Кадр 9-179

 
...По цепи от добровольца к добровольцу передавалось:
- Господа… господа… Корнилов… Лавр Георгиевич… И, наконец, весть дошла до Рощина:
 - Командующий убит. Отходим.

                Из сценария
 

 
   Всего несколько строчек. Всего несколько секунд экранного времени девятой серии телевизионного цветного тринадцатисерийного фильма "Хождение по мукам" по роману А. Толстого.

  Долго и пристально следил я за мягкими движениями ведущего художника-гримера киностудии "Мосфильм" И. Перминовой и не мог понять, каким образом доброе голубоглазое лицо Михаила Ножкина в чем-то неуловимо преобразилось. Другим стал овал лица, изменились брови, появились морщинки, иной стала форма глаз. Перед зеркалом сидел строгий волевой человек, внешне гораздо старше, хотя по роли и по книге Вадиму Рощину всего 32 года.
  Для исполнителя это время, когда происходит его внутренняя перестройка, когда он становится героем, чей образ готовится воплотить.
  Рощин… Русский интеллигент, умный, честный. Интересный человек, в судьбе которого ярко отразилась трагедия той России, что не сразу поняла суть происходящих перемен, не сразу нашла свое место в ходе событий. У него плохое настроение: крушение надежд, ссора с Катей, служба в Добровольческой армии… Недавно на глазах Вадима Петровича были безжалостно расстреляны пленные красноармейцы. Жизнь теряет смысл.
  Режиссер фильма народный артист РСФСР Василий Ордынский недолго подбирал исполнителя на эту роль. Все дело решила фотография, сделанная на пресс-конференции советских работников киноискусства в Румынии (он был руководителем делегации). Еще раз посмотрел на члена делегации Ножкина и понял: вот взгляд человека, который должен быть Рощиным. А Михаил Иванович, который отказывался от многих заманчивых  ролей из любви к своему главному, как он считал, делу – стихам и песням, - перед столь интересным предложением все же не устоял.
  Что же касается самого режиссера, то жизнь и творчество готовили его к фильму: его курсовой работой во ВГИКе тоже было "Хождение по мукам".
 - Давайте прорепетируем со стрельбой. Всем раздали патроны?
   Режиссер напоминает командира на войне. Вот он отходит от своего "КП" около камеры оператора, чтобы объяснить последние детали: как держать винтовку,  бежать в атаку, прятаться от пуль. Объясняет не "по ВГИКу". Ордынский прошел войну командиром батальона, в звании капитана вошел в Берлин.
  Тот же эпизод долго репетировали накануне, да снять не успели: солнце скрылось. Теперь снова, раз, наверное, десять.
  Наконец:
- Внимание! Мотор!
 Помощник режиссера выкрикивает:
- 9-179, дубль один!
 …Стремительно выскакивают из-за высокой стены несколько одетых в
форму Добровольческой армии белогвардейцев. Впереди бежит подполковние Рощин, неподалеку штабс-капитан астраханского полка Василий Теплов (А. Филиппенко), ротмистр фон Мекке (Э. Левин), вольноопределяющийся Валериан Оноли (А. Севастьянов).  На бегу стреляют. Стреляют и в них. Все падают в серую пыль, на острые камни. Секунду неподвижны. В тот миг по цепочке и донеслась потрясшая каждого весть о гибели командующего. Сломленные,  отступают, оставляя убитых.
- Стоп! - это голос режиссера, усиленный микрофоном.
  Готовится новый дубль.
  Несколько человек быстро закапывают в землю какие-то проводки, присыпая их пылью. Это боги "киновойны" во главе с главным пиротехником Г. Степановым. Кстати, они же участвовали в съемках киноэпопеи «Освобождение», так что люди опытные. В Крым привезли четыреста винтовок образца 1891 года, четыре пулемета "максим" образца 1918 года, уйму патронов. Неподалеку - группа щеголеватых офицеров. На шинелях погоны, белые пуговицы с изображением двуглавого орла, на рукавах трехцветные нашивки - шевроны (знаки принадлежности к армии Корнилова), на поясах ремни с двуплечной портупеей, на голове фуражки с офицерской кокардой производства  …бутафорского цеха студии "Мосфильм". Все, что касается военного обмундирования, - ведомство ассистента художника по костюмам П. Липатова.
- Внимание! Все по местам! Мотор!
  Кадр 9-179 снят.


Журнал "Телевидение и радиовещание", Москва, № 4, 1977 год.


Рецензии