел: красивых, величественных, трогательных, интересных, больших и малых… прощаясь с ним, архитектор протянул ему тоненькую папочку:
- Это эскиз деревянного храма, который недавно был построен и освящен в честь святителя Николая Мирликийского
- Нет, не надо что Вы…
- Возьмите, посмотрите дома. - На этом и простились.
Накануне мы сидели у Ирины, и она опять вернулась к своему странному сну.
- Вы представляете, какое чудо вчера произошло… я теперь знаю, кто ту церковь во сне освятил – это святитель Николай Мирликийский, Николае, вот  книгу про него нашла. Вчера вечером, когда уже все в доме улеглись, сижу я на кухне и, как будто задремала. Как наваждение сон тот перед глазами как на киноленте прошел, а я знаю, что мне имя святого нужно запомнить. И вот хожу среди тех людей в телогрейках спрашиваю: «Кто это? как его имя?» а меня как будто не видят или не слышат. И вот я вижу старичка тоже в телогрейке, седой, а глаза у него такие добрые ласковые, думаю: этот дедушка обязательно скажет. Подхожу к нему и спрашиваю: «Кто это, дедушка – на звезду показываю, кто церковь освятил?» И он так ласково нараспев и  тихо говорит: «Николае».
-Святитель Николай?  - уточняю я, ну, чтобы уже не ошибиться. А он опять так тихо и четко нараспев:
- Николае, … Николае – и кивает мне головой
И я очнулась
Это было еще удивительней, чем просто сон, как будто специально, чтобы она имя узнала.
- Удивительно то, что старичка этого в моем сне не было, это совершенно точно, его я бы запомнила, такие лица не забываются… сон просматривала как в кино, мельком, а дедушка этот - как наяву.
Вот мы сидим в зале ждем, когда придет отец Константин, зал заполняется слушателями, большинство ходят уже постоянно и влились в общину. Виктор Аркадьевич вошел весь светит от счастья, мы понимаем: несет хорошие новости. Рассказывает об архитекторе о проектах:
- Вот дал мне на прощание для ознакомления, как пример – протянул нам тоненькую папочку с парой листочков.
Мы смотрим эскиз, на рисунке церковь - деревянная из бревен, колокольня, башенка с крестом, вверху подпись: «Храм освящен в честь св. Николая»
- Ирина эта церковь похожа на ту, что ты видела?
- Похожа, но не очень, там три головки было, две с крестами и колокольня и она еще на корабль была похожа.
Ирина инженер конструктор и она хорошо запомнила конструкцию:
- Я ведь долго сидела, смотрела на неё во сне, всю рассмотрела, здесь немного не так.
- Ты посмотри, что здесь написано!
- Это точно знак, теперь все у нас будет получаться, раз сам святитель Николай освятил и это точно его знак.
Мы были на подъеме, дела по организации строительства продвигались беспрепятственно, все нас слушали, соглашались, шли на встречу. Ирина поехала в Екатеринбург в Вознесенскую церковь. В левом пределе с большой настенной иконы на неё смотрел тот самый дедушка с добрыми глазами, она просто обомлела, ей даже показалось, что он ей улыбнулся, как старой знакомой, мол, нашла-таки меня. Только здесь на иконе он был в святительском облачении. Она подошла поближе, чтобы прочитать, чья это икона, но ничего не могла понять. Подошла женщина приложилась к иконе
- Извините, это чья икона?  - женщина просто опешила от такого вопроса, как можно такого не знать, но ответила
- Это святитель Николай Мирликийский – и увидев удивление Ирины, добавила – святой Никола
- Николае? – вспомнила Ирина, как говорил старичок
-Да, Николае.
Это было настоящее чудо. Теперь уже никаких сомнений не осталось, сам святитель Николай взял под свое покровительство строительство церкви в нашем городе.
Главным архитектором города было определено несколько мест под возведение церкви в то числе и район березовой рощи. Дорога, которую Ирина видела во сне, оказывается давно существует на бумаге и должна соединить новый Южный район города с центральной частью, на окраине которой стоял дом родителей Ирины. Архитектор сам приезжал в город и выбирал место для церкви. Мы не сомневались уже, где это будет.
Когда проект был закончен, нам показали эскиз.
- Очень похоже, да это она церковь из моего сна. Но ведь это новый проект
- Конечно, новый: мы не строим два одинаковых храма, каждый индивидуален. Я подумал, что в вашем городе нужен храм похожий на ладью.  Вот это «носовая часть» здесь будет алтарь, эта боковая лестница, как трап, а здесь, как широкая корма и спуск по широкой лестнице. Внизу есть дополнительное помещение, здесь будет крестильня. Для священника будет построен дом отдельно и еще для хозяйственных нужд домик вот  здесь…
Церковь построена, мы ждали освящения. Ирина говорила, что во сне это было в холодное время очень ранней весной, снег таял, но еще не растаял, листьев на деревьях точно не было. Уже был апрель, снег весь растаял, стояли теплые солнечные дни. Был назначен день освящения. В ночь на этот день выпал снег по щиколотку, днем выглянуло солнце… Снег лежал на крыше, на куполе и на колокольне, белый сверкающий снег… Народу на освящении было очень много, хотя это был рабочий день. Мы отпросились с работы и, конечно, были на освящении храма. Освятили наш храм в честь Серафима Саровского.
- А вы знаете кто рядом со святителем Николаем на той иконе?...  Батюшка Серафим Саровский, а третий на этой иконе святитель Иосаф.
- Мы уже ни чему не удивляемся.

Позже я узнала еще одну удивительную историю. На том самом месте, где стоит наша городская церковь лет за 20 до того (это в середине семидесятых), одна молодая девушка гуляла там весной и сказала своей маме:
- Мама, здесь церковь будет стоять, слышишь как колокола звенят
- Кто сейчас церкви строит, ты что дочка, может здесь раньше что было? Но здесь не было селений.


Рецензии