Пушкин и мы

 
      Как-то, "гуляя" по сайту Стихи.ру, я вышла на страницу Евгения Михайловича Барыкина. Первое произведение в его списке называлось "Пушкин и мы". Название заинтересовало, я щёлкнула мышкой и прочла вот такой интересный вопрос:

 
 "КАКАЯ СТРОКА У ПУШКИНА -
           стихотворная или даже прозаическая -
                ОБРАЩЕНА ИМЕННО К ВАМ?

Только не подумайте, что задающий этот вопрос свихнулся. Лишь дайте ответ: не было ли у Вас такого ощущения (такой вспышки сознания) при чтении какого-либо его произведения:
"А вот эта строка написана лично мне!" - ?
Он писал её, и, конечно же, не предполагал, что именно вот эта строчка будет  адресована именно Вам. Но вот так сошлось..."

 
Ну, конечно же, было такое ощущение... множество раз. Особенно -  в детстве. И поплыли перед глазами воспоминания.
 
  У нас дома «жила» большая, толстая (видимо, юбилейное издание) книга «А. С. Пушкин» . «Жила», - потому что она не стояла на полке, а была самой читаемой книгой моих бабушек. Странички в ней со временем становились ветхими, зачитанными. С книгой обращались очень бережно, ей отводилось особое место в  шкафу со стеклянной дверкой.
    
  Самое первое произведение, с которым я познакомилась через бабушек , была, как это ни покажется странным, поэма «Медный всадник». Мне было всего пять лет, но прочитать на книге: «А.С. Пушкин»,- уже могла.
 
  И этот, неизвестный мне тогда Пушкин, наводил  страх, потому что в его книге жил железный всадник на железном коне, и появлялся он тогда, когда река разливалась.
   
  Надо сказать, что в то время наша великая река Лена разливалась в ледоход, куда ей хотелось. И в эту пору моё воображение рисовало всадника на железном коне. У него была непременно красная накидка, сапоги-ботфорты, усы. Этот страшный образ постепенно переходил в образ Кота в сапогах и страха становилось меньше. 
 
  Но уверенность в том, что это написано для нас и про нас жила несколько лет в моём воображении. Я воспринимала эту поэму, как предупреждение, что в весенний разлив реки, может появиться такой же страшный медный всадник.
   
   А какие чудные считалочки выдёргивались бабушками из серьёзных произведений А. С. Пушкина.

Вот, к примеру, такая:

"Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
"Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?"
Поп ему в ответ: "Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?"

А в конце добавлялось от себя:
« Будешь плакать, будешь ныть, - всё равно тебе водить»!

Или такая, из «Спящей царевны»:

«В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила»...

-Будешь плакать, будешь ныть, всё равно тебе водить.

Или такая:

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил:
«Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да, хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися»…

На кого выпадало слово «покажися», тот в игре и водил.
    
  Каждый вечер, перед сном, открывалась  дверца старинного книжного шкафа и доставалась заветная книга. Бабушки  читали вслух, отыскивали подходящие под считалочки отрывки и выписывали в тетрадку, на которой  было написано: «Считалочки для внучки».
К утру  появлялась новая запись.
  Засыпала я под чтение и разговоры, с каким-нибудь, нарисованным детским сознанием, новым образом. Пиковая дама, например, носила у меня чёрное платье, туфли на высоких каблуках, шляпу с цветами, а на плече у неё висела мамина белая сумочка.

Я каждый день выходила во двор с новой считалочкой. Как же меня за это уважали мальчишки! И никому не давали в обиду.

Считалочки жили долго.
Как-то  шла я с маленькой дочкой мимо своего старого двора и услышала:

«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».

-Будут резать, будут бить, всё равно тебе голить.

     Я подумала, что дело моих бабушек и творчество Пушкина ЖИВУТ! И в тот же вечер для своей пятилетней дочки открыла книгу «Сказки А.С. Пушкина».


Рецензии
А я читать научилась по сказкам Пушкина. Были тогда большие картонные книжки с картинками. Мама мне читала их каждый вечер, а я внимательно следила за текстом и в результате как-то само собой получилось умение читать.
Удачи вам!
с уважением,

Наталия Антонова   03.12.2014 08:24     Заявить о нарушении
Значит, Вы были талантливым ребёнком.

Людмила Индигирская   16.12.2014 14:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.