Ванкуверские страсти

 

   Долгожданное событие, украшающее 2010 год – это зимняя Олимпиада в Ванкуверском предместье Канады, точнее в провинции Британская Колумбия. Напомню, после России, по занимаемой территории, Канада является второй страной мира.
 
     И вот, российские спортсмены и все остальные сделали 11-часовой перелет из Москвы до Олимпийской столицы этого года. С какими мыслями они летели.Конечно, каждый имел свои мысли и надежды. Главной надеждой была, несомненно, убедить своих соперников в своей силе. Основной же соперник каждого спортсмена – он сам. Вместе с тренером подопечный чувствует свои силы и возможности и ставит перспективные цели. Какими средствами спортсмен приблизился к ним, и что мешало – вот об этом мне хотелось поразмышлять с читателем.

     Общие перспективы нашей олимпийской сборной можно выразить словами председателя Комиссии Совета Федерации по физической культуре, спорту и развития Олимпийского движения, многократному участнику хоккейных турниров Игр Вячеслава Фетисова:

     -Как человек, который создавал спортивную систему в стране, позволю себе сказать, что на 8-10 медалей можно рассчитывать. Все предпосылки для этого есть. Еще после Турина в 2006 году эти показатели были заложены. Уже тогда было 8 "золотых" побед, по сравнении с 2002 годом – динамика сверх положительная. –

      - Все атлеты, тренеры прекрасно знают, чего сегодня стоит применение
допинга. Надеюсь, сейчас, на последнем этапе, все сделано во избежание подобных проблем.-

       - Спорт – элемент престижа страны, часть его имиджа. В этом вопросе необходимо планомерно проводить международную политику, реагировать на все негативные моменты. Нужны постоянные усилия специалистов, дипломатов. Пора прекратить все спекуляции по поводу международного заговора против нашей страны.-

    Спортивный министр России Виталий Мутко общался со многими представителями различных видов спорта. – Все говорят, что будут бороться за медали. … Вот наш саночник – знаменитый Альберт Демченко – его настрой откровенно радует. Плюс – это матерый боец, прошел уже через многое. Думаю у него хорошие шансы на олимпийский пьедестал. Будем, во всяком случае, за него болеть. –

     На самом деле Альберт опережал итальянца Армина Цоггелера на предолимпийских тренировках и показал самые быстрые секунды. Но в расчеты специалистов и болельщиков вмешалось непредвиденное событие  трагедия с грузинским саночником Нодаром Кумариташвили. Международная Федерация в целях безопасности решила сократить дистанцию. Стартовая точка была перенесена с 1374 на 1198 метров. Это сыграло против фаворитов. Тяжелые, мощные и быстрые Цоггелер и Демченко просто не сумели набрать скорость на укороченной дистанции. Нашему саночнику Альберту Демченко не хватило 0,03 сек. до олимпийской медали. Теперь же ему остается ожидать Сочи-2014. –Я там буду выступать с дочкой Викторией, она тоже занимается санным спортом. Ей будет 18 лет, а мне 42 года, выступим дуэтом, - такие его мысли появились после своего олимпийского неудачного выступления.

     Казалось бы, все позади, но в голове Альберта прокручивался последний тренировочный заезд. По непонятной причине были закрыты тенты на трассе, а этого канадцы не должны были делать. – Мне кажется, тут нахимичили канадцы. Они очень хотели завоевать здесь хоть какую-нибудь медаль, - начал говорить Альберт, - понятно, что погода была солнечная, и они хотели закрыть ледовый желоб, чтобы он не таял. Но везде, и тем более на Олимпиадах, обычно ставят волонтеров на каждый тент, и перед проездом спортсмена их открывают, и потом закрывают. Может, на тренировках волонтеров не хватало, то так или иначе, виражи были закрыты, и Нодар просто потерял ориентацию в пространстве. Я знаю это по себе, потому что я ехал впереди него, и мне было не комфортно ехать по закрытой трассе. А он совсем молодой, видимо, опыта не хватило. –

    Конечно, Альберт прямо даже не мог предположить, что существовал еще вариант закрытой трассы для вывода из Игр именно претендента на "золото", а не грузинского саночника. Демченко был спасен своим основательным мастерством и опытом саночника, которые по большому счету являются национальным достоянием России. Кто мог подумать, что можно получить "подножку" на такой скоростной трассе? Медаль же ускользнула даже бронзовая.

     Когда-то, еще на тестировании трассы, Альберт Демченко сказал: - эта трасса – убийца! Я профессионал и сказал это не для того, чтобы привлечь броским словом. До начала Игр я пробовал в Уистлере свои силы четырежды и знаю, что максимальная скорость здесь 154 км/час (в Турине 138). На таких скоростях ошибаться нельзя.-

     А ведь год назад, на этапе Кубка мира в Уистлере президент Международной Федерации саночного спорта Фил почувствовал неслучайность многочисленных падений на этой трассе. Он предупредил организаторов и Международный Олимпийский Комитет об опасности высоких скоростей. Но конфигурация трассы осталась практически прежней. Почему? Почему организаторы, не дожидаясь конца тренировки, начали закрывать трассу тентами. Они ведь закрыли самый последний, самый опасный вираж. Они отпустили молодого грузинского спортсмена без видимости. Почему на опасном участке не повысили стенку? Ведь сейчас же ее сделали. Потому что,древнее изречение < главное не победа , а участие > не работает. Людям, как считают некоторые предприниматели, нужны опасные зрелища. Владельцы трассы о безопасности спортсменов не думают. Вам все равно? Тогда смотрите, может быть, увидите еще одну смерть молодых саночников и их плачущих матерей. Но помните, вы станете невольным инициатором появления этих "гладиаторских" сцен.
               
                СИЛЬНЫЙ ДУХОМ, НОГАМИ И ГОЛОВОЙ.

       Российский конькобежец Иван Скобрев из города Хабаровска – первый российский спортсмен, получивший олимпийскую медаль в Ванкувере. Ради "бронзы", а она для Ивана как золотая, ему пришлось пройти нелегкий путь, но главное он был целенаправленным. Вначале он вспоминал: - Жить хотелось достойно, а по опыту старших товарищей я понял, что спортсмену, вне зависимости от того, как быстро он бегает, приходится нелегко. К тому времени я уже знал, что в Америке рабочие на стройке зарабатывают по десять долларов в час, и понимал, что мне с моими коньками до них далеко. В Санкт-Петербурге я поставил своему тренеру Вере Николаевне Быковой условие, - или у меня будет контракт с такими условиями, что я смогу содержать себя и своих близких, или я поеду в Америку учиться. Я получил хороший контракт. Результаты тренировок в спортклубе " Северсталь" в Череповцах меня не устраивал. Для Олимпиады этой подготовки было мало. В Федерации конькобежного спорта мне оказали содействие в поездке поработать со знаменитым итальянским тренером Маурицио Маркетто и с итальянским же бронзовым призером Турина Энрике Фабрисом.-   

     - У меня был выбор: или спокойно кататься до Олимпиады в Сочи, имея за плечами два десятка титулов чемпиона России и гарантированный заработок, либо накануне Ванкувера поменять тренера, поменять страну и попытаться поймать журавля в небе. Я решился рискнуть, и в этом помог мне крестный, он заставил меня сделать этот шаг. В Италии отдавал я спорту 9 часов каждый день в течение года. В эти часы входили тренировка, оздоровительные процедуры и различные упражнения и занятия, чтобы быть в форме. –

     Скорбев Иван пришел к интересным выводам. Например, - когда каждый спортсмен поймет, что за свою работу он получает деньги, то начинает относиться к своему телу, как к эталону, и тогда придет желание работать еще больше.- В отношении денег, он не безразличен к ним. – Я должен обеспечивать свою семью, но мне очень важно, что своей работой я радую болельщиков, приношу пользу стране.-

     В своем обращении к прессе после финиша забега на 5000 метров он не только Бога вспомнил, но и всех тренеров, которые с ним возились. Среди них первый, который в Санкт-Петербург его перевез. Работу над собой в Череповецке  под присмотром тренера. Не забыл сказать о Вадиме Саютине и
знаменитом Валерии Муратове, который – за руку втащил меня в большой спорт. Не заставляя прыгать выше головы, подводил к нагрузке постепенно, в общем, все руку приложили! –

      - Из Италии я прилетел в Канаду один, чтобы пройти акклиматизацию. Меня курировал олимпийский призер Турина Дмитрий Дорофеев. Он руководил моими тренировками. Это, конечно, мне очень помогло.-

        Спустя два часа после церемонии награждения Ивана Скобрева "бронзой", он оказался в Русском доме. Первые вопросы к нему:  - Что я чувствую? На самом деле странные ощущения. Я слишком долго ждал этого момента. Гадал, что в душе будет происходить. Может слеза навернется, может ликование будет распирать. А когда долгожданный миг настал, внутри оказалось только опустошение. Но все равно – Ура! Этот  зимний сезон получился для меня успешным, были поди умы на этапах Кубка мира, "бронза" на чемпионате Европы, но в конце января во время тренировки упал, и плечо выскочило из мышечной сумки. Самостоятельно не мог даже комбинезон надеть и раздеться. Поэтому сегодняшний забег меня волновал. Я не мог представить, что я сегодня смогу показать. –

     Судьба просто распорядилась, Иван Скобрев достался итальянцу Фабрису в напарники по забегу.

      -Я был не очень уверен в себе, и мне оставалось только бороться в паре и рассчитывать, что Бог и удача будет на моей стороне. Мы договорились с Фабрисом начинать забег быстрее. И получилось – с ума сойти! Энрике помог мне здорово, до последних трех кругов у нас была острая борьба в паре.Когда оставалось шесть кругов, я понял, что очень сильно устал, а ведь впереди была еще половина дистанции. Выбора у меня не было, я решил выложиться сейчас и если хлебнуть позора, то на финише, чем всю дистанцию выступать в роли статиста. На последний круг меня попросту не хватило, как будто на деревянных ногах бежал. Ну вот, представь: иногда ногу отсидишь – так после этого к тебе подойдут и скажут, чтоб бежал, что есть сил... твои ощущения? – И получилось. По сути дела ученик русский человек превзошел учителя. Так что "бронза" очень дорогая награда не только для него, но и для российского болельщика.-

     Когда Ивану задали вопрос о секрете его прогресса, его ответ был неоднозначным: - Сложный вопрос, хотя, кажется, что ответ очевиден. Мауриццио Маркетто или спина Энрике Фабриса, которая маячила все время передо мной на тренировке. Но мне кажется, суть в желании работать на износ и рисковать. В этом году я рискнул, и получился результат. Я помню, когда Журова также тяжело, по-каторжному, пахала перед Турином, то многие крутили пальцем у виска и утверждали: - Да она же через месяц "сдохнет"! Но иного пути на пьедестал, по-моему, нет. –

     А Скобреву Ивану еще предстояло преодолеть "полторашку" (Так он называл длинный спринт), но, увы, травма плеча еще не зажила. Ему, казалось, спринт будет безнадежным. Однако, четвертое место он все-таки обеспечил себе, хотя и высказал оправдание, - из-за травмы не всегда удавалось обеспечить разгон, а то, что проиграл на старте, на финише сложно отыграть.… Впрочем, тем и хороша Олимпиада. Тут про все неудачи надо срочно забыть и готовиться к следующему старту, впереди – "десятка"! –

      И кто - бы  мог подумать, но наш конькобежец Скорбев, в какой – то мере, стал косвенным участником трагедии голландского народа. Голландец Свен Крамер – трехкратный чемпион мира на дистанции 10000 метров неудержимо приближался к "золотому" финишу, но совершил непоправимую ошибку, по вине своего тренера, за которую олимпийца дисквалифицировали. В результате наш Скобрев Иван стал "серебряным". Это событие внесло в его сознание скорбь. – Я не рад, что такое случилось с Крамером, но я все же рад своему "серебру" – говорил Иван. - Так получилось, - Я бился до последнего. На такой дистанции надо быть сильным не только духом и ногами, но и головой. Понимать, что ты делаешь? Я увидел Свена уже в смешанной зоне, хлопнул по плечу, он подмигнул. Здесь трудно что-то сказать…Ребята, я боюсь представить, что это произошло бы со мной, и я допустил такую ошибку. И так глупо – не знаю, может, есть другое слово  - остался бы без золотой медали. Вы даже не можете представить, чего эта медаль нам стоит. Это путь длиной в жизнь. Тут нет такого, что ты однократный чемпион, двукратный – каждый старт есть только одно желание: быть первым. И вот ты первый – но уже не первый.-

     - А что могло случиться…на "десятке" последние кругов семь, ты не осознаешь ничего. Твоя задача рисковать, рисковать очень сильно, потому что ноги уже не твои, ты их ставишь интуитивно на место, где они должны стоять. Если начнешь осторожничать, у тебя будет еще больше боли, еще больше дискомфорта, ты не сможешь вообще ехать, и скорость быстро упадет. Поэтому надо рисковать и надеяться на инстинкт, который ты вырабатываешь на тренировке. Что должен был выбрать Крамер? Подсказку тренера или наработанный инстинкт? Он выбрал, по-моему, неосознанно первое.-

     Это один из уникальных случаев, которые иногда происходят на Олимпиадах, попадают в историю и никогда не повторяются. Мне не вериться,что тренер мог показать Крамеру, на какую дорожку переходить. Скорее эта ошибка головы спортсмена, или попросту заскок в голове. Результат же печален для олимпийца, тренера и, наконец, голландской нации. Сам Крамер сказал, что вся ответственность лежит на нем. Эта ужасная ошибка является худшим моментом его жизни, Когда он осознал, что натворил, мир для него рухнул. И, действительно, бежал по льду он. Он хозяин положения, и ему нужно было слушать себя.

                ОБИДА ОЛИМПИЙЦА

      А сейчас я опишу драматический финал 30-километровой гонки преследования на лыжне канадского Уистлера. Ведущими гонки были два шведа. Гонка была изнурительной. Никто из российских лыжников не собирался вырваться вперед, то есть сначала догнать шведов, а затем побороться с ними за медали. И, вдруг, Александр Легков, стал обгонять многих участников забега, недалеко от финиша он догнал шведов, но на последних метрах преследования упустил в призовой тройке. Его душили слезы обиды. Ведь пришлось бороться в одиночестве, никто из наших олимпийцев не последовал примеру Легкова. А двое шведов разыграли свою командную тактику, и не дали ему ни одного шанса на медаль. В газетах была помещена фотография разъяренного Александра зажатого двумя шведскими гонщиками.

                БРОНЗА БЕЗ ТРАДИЦИЙ

     Вот уже десять дней продолжается Олимпиада, а у нас всего две золотых медали. Нет медалей в санном спорте, На пьедестал не поднимались россиянки. В мужском фигурном катании мы никому не отдавали своего первого места 22 года, в соревнованиях пар – 46 лет. В Ванкувере – отдали. В горнолыжном спорте разыгрывалось десять комплектов медалей. На горнолыжные трассы из России приехали не спортсмены, а почти туристы. Отсутствие традиций? Но в скелетоне традиций тоже нет, а бронзовую медаль завоевал Александр Третьяков. Он промчался по ледяному желобу со скоростью 146,4 км/час и взял первую в истории российского скелетона медаль. Правда, когда, не надеясь, стал обладателем бронзы, он признался честно, что пока слабее соперников, хотя не всегда по своей вине. – Мы отстаем от немцев и латышей, фаворитов в нашем виде спорта, хотя бы потому, что скелетоны покупаем у Латвии, а может быть этот спорт развит лучше. Понимаю, что до этой Олимпиады он был у нас не особенно популярен, не было медалей и результатов. -

     - "Бронзовые" сани скелетониста купили у латышей за 4000 евро. Но я сам их
себе не покупаю. Слава Богу, у нас в Федерации скелетона в этом смысле все нормально. Летом занимаюсь по 5-6 раз в неделю физической подготовкой в Красноярске, откуда я родом, а ледовые тренировки проходят в Латвии. Наша же дорогостоящая трасса в подмосковном Парамонове не готова. Почему? Я сам не могу понять.-

   Олимпиада – это не просто смотр спортивных ресурсов России. Секунды, метры, красивые положения фигуристов – это индикатор всех достижений, это эффективность работы управленческих кадров, медицина, технологии… Думаете, наши государственные деятели не понимают?

      Еще до Олимпиады в Ванкувере руководитель Олимпийского комитета Л. Тягачев говорил, что на подготовку сборной затрачено почти миллиард рублей и в этой команде есть порядка 50 человек, способных завоевать медали. После первых неудач, он все чаще стал повторять, что на его ведомстве, по сути, возложены функции турагенства – привезти, разместить, накормить. Он все сделал, и извиняться не за что. Он решил своей мимикрией обезопасить себя от ответственности за все проблемы, связанные с Олимпиадой.

    Пока в штабе Олимпийского комитета делают все, чтоб не всплыл какой-нибудь повышенный гемоглобин, швейцарцы создают для своего прыгуна крепления ботинок, с улучшенными аэродинамическими характеристиками, и он дважды получает "золото". Канадцы разрабатывают специальный сплав, который уменьшает трение конька об лед. Немецкие саночники сотрудничают с BMW, итальянцы с "Феррари". Наш же Демченко продолжает собирать сани в обычном гараже, благо, что у него механик высокого класса. "Бронзовые" же сани купили у латышей. Глава Федерального бобслея и скелетона Н. Музыря: - Мы бы рады кататься на своих. Наш инвентарь – вещь очень специфическая. Деньги есть. Ищем мастерскую в России, но такую, чтобы там люди были с руками и головами, пока не нашли. - Читатель вдумайтесь, что сказал руководитель. Как он своими словами принизил наших людей. Они ищут мастерские, а надо искать на крупных заводах, где имеются конструкторские группы со специальными знаниями. Да любой завод, начиная, например, с КАМАЗА счел бы за честь сконструировать любые сани с какими угодно характеристиками. Эта такая реклама своего предприятия. А жаловаться – это самая простая задача для ребенка, но зачем руководителю уподобляться ребенку. Может быть, все дело в деньгах, которые надо где-то реализовать, они же не израсходованы. А может быть, легче купить технику, а в случае каких-то неполадок сослаться – это же не мы делали, а иностранцы. То есть опять есть лазейка руководителю оправдаться. В общем, тут надо начинать с элементарного патриотизма россиянина. Сразу видно, руководитель суррогат, или заботливый орел - творец радостей для подопечных
россиян.
 
     И вот, Третьяков мчится со скоростью 146,4 км/час. О чем он в эти минуты думает? - Тысячи мыслей в голове – надо все контролировать, у нас легкие сани и каждое движение меняет траекторию, вот и слежу за ногами, головой, телом и в то же время за трассой. – На вопрос: - Вам молодежь дышит в спину? -
 
 - Юниоры у нас сильные, в сборной очень большая конкуренция. Да я сам еще молодой – 24 года! Мои большие победы еще впереди. –

                "ВСПОМИНАЮ, ВОЛОСЫ ДЫБОМ!"

     День в канун празднования россиян "День защитника Отечества" получился для спортивного Подмосковья "бронзовым". Вести из Уистлера были на самом деле одного цвета. Россиянки Ирина Хазова (Центр зимних видов спорта Московской области) и Наталья Коростылева в женском командном спринте свободным стилем выиграли бронзовые медали. Девушки в один голос: - Когда вышли в финал, сказали себе – или сегодня, или никогда…. Бежали изо всех сил, Боролись до последнего мгновения, ведь это спринт, здесь все может произойти. Мы очень рады своим медалям. Задачу-минимум  выполнили… -

    Затем наступил черед мужского командного спринта. Российский дуэт лыжников, Алексей Петухов (коллега Ирины Хазовой по подмосковному центру) и Николай Морилов принесли России бронзовую награду в командном спринте. Они считались фаворитами в этом виде спорта. Полуфинал они выиграли за явным преимуществом, но финишную черту пересекли только третьими. После цветочного пьедестала, эту бронзу попытались отобрать. Но к их счастью ограничились желтой карточкой. - Криминала со стороны наших спортсменов не было. Но мы немного напряглись, ведь знали, что были случаи, когда у российских спортсменов медали отнимали без каких бы, то ни было оснований. Тренер Чарковский с укором к Петухову сказал, что из-за своего пижонства упустил "золото". Но Петухов: - Он редко бывает чем-то доволен. Это его работа. Ну, пусть сам выходит на лыжню и показывает как "золото" выигрывают. Мы же тоже не дураки. Секрет победы в спринтерской гонке – это рывок на последнем этапе. Если вернуться раньше, можно вообще пролететь без призов. Мы выходим бороться за "золото". Но это Олимпиада, здесь лучшие спортсмены собрались, это не плюшевые игрушки, а настоящие звери. Они тоже не хотят быть статистами. Не хочу никого слушать: мы молодцы! Медаль досталась мне таким трудом, что совсем не важно, какого достоинства, главное – медаль! –

     В 2004 году перед Олимпиадой в Турине Петухова Александра вывели из сборной с формулировкой: отработанный материал, перспективы нет. Ему было 22 года. – Это было так обидно! – сказал Александр. И, он вернулся из небытия за счет своего упорства. Он верил в себя, несмотря ни на что. Тем более была поддержка друзей Евгения Дементьева и Алексея Легкого. - Я думал, раз у ребят получилось, должно и у меня получиться.-

   - Иногда я с ужасом думал: - неужели все закончилось? Как я тренировался, мама родная! В Мурманске полярная ночь, бегу по трассе, которую освещает только луна… - Мне необходимы двухразовые тренировки, а из дома и обратно, когда на автобусе пилишь, когда пешком добираешься. Вспоминаю, волосы дыбом! – говорил торопливо Александр.

     Наконец, вечером бронзовые медали получил танцевальный дуэт фигуристов из Одинцова – Оксана Домнина и Максим Шабалин. Оксана вздохнула и заявила: - Максиму, учитывая все его злоключения и травмы за последние сезоны, надо выдать орден за четырехкратное мужество… и нужно, прежде всего, подумать о здоровье, чтобы приступать к будущим спортивным выступлениям.-


   - Сейчас, и особенно в танцах, все усложнилось, - рассказывает судья Алла Шеховцова. – Все сосредоточиваются на отдельных элементах, и обшей картинки, порой не складывается. И понять, кто выигрывает, не видя оценок судей невозможно.  Нам нужно изменить систему судейства. Сегодня в бригаде судейства нет ни одного арбитра из России. Виной является жеребьевка. И мы оказались отрезанными от возможности хоть как-то управлять процессом. Все судейство теперь обезличено, и никто ни за что вроде бы не отвечает. –

     Максим Шабалин и Оксана Домнина находились в смешанных чувствах. С одной стороны вроде бы проиграли, но домой все же привезли медаль. – Мы сделали все, что могли, - грустно сказала Оксана. – Мы так сегодня были готовы.-
 
     На исходе первой недели Олимпиады пилот-бобслеист Александр Зубков из Дмитровского района Московской области и Алексей Воевода из Сочи завоевали бронзовую медаль. Зубков – опытный спортсмен, серебряный призер Олимпиады в Турине-2006 (в четверке). Он также выигрывал медали на чемпионатах мира и Европы. Мне особенно приятно было, когда бобслейская "четверка" во главе с рулевым Зубковым Александром совершили свой подвиг на Туринской Олимпиаде. Тми были получены первые для россиян серебряные награды на  Олимпиадах за всю постсоветскую историю. Вот слова  нашего Зубкова: - То, что мы сделали, даже выше наших возможностей. О большем и мечтать не приходилось. -

    Именитые золотые соперники были удивлены, что россияне на старых машинах победили швейцарцев и канадцев, у которых были новейшие модели. Это был праздник для россиян, особенно для земляков Зубкова из сибирского города Братска. –

    А в Ванкувере его и разгоняющего Алексея встретили все те же трудности. Им пришлось тут даже коньки на машине в срочном порядке менять. Те коньки, которые стояли арбитры забраковали. Там штрих-коды стерлись на полозьях, а такие коньки судьи не допускают к стартам. Товарищи из второго российского экипажа поделились своими. Так на позаимствованных коньках дотянули до "бронзы".

    - Может, судьи надеялись, что я не смогу проехать на новых коньках? – переспрашивал  Александр с усталой улыбкой, - пусть не надеются! Русские и не из таких передряг выходили. Сезон получился дерганным, то к одной погоде привыкаем, то к другой подстраиваемся, ищем оптимальный вариант для коньков. Теперь получили эмоциональный импульс при подготовке к Олимпиаде в Сочи -2014. –

     А пока Александр жил надеждой побороться еще за одну медаль, на этот раз в гонках  экипажей-четверок. Что случилось в заезде, нельзя вспомнить без содрогания.  Российский бобслей перевернулся, и несколько виражей спортсмены проехали прямо на головах. Это страшная трагедия с нашими бобслеистами, конечно, бесследно не пройдет. Будет ли 36-летний спортсмен Зубков после жесткого нервного потрясения в спорте до следующей Олимпиады. Надеюсь, что судьба его сохранит, хотя бы для передачи последующим поколениям спортсменов тяжелого опыта в своем развивающемся виде спорта.

    Заключительная гонка мужчин-биатлонистов на Олимпиаде проходила под проливным … снегом. Его хлопья, падая на разноцветные куртки, превращались в воду. Гонщики тоже промокли до нитки. Этот старт был для нашей сборной почти последней надеждой на золотую медаль. Начало было обнадеживающим. Иван Черезов дважды отстрелял на ноль и попытался уйти от преследователей. – Нет,под таким снегопадом убежать невозможно, - говорили тренеры с огневого рубежа. Черезов передал эстафеты первым, Антон Шипулин после 2-го огневого рубежа потерял скорость и проигрывал к финишу 30 сек., финишировав пятым. Максим Чудов пришел на стадион третьим. Впереди шли норвежцы, а затем сборная Австрии. На последнем этапе за сборную Норвегии бежал пятикратный чемпион олимпийских Игр -2002 в Солт-Лейк-Сити Эйнар Бьорндален. Кстати, в Турине -2006 он не получил ни одной золотой медали. Последняя его надежда на Ванкувер оправдалась. Борьбу с ним вел наш Евгений Устюгов, но замешкался со стрельбой. Твердая "бронза осталась за четверкой биатлонистов России: Иван Черезов, Максим Чудов, Антон Шипулин и Евгений Устюгов.

     Шестнадцать лет биатлонисты-мужчины олимпийского "золота" были лишены, они не знали кода. Теперь успех надо закрепить - чтобы годы не терять. А секрета по словам Евгения Устюгова, и нет никакого: - Все, как обычно, беги быстро, стреляй чисто.- Когда уходил на последний круг вторым (после Хурайта), то думал: Я чисто отстрелял! И, в не обиду ему, я посильнее ходом. Поэтому взял инициативу в свои руки. И до какого-то момента не знал, кто идет сзади, чего от этих преследователей ожидать. Поэтому старался идти на отрыв, работать по максимуму. – После получения золотой медали в масс старте биатлонистом Устюговым, все российские Олимпийцы поверили: – наверстаем. Что можем, конечно, наверстаем! – Хотя времени оставалось мало. Напомню, что Евгений Устюгов – лидер общего зачета Кубка мира. У него лучшие результаты среди всех биатлонистов планеты остаются и после Олимпиады в Ванкувере.

                СКОРБЬ ТВОРЦА ПРОГРЕССА

     Еще после Олимпиады Турин – 2006 в России появился новый народный герой Евгений Плющенко, способный подчеркнуть и отстаивать на олимпийских Играх настоящее мужское фигурное катание. Как и в Турине, так и в Ванкувере у него не было достойных соперников, которые могли бы противостоять в технике нашего спортсмена. В короткой программе Плющенко катался с блеском, он был единственным призером, исполнившем четверной прыжок. Хотя, отрыв от преследователя составлял всего полбалла. Но этому тогда никто не придал
значения. В произвольной программе Такахаши попытался исполнить четверной прыжок, но закончилось скольжением пятой точки. Он, конечно, выбыл из соперников. Американец Лайсачек не стал испытывать судьбу исполнением сверхсложных элементов и выдал старомодную, но хорошо отделанную программу. Его в фигурном катании коллеги называют "чемпионом среди девочек" Его программа не для фигуристок – одиночниц, а для мужчин, которым не хватало силы, мужества и смелости, необходимым для выполнения четверных прыжков и сложных каскадов. Однако, судьи оценили бескрылого американца сверх щедро.

    Плющенко вышел на лед последним. Сначала исполнил каскад из четверного и тройного тулупа, которым по его "замыслам" должен был убить конкурентов. После двух прыжков Женю слегка пошатнуло, но чемпион устоял, и, пока звучало волшебное танго, он держал зал в своих руках. Едва музыка стихла, как спортсмен замер, вскинув руки вверх, показывая, что он первый. Судьи же решили оценить по своей системе. Почему? Да потому, что они боятся выступлений Плющенко, который передвинул фигурное катание мужчин на новые высоты. Новое всегда воспринимается в страхе. А спортсмен-новатор делает такие движения (фигуры), что их повторить может не каждый. Признаюсь, я давно слежу за катанием фигуристов. Конечно, задумывался: - Какие же у них предельные возможности? Мне, казалось, что тройной прыжок – это предел. Но, как мы знаем, уже относительно давно наш фигурист Евгений Плющенко овладел четверным. Причем, только он его исполняет правильно. Попытки других же спортсменов пока безуспешны. Это о чем говорит? Тонкости этого прыжка знают пока два человека, спортсмен и его тренер. Управлять телом при таком прыжке не так просто.

     Лично я считаю, этот прыжок и подобные новые фигуры являются национальным достоянием России. Обучение этому достоянию или другой фигуре должно происходить с разрешения автора этих фигур и соответствующих  денежных выплат. При этом обучение себе конкурентов может стать большой проблемой для России. Нужны ли нам конкуренты (иностранцы), обученные нашими же тренерами, однозначно не нужны. Сейчас же у меня сложилось впечатление неразберихи в этом вопросе. Что это за спортивные начальники, по вине которых из страны уезжают талантливые тренеры и спортсмены. Полнейший не профессионализм или вредительство (денежные договоренности). Один из примеров я приведу дальше.

     Фигуристу Плющенко дали возможность защитить себя. Вот отрывок из его выступления: - Конечно, после сегодняшнего проката я был уверен, что я выиграл. А сейчас мужское катание приравняли к танцам на льду. Ну, давайте просто выключим четверные, и все. Уже вот выключают. Можно аксели не прыгать! Сложные ведь прыжки. Человек на Олимпиаде не докручивает аксель – а ему ставят нормальные оценки. Я понимаю: мы на этом, Североамериканском континенте. Но где те, кто должен отстаивать интересы наших спортсменов…-

     - Но сейчас-то я катался последним! Откатался чисто! Наверное, им не нужен еще Плющенко, опять Плющенко… но еще раз хочу сказать: а где люди, которые должны стоять за моей спиной, которые должны бороться? Я их не увидел. Это обидно. Я говорил, что приму любой результат. И я его принял. Считаю, две серебряные и одна золотая медали на трех олимпийских Играх – это неплохо. Но… я не готов проигрывать с четверным прыжком.-

      - После этого поражения руки не опущу, нужно учить другой четверной. –
    По-видимому, в голове великого спортсмена созрели противовоспалительные планы. Он не собирается сидеть, сложа руки и беречь свое уникальное тело. Творчество – это такое состояние, которое сопровождает творца до конца жизни. То, что Плющенко получил заряд на многие годы, то это точно. Во всяком случае, его вершины еще впереди. Я имею ввиду не только Сочи-2014, но и другие чемпионаты мира.

     - Мне показалось, что за время моего отсутствия, мужское фигурное катание пошло не тем путем. Мое возвращение подстегнет ребят. Сдается, они начинают понимать, что без четверного прыжка выиграть невозможно, и мы возвращаемся назад в будущее.-

       - Я надеялся, чем ты опытнее, тем выступать легче, но пришел к обратному выводу: с каждой Олимпиадой все сложнее и сложнее, и не потому, я становлюсь старше, а потому, что каждый раз надо доказывать, что можешь. Ведь удержать сложнее, чем догонять.Волнение было сильное. Не поверю никому, кто будет говорить, что перед стартом не трясет… Я приму любой результат… все мы люди, все не железные, всё может случиться, но я буду стараться.-

      Небезынтересно будет высказывание его тренера Алексея Мишина о своем ученике. – Каждое катание Евгения – это история. Он рассказывает что-то. Он создает образ. И не все фигуристы, которые катаются, способны что-то сотворить. Поэтому как раз компоненты – это самая сильная его сторона. В оценке за компоненты, я хочу быть очень тактичным – сработал эффект информационной войны против Жени. Потому что некоторые специалисты говорили и писали, что Евгений Плющенко – это выдающийся фигурист эпохи 6.0. Но я думаю все фигуристы, которые  здесь катаются – из того же шести бального супа. И не надо кичиться и что-то придумывать. Тренеры, которые это говорят, они тоже из этого супа, они всю жизнь работали в системе 6.0. –

     Добавлю, что Алексей Николаевич Мишин прибудет 4 апреля вместе с Евгением Плющевым в академию Платонова (Санкт-Петербург) на церемонию вручения золотых наград. Одна из них золотая с бриллиантами медаль, изготовленная на средства, собранные российскими болельщиками для непобежденного народного героя Плющенко Евгения.
 - Мы не согласны с решением судей, которые недостаточно высоко оценили выступление нашего фигуриста. А, значит, недооценена и работа его наставника – объясняет идеолог акции. Нынешний год объявлен Годом учителя. Золотая медаль для Алексея Николаевича Мишина – эта наша моральная поддержка тренерам, учителям. На одной стороне медали написано "Учителю и наставнику народного героя", сообщает газета Metro, один из организаторов мероприятия.  Эти медали по весу и размерам не уступают олимпийской награде. Награды болельщиков всей России, пожалуй, очень дорогие оценки творчества ученика и учителя.
                НАДО!

     Екатерина Илюхина – первый российский призер Олимпиады  в сноуборде. Её
серебряная медаль получена впервые за последние 18 лет в горнолыжном спорте России. На пьедестале Екатерина в шоковом состоянии. Она никак не могла поверить, что она стала королевой российского сноуборда. До этого момента ее звали королевой тренировочных заездов. – Да, на тренировках у меня и вправду все замечательно идет. Самые стабильные заезды в команде. А вот как на старт выхожу – что-то непонятное происходит. Или перегораю, или что-то еще. Может какая-то неуверенность в себе мешала…-
   
     - Я уже думала, ну почему я столько тренируюсь, и не могу завоевать
какое-нибудь хорошее место?!  Кстати, здорово, что у нас в команде психолог появился. Она накануне мне сказала: "Ты так хорошо себя чувствуешь, у тебя такой пульс размеренный. Да у тебя такого никогда не было!" Она мне очень помогла, напряжение как рукой сняло. –
 
    Сказочный старт начался. В первом заезде Екатерина упала. Результат – проигрыш сопернице из Австрии Марион Крайнер полторы секунды. Тренер сказал: "Ты ничего не теряешь, рискни". – Я рискнула и отыграла это время во втором заезде. А на финише я выиграла 14 сотых секунды, - сказала Екатерина.
Это был её серебряный триумф.
 
    Многие сноубордисты отчаянно кляли непогоду, но не олимпийка Илюхина.
 - На самом деле мне было в такую погоду лучше, меня такая погода взбадривает – не скрывала она. – А вот, когда все хорошо, то обычно немного не получается…
и потом, мы привыкли в дождь тренироваться. Другие так: туман или дождь – все,
они не выходят на трассу. А мы так: запланировано – значит, у нас будет тренировка. Все строго по плану! –

     Вот как с присущим азартом Катя рассказала, что творилось на нервозном старте. - На старт встаешь, так вокруг кричат: мол, быстрее-быстрее! Ты ботинки застегиваешь быстро, бумажки берешь очки протирать – тоже быстро… эх, у меня столько этих салфеток улетело… и вот быстро протираешь, там все равно остается что-то – сумасшедший дом! Потом стартанул, вроде ничего. А до половины трассы проезжаешь – и понимаешь, что в принципе ничего не видно, уже только флажки различаешь… - 

         - Я сама уже забыла, когда дома последний раз была. Учусь на педагога. Числюсь в рядах отстающих. Какие там сессии! Как в мае на сборы уехала, так толком за учебники не бралась. Такая жизнь началась семь лет назад, когда тренер Денис Валерьевич Тихомиров взял в сборную России. – А ведь, придется ей помнить всю жизнь, как ей в родном Новосибирске пришлось столкнуться с наплевательским отношением спортивных чиновников: ей платили 1800 руб. и не хотели предоставить необходимые условия для тренировки. На соревнования приходилось ездить за свой счет.  – У нас было бы на одно "серебро меньше,
если бы ей не предложили переехать в Ханты-Мансийск, где создали нормальные условия для тренировок. –

     - И сейчас не до конца осознала, что олимпийскую медаль завоевала для РОССИИ! Пусть серебряную, уступила немного голландке, но эта очень ценная награда. Наши соревнования ведь уже на финише Игр проходили. Все эти недели смотрела, как там у других. Хоккей, где наши проиграли, видела. И думала: "НАДО!" А сейчас просто очень хочу домой. Так соскучилась по родным, по своим собакам. У меня две таксы, пока меня нет, за ними ухаживает мама. -
 
                ЭКСТРАСЕНС

    Что вы скажете о человеке, который еще с детства утверждал, что станет олимпийским чемпионом? Одному товарищу детства он даже пообещал сотню долларов, в случае его победы на олимпийских Играх. И вот ванкуверские деньки начались, нашему герою Никите Крюкову 24 года.

      Вот что он говорил спецкору: - Я же еще не сомневался в том, что у нас до 17 февраля первых мест не будет. И первое канадское золото именно я возьму… -
И золотую медаль он получил на самом деле, потому что – Я был уверен. А еще очень хотелось доказать, что я с таким великим человеком, как мой тренер Юрий Михайлович Каминский, смогу чего-то достичь. Я же, где-то с 7-8 лет пошел к нему тренироваться в школе города Дзержинска Московской области. Он возглавлял
лыжную секцию. И вот мне хотелось вместе пройти этот путь и достичь вершины Олимпа. –

     Юрий Михайлович работает до сих пор с нашими призерами в спринтерской гонке (с Никитой Крюковым и его другом Александром Панжинским).
 - Если сравнивать Сашку (Панжинского) и меня – то он уже в 20 лет на Олимпиаде медаль взял. А я только в 21-22 начал показывать результаты. Но ничего страшного. У каждого своя физиология и свой путь. Кто-то на них в 29 выходит, а кто-то в 35, как итальянец Ди Чента. А кто-то в 24, как я!!! -

     А вот, что сказал серебряный призер Александр Панжинский: -Я понимал, что основная борьба развяжется между мной, Никитой и тремя норвежцами. В этот день все совпало – моя физическая форма, работа смазчиков, подготовка лыж, чудесная погода. Изначально отобравшись на Игры, никто не строил планов, и это даже хорошо, так как не было давления прессы и тренеров. Мы заранее обговорили тактику – бороться нужно их же оружием. И это сработало. Норвежцы
Были обескуражены высоким темпом с самого начала дистанции. Почему-то все думают, что скорость несвойственна нам (улыбается). В итоге воспользовались их замешательством и сумели одержать победу для России. –

    Зрелище классического спринта было феноменальным. Александр рванул прямо со старта. Три норвежца отвалились от них. Их, по-видимому, ошарашило необычное начало спринта. Потом ближе к последнему повороту Никита встал за Александром. – Я знал, никого близко уже нет. Волноваться, что "золото" от России уплывет, нечего. Как и планировал, в середине последнего поворота я начал набирать скорость. А потом выпрыгнул вбок – и…

    Финишировали они почти одновременно. Но Никита Крюков сразу понял, что победил друга, который проиграл одну десятую секунды. На вопрос: - Почему выиграл "золото" Никита? Александр ответил: - Его тактика сработала лучше, чем моя. Он терпел до конца и на финише прибавил. Кто сильнее, тот и выиграл. Все очевидно и справедливо. Не надо отчаиваться, надо лучше готовиться, и все получится. Ведь, получилось же "серебро" выиграть, значит, до "золота" рукой подать.-

      - Хотя первые 10 мин. после финиша я исключительно радовался. Но сейчас есть небольшая горчинка, что не выиграл. А сейчас уже думаю, что упустил победу. Может, последние метры еще сильнее толкаться надо было?! –

     А фотография ликующего после финиша российского победителя Никиты Крюкова, стоящего на коленях с расположенными сзади в одну линию лыжами с откинутой назад его головой над которой распростертые руки с трехцветными палками и лежащим на снегу побежденным другом, останется в веках.
 
                ВОЗРОЖДЕНИЕ ОЛЬГИ МЕДВЕДЦЕВОЙ

      Да, в день защитника Отечества 23 февраля 2010 года биатлонистка Ольга
Медведцева вместе со Светланой Слепцовой, Анной Богалий-Титовец и Ольгой Зайцевой выиграли главную золотую медаль России на олимпиаде Ванкувер-2010. Эта победа поставила Медведцову Ольгу в ряд великих чемпионов.

    Для этого ей пришлось одержать много побед. Благодаря упорному труду, начиная с детской спортивной школы, она взошла на олимпийский пьедестал Солт-Лейк-Сити-2002.
 
    Первый тренер чемпионки Ольги Заморозовой (девичья фамилия) Гарри Эллер вспоминает: - С тренировок не уходила, пока не пробежит на 2-3 км больше, чем задано. В отличие от многих никогда не говорила: "Я брошу". И не бросила. Ни спорт, ни родную школу. Постоянно помогает ей инвентарем, часто приезжает и встречается с ребятами. Среди тех, кто, открыв рот, смотрит на несгибаемую медалистку, наверное, уже растет новый чемпион.-

    Еще в начале 90-х годов у неё появились золотые и серебряные медали. Пришла слава и любовь. Затем замужество и дочка Даша. Но спорт она не бросила. Через два месяца после родов Ольга вернулась на лыжню. Результаты её не удовлетворили. Счастливый случай с биатлонистами, и её приворожили к этому виду спорта. Правда, ей пришлось научиться метко стрелять. В 2000-2001 г.г к её медалям добавилось "золото" на чемпионатах мира. А в 2002 году в олимпийской гонке на 10 км в Солт-Лейк-Сити она получила золотую медаль.
 - Каждая из наших девчонок, набегавшись, только и мечтают, чтобы послать этот биатлон куда подальше. И только став олимпийской чемпионкой, я поняла, ради чего работала.- В этих словах Ольги Медведцевой вылилась трудность и радость биатлонового спорта.

    Перед второй в её жизни олимпиадой (Турин-2006) , она имела травму ноги и,
конечно, в сборной России на неё особо не надеялись. Ольга же  в индивидуальной гонке на 15 км сумела о серебриться медалью. И вдруг разразился непоправимый скандал. Допинговый контроль после финиша обнаружил в организме Ольги присутствие запрещенного вещества кафедрона. Международный олимпийский комитет лишил её медали и дисквалифицировал на 2 года. А главное, от своих же чиновников услышала: "Сними форму, не позорь Родину!" В аргументы, что она лечилась и получала препарат от врача, никто не поверил. Это был такой шок, от которого она отходила очень долго.

    В эти два года в жизни Ольги Медведцевой произошли важные события. Она
стала мамой сына Арсения Медведцева ( олимпийский чемпион Медведцев Валерий второй муж Ольги) и начала карьеру телезвезды. Все это помогло ей почувствовать лыжню под ногами. К возвращению в спорт её подстегнули  муж и друзья. Вот что сказал Валерий Медведцев: - Может, ты рано решила уйти? И твой спортивный срок еще не закончен? Возможно, тебя окунули в грязь только затем, чтобы ты снова вышла на биатлонный стадион.-

    Решающим моментом возвращения Ольги в спорт стал звонок тренера женской сборной Польковского - Немцы сообщают, что ты не собираешься возвращаться. -
 - Ах, думаю, уже немцы начали за меня решать?! Не дождетесь! –
 - Кроме этого Богалий мне названивала все время. Она у нас мама-квочка, ухаживала за всеми. И Полковский все время бубнил, чтобы я возвращалась, и всем доказывал, что я побеждала честно. Кстати, тут у меня несколько раз допинг-пробы брали. Так что ко мне претензий нет. - 

     Что касается возвращения, то  - Психологически было не так сложно, все-таки я могу справиться с собой. А физически тяжело. Я родила ребенка, отъелась, и обретать прежние формы было очень сложно. Но потихоньку, через "не могу", я
начала тренироваться…Я ребенка кормила до ноября, а уже в декабре побежала. Объемы у меня были – мама дорогая! –

   О секретах побед. – Дети – это дополнительный стимул. Я бы рекомендовала немецким и французским девчонкам не бояться рожать детей и возвращаться на более высокий уровень. Мы же показали им, в чем на самом деле секрет наших побед. –

    -Это Зайцевой надо писать пособие. Она очень быстро в форму вошла. У неё возвращение получилось такое – позавидовать можно. Да и Анна еще в декабре на Кубке Европы ребенка кормила, а в феврале Олимпиаду выиграла.

    У меня в Турине шапка с головы слетала, и сейчас волосы мешали. Мы со Светкой (Светлана Слепцова) пошли в салон и там, в одно время, правда, с помощью разных мастеров, обрели неотразимый победный вид –

    Судьба распорядилась так, что главным творцом победы биатлонного квартета
стала Ольга Медведенцева. Она на третьем этапе эстафеты биатлонисток
переломила ход соревнований и обеспечила Ольге Зайцевой, стартовавшей последней, 44,8 секунды опережения. С таким преимуществом проиграть Зайцевой уже было нельзя. Наши же спортсменки представляли золотую высоту пьедестала. Но все понимали, что сегодня день Ольги Медведцевой.

    И еще, сразу же после победного финиша она заявила. – Если через двадцать лет вы услышите об Арсении Медведцеве, (сын Ольги), знайте – это наш. -

                ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

     На олимпиадах высвечивается героический труд не только спортсменов, но их тренеров. Очень важный труд также многих других специалистов, обслуживающих  заслуженных и начинающих олимпийских спортсменов. О них можно узнать из первых уст наших медалистов ванкуверских Игр – 2010. Мое предположение, что после прочтения высказанных российскими спортсменами – победителями о своем героическом отношении к спорту, читатель найдет ответы на большинство своих вопросов.
    А еще я хочу напомнить, приведя полный текст своего стихотворения (2005) об
истоке олимпизма в России. Напомню также, что в статье "Размышление после олимпиады", посвященной олимпийским Играм – 2006 в Турине, я уже упоминал о
графе Рибопьере, удостоенным миссии благородной нивы для всходов олимпизма в России.

                27.04.2010
                ИСТОКИ
               
                Стоит на излучине
                Монастырь
                Сотни лет!
                При нем погост –
                Знаменитый
                Усопшими
                Вечным покоем.
                Но одно
                Из надгробий
                Земля поглотила.
                Сколько тайн?
                Чья это жизнь?
                Подверглась
                Забвению.
                Только надпись
                В граните
                Нам указка к разгадке
                Смысла
                Жизни
                Человека в зените.
                Вот он!
                Участок третий,
                В первом ряду
                Почивший граф
                Рибопьер.
                Образован, умен,
                Но, главное, спортом
                Был увлечен.
                Владелец коней,
                Ипподромов.
                Меценат,
                Один из основателей
                Общества российских
                Атлетов,
                Как меценат
                Русского спорта
                Вошел в состав МОК.
                В нем сияло
                Бескорыстное добро.
                И с Олимпийских игр
                Четвертых по счету
                Двое русских борцов
                Привезли серебро.
                А для участия,
                В Играх пятых,
                Он инициировал РОК.
                Мир обратил внимание!
                На русский спорт
                И графа старание.

                Георгий Иванович
                Рибопьер
                Всевышним
                Был удостоен
                Миссии
                Благородной нивы
                Для всходов олимпизма
                России.
                И только сейчас,
                Девяносто лет спустя,
                Ему установят
                От нас
                Надгробный памятник
                На Новодевичьем
                Погосте.
                23.03.2006
               
 

               
               










               


Рецензии