Завещание Гингемы

Свободное продолжение сказочных циклов Л.Ф.Баума и А.Волкова. Две главы.


Глава первая. Книга и котёл.

    Аврора была бы самой обычной девочкой, если б не два обстоятельства. Первое – за свои тринадцать лет она никогда не ходила в школу. А второе… Жила Аврора не где-нибудь, а в далёкой Волшебной Стране. Да-да, вы не ослышались, в той самой Волшебной Стране, созданной в стародавние времена волшебником Гуррикапом! Здесь царило вечное лето, здесь разговаривали птицы и звери, а колдовство было так же привычно, как электричество для обитателей большого мира. Но попасть туда было непросто. Гуррикап, устав от людей, окружил Волшебную Страну цепью непроходимых гор и гибельной пустыней, где круглый год дул сухой, обжигающий ветер… 
     Много воды утекло с тех пор! Немало сменилось королей. Имя Гуррикапа сохранилось лишь в старинных летописях, что вели усердные гномы. Однажды в Волшебную Страну прилетели четыре волшебницы. Две из них были добрые – Стелла и Виллина, а две – наоборот! Это были родные сёстры, Бастинда и Гингема. Впрочем, они с детства испытывали друг к другу стойкую неприязнь. Чародейки, утомлённые суетой большого мира, где не осталось места для магии, решили поселиться в Волшебной Стране. Они разделили спорную территорию на четыре равные части. Стелла стала править в Розовой Стране, Виллина – в Жёлтой, Гингема – в Голубой, а её старшая сестра, Бастинда – в Фиолетовой. Центральную часть заповедного края волшебницы оставили свободной.
- Так мы будем реже встречаться, - проворчала Гингема, смерив злобным взглядом конкуренток. Красавица Стелла и мудрая Виллина согласились, а Бастинда только раздражённо пожала плечами.
     Впрочем, спустя какое-то время в Волшебной Стране объявился ещё один колдун, Великий и Ужасный Гудвин. Он-то и занял пустующую территорию, построив там чудесный Изумрудный город.
     Аврора, о которой у нас пойдёт речь, жила в самом центре Волшебной страны, в нескольких часах ходьбы от Изумрудного города. К тому моменту, когда ей исполнилось тринадцать, Гингема и Бастинда погибли, побеждённые Феей Убивающего Домика. Ну а Великий и Ужасный улетел за горы, передав трон Страшиле Мудрому (Страшила был заурядным огородным пугалом, пока не получил от Гудвина замечательные мозги – мешочек набитый иголками и отрубями).
     Как уже сказано, Аврора была самой обыкновенной девочкой. Она не ходила в школу, но только потому, что на её родине школы – большая редкость. Но погодите завидовать! Аврора училась, как это и полагается в её возрасте. В Волшебной стране родители отдавали своих детей в подмастерья, и к совершеннолетию ребята овладевали каким-нибудь полезным ремеслом. Мальчики становились кузнецами и пахарями, девочки – докторами или ткачихами. Аврора была подмастерьем… у ведьмы. 

***
     День был серый и скучный. С самого утра на небе собирались тучи, и к вечеру зарядил противный, моросящий дождь. Аврора сидела у окна и смотрела, как дорожка, ведущая от калитки к дому, постепенно превращается в грязное болото. Наставница Авроры, госпожа Берта, засветло отправилась в город – там у неё были какие-то важные дела, о которых юной ученице знать не полагалось. Перед уходом госпожа надавала Авроре целую кучу поручений. Во-первых, перебрать сухие лягушачьи головы, во-вторых, почистить от копоти маленький котёл, и, наконец, поддерживать огонь под большим, в котором уже третий день варилось неприятное на вид зелье.
     Аврора была не очень-то высокого мнения о своей наставнице. По её представлениям, настоящая ведьма должна жить в пещере, как Гингема, и повелевать целой страной. А лучше – жить в прекрасном замке, как Стелла. И, разумеется, тоже кем-нибудь повелевать. Госпожа Берта жила в аккуратном домике, на окраине небольшой деревни. И, ясное дело, никем, кроме пары кошек, не повелевала.
     Аврора оторвалась от созерцания мокнущего под дождём садика и с тяжёлым вздохом отправилась драить котёл. В доме Берты было несколько комнат – маленькую спальню занимала Аврора, спальню побольше – хозяйка дома. Ещё была гостиная, библиотека и большая комната в глубине дома – магическая лаборатория. Это было мрачное и в то же время удивительное место. С потолка свешивались пучки ароматных трав и связки высушенных мышей, на вбитых в стены гвоздиках разместилась целая коллекция звериных черепов. Они скалились и словно наблюдали за Авророй пустыми, тёмными глазницами. У дальней стены разместился огромный, закопчённый камин, сложенный из дикого камня. Над огнём висел тяжёлый медный котёл, в котором булькало тёмно-зелёное варево. Перед камином, на резной деревянной подставке лежала магическая книга госпожи Берты. Старый, тяжёлый том, переплетённый чёрной кожей, был закрыт. Девочке запрещалось читать книгу, и, несмотря на любопытство, она не рисковала нарушить запрет. А вдруг хитрая колдунья, не доверяя ученице, перестраховалась каким-нибудь заклинанием? Откроешь книжку и превратишься в паука или жабу…
     Аврора опустилась на стоявший возле камина табурет и подбросила в огонь несколько поленьев. Понаблюдав, как языки пламени лижут смолистые брёвна, она поставила на колени маленький котёл, перевернув его вверх дном.
- Терпеть не могу эту работу! – проворчала Аврора. Госпожа Берта часто говорила сама с собой, стряпая какое-нибудь сложное зелье, и девочка переняла у наставницы эту привычку.
     Аврора лениво возила тряпкой по медному боку котла, пока не увидела в нем своё отражение. У неё были красивые рыжие локоны, небрежно собранные в хвост. Лицо молодой ведьмы обычно выражало недовольство или скуку. Её зелёные глаза словно говорили: «Видите, какие страдания выпали на мою долю? А ведь я достойна большего, чем прозябать в подмастерьях!»
     Аврора хотела научиться колдовать, действительно хотела! Но чему можно научиться, целыми днями надраивая котлы?! Заклинания, которым учила её госпожа Берта, по мнению Авроры не стоили внимания. Ну, в самом деле, кому нужны заклятия, изгоняющие гусениц с грядок или охраняющие урожай гороха от прожорливых ворон?! Аврора хотела заниматься магией, а не огородом! Поэтому училась девочка нехотя, а госпожа Берта, считая ученицу не очень-то способной к магии, не давала ей сколько-нибудь сложных заклинаний.
     Кое-как начистив котёл, Аврора занялась лягушачьими головами. В них недавно завелась плесень, и теперь надо было отделить хорошие головы от испорченных. Неприятная работа, что и говорить! Девочка бросала засушенные черепа в два кувшина, не слишком заботясь о том, насколько тщательно будет выполнена работа.
- Мяу! – из самого тёмного угла комнаты послышалось неприятное, резкое мяуканье.
     Аврора вздрогнула и рассыпала лягушачьи головы на пол.
- Ах ты! – юная ведьма всплеснула руками. – Яга! Посмотри, что ты натворила?!
     Из-под старой, разлохмаченной метлы вылезла чёрная кошка и, сверкая зелёными глазами, уселась посреди комнаты. Это была любимица Берты, поэтому ей позволялись всякие вольности.
- А что я натворила? – спросила Яга. У неё был скрипучий, ехидный голосок. 
- Ты меня испугала, - проворчала Аврора, собирая заплесневелые черепки. – Вот когда-нибудь схвачу тебя за шкирку и отправлю прямиком в котёл…
- Угрожаешь? Ох, и достанется тебе от госпожи за такие слова! А, впрочем, тебе и так достанется…
- О чём это ты? – насторожилась Аврора.
- Сама думай. Я тебе не скажу – ты же меня в котёл бросить хотела, - кошка, довольная собой, покинула комнату.
     Аврора нахмурилась. Теперь ей самой начало казаться, что она забыла о чём-то важном.
- Котёл начистила… Головы перебрала… Дрова в камин подбросила… - девочка медленно загибала пальцы. – Что ещё?
     И тут, её взгляд упал на большие песочные часы, которые стояли на полке, среди пыльных баночек и склянок с готовыми зельями. Песок из верхней колбы почти пересыпался в нижнюю, оставалось лишь несколько песчинок…
     Аврору прошиб холодный пот. Она вспомнила – госпожа Берта приказала ей добавить в зелье какие-то травы. Сделать это нужно было в тот момент, когда песок закончит сыпаться – не раньше и не позже. Иначе зелье будет погублено.
     Аврора вскочила на ноги. О каких травах говорила наставница? Две части мяты и одна мелисы?.. Или омелы? Тонкая струйка песка иссякла. В тот же миг зелье угрожающе забурлило, над котлом начал подниматься густой белый пар. 
     Аврора, как всегда, слушала госпожу в пол-уха и теперь горько пожалела об этом. Пусть будет мелиса, в отчаянии решила она, и сорвала с гвоздика пучок сухих трав. На то, чтобы отмерить при помощи весов нужное количество листьев и размельчить их в каменной ступке, уже не было времени. Котёл вовсю гудел и плевался ядовито-зелёными каплями. Аврора приблизилась к пылающему камину, прикрываясь рукой от горячих брызг, и бросила траву в котёл. Зелье зашипело, переливаясь через край, во все стороны полетели ярко-красные, обжигающие искры. Девочка попятилась и зацепила ногой подставку, на которой лежала тяжёлая магическая книга…
     Когда заклинания Авроры срабатывали не так, как полагается, например, вместо травы на клумбе появлялись земляные черви, она обычно говорила: «Могло быть и хуже». Но только не в этот раз. Хуже быть уже не могло. Аврора с ужасом наблюдала, как старинный фолиант соскальзывает с пюпитра и летит прямиком в раскалённый котёл. Книга погрузилась на дно, и в тот же миг варево перестало бурлить, а очаг – сыпать искрами. Аврора застыла, прижав ладони к лицу – сквозь растопыренные пальцы были видны округлившиеся от испуга глаза. У несчастной волшебницы мелькнула безумная мысль: может ещё не поздно спасти книгу? В этот момент котёл взорвался.
     Аврору отбросило на середину комнаты. Мутное зелье выплеснулось на пол, забрызгало стены и потолок. Девочка, мокрая с головы до ног, на четвереньках покинула комнату и плотно затворила за собой дверь.    
- Ой! Что я наделала?! – захныкала Аврора, поднимаясь на ноги. На чистый ковёр гостиной стекали струйки неудавшегося зелья. – Что теперь будет?!
     Из-за кресла хозяйки, недобро щурясь, появилась Яга.
- Интересный рецепт, - желчно сказала она. – Действие первое: добавьте в котёл вашу магическую книгу… Это зелье назовут в твою честь!
- Брысь! – Аврора стянула с ноги туфельку и запустила этим снарядом в кошку. Яга возмущённо мяукнула и ретировалась.
       Девочка решила, что первым делом помоется и сменит платье. А там, глядишь, что-нибудь придумается. Однако ничего путного не придумывалось: Аврора ходила по дому, заламывая руки, и не решалась заглянуть в лабораторию. Она не представляла, что скажет наставнице, когда та вернётся из Изумрудного города. Уничтожить магическую книгу – да за такое мало превратить в паука! Правда, сама Аврора не видела, чтобы госпожа Берта кого-нибудь превращала в пауков или, положим, в червей. Но легче от этого почему-то не становилось. Вдруг, раньше у старухи просто не было повода?
     Наконец, Аврора набралась смелости и зашла в лабораторию. Здесь царил настоящий разгром. На полу стояли зелёные лужи, котёл треснул и сорвался с крюка. Пучки трав, гроздья сушёных мышей и лягушек – всё промокло и уже не годилось для колдовства. Кое-где, в лужах, плавали листы из погибшей магической книги. Аврора нашла только одну-единственную страницу, по какой-то причине оставшуюся сухой. Она аккуратно сложила её, спрятала в карман и покинула лабораторию.   
     Что делать теперь? Аврора была сиротой, и ей было некуда идти. Но и оставаться в доме наставницы она не могла.
     Побросав в корзинку немного еды и накинув плащ, юная ведьма отправилась куда глаза глядят.

     Госпожа Берта вернулась домой на следующее утро. Её встретила Яга и доложила обо всём, что произошло накануне вечером (она всё ещё злилась на Аврору за туфельку и поэтому не стеснялась преувеличивать). Старуха заглянула в лабораторию. Она ничего не сказала, только покачала головой. 
     Об утраченной книге Берта не жалела – это была всего-навсего копия. Оригинал она хранила в прочном железном сундуке, и уж конечно, не стала бы оставлять возле открытого огня. Глупая девчонка сбежала – вот что плохо.
     Кто теперь будет убирать весь этот беспорядок и драить котлы?..

Глава вторая. Ведьма и змея.

     Аврора шла всю ночь, не разбирая дороги. Только с первыми лучами солнца она укрылась в небольшой фруктовой роще и, завернувшись в плащ, прилегла под раскидистым деревом. Где-то вдалеке рокотали громовые раскаты, с темного неба срывались редкие капли дождя.
     Силы оставили Аврору, и она быстро погрузилась в тревожный сон. Ей снилась госпожа Берта – ведьма летела на метле среди туч, и всполохи молний освещали её разгневанное лицо. Аврора знала, кого ищет сердитая колдунья.
-  Погоди же у меня, негодная девчонка! Я превращу тебя в скользкую улитку! Слышишь?! – кричала старуха, и гром вторил ей, словно эхо.
     Аврора вскрикнула и проснулась.
-  Просто сон, - пробормотала она, оглядевшись.
     Дождь давно закончился, солнечные лучи ласково согревали землю. В зелёных кронах весело щебетали и переговаривались разноцветные попугаи. Девочка потянулась и сбросила плащ, которым укрывалась ночью. Её туфельки и подол платья были в грязи.
-  Фу, на кого я похожа! – скривилась Аврора.
     Живописную рощу, где она заночевала, пересекал прозрачный, звенящий ручей. Молодая колдунья умылась и почистила одежду. Сорвав с ближайшего дерева несколько сочных персиков, она села на берегу ручья и свесила ноги в воду. Ей следовало подумать, что делать дальше.
- Вернуться назад я не могу, - вслух размышляла Аврора, наблюдая, как серебристые рыбки играют в догонялки. – Возможно, что госпожа и не станет превращать меня в улитку… Может, она посадит меня в чулан и заставит чистить котлы… А это ещё хуже! – девочка вздрогнула, живо представив гору закопченной посуды. – Нет, обратная дорога мне заказана!
     Неожиданно, из-за деревьев послышался горестный стон. Наверно, кто-то полез на дерево, нечаянно свалился, и теперь ему нужна помощь, решила Аврора. Она поспешно поднялась, надела туфельки и прислушалась. Опять кто-то стонет, вон за тем деревом!
     Аврора была немного ленивой, но всё-таки доброй девочкой, и она поспешила на выручку.
-  Кто здесь? Кто это стонет?
-  С-сюда… Я здесь…
     Аврора раздвинула кусты и остановилась, удивлённая и немного испуганная. Стонала змея, зажатая между двух гибких ветвей. Она вся исхудала и походила на высохший коричневый ремешок.
-  Это ты звала на помощь? – спросила Аврора, не решаясь подойти ближе.
-  Я! Ос-свободи меня, пожалуйс-ста… Иначе я умру от голода…
-  Как ты туда попала?
-  Это всё противные птицы, - злобно прошипела змея. – Они устроили мне ловушку! Раздвинули упругие ветки… Один попугай притворился раненым и заманил меня на это дерево. Тут-то птицы и выдернули распорку…
-  Зачем они так поступили? – нахмурилась Аврора. – Может, ты их чем-то обидела?
-  Кто, я?! – возмутилась змея. – Ну таскала яйца из гнёзд… Так ведь и мне есть хочется!
-  Ты поступала плохо, разоряя гнёзда, - строго сказала юная ведьма.
-  Вот как?.. – змея смерила собеседницу холодным, немигающим взглядом и вкрадчиво поинтересовалась: – А ты, наверно, никогда яйца не ешь?
     Аврора смутилась. Возразить на это было нечего.
-  Так ты меня освободишь?
     На плечо ведьмы сел попугай и резким голосом произнёс:
-  Не подходи к ней. Она ядовитая!
-  Кыш отс-сюда! С-сам ты ядовитый! – змея забилась так, что зажавшее её молодое деревце раскачалось. – Я змея-яйцеед! Мы вообще не кусаемся, понятно?!
     Попугай с возмущённым криком взлетел и скрылся в листве.
-  Ты же меня не бросишь умирать здесь? – спросила змея несчастным голосом.
-  Не знаю, - колебалась Аврора. – А ты обещаешь не кусаться?
-  Да чего ты слушаешь этих попугаев?! Это же самые глупые птицы на свете! Не кусаюсь я!
-  Хорошо, так и быть… - Аврора подошла к дереву и раздвинула ветки. Змея тут же скользнула в траву.
-  С-спасибо!
     Аврора пожала плечами и вернулась на берег ручья, к прерванным размышлениям. Прошло несколько минут, и вдруг, из травы послышалось шипение:
-  О чём задумалась?
-  А, это ты? – ведьма опасливо подобрала ноги. От соседства изголодавшейся змеи, пусть даже и яйцееда, становилось как-то не по себе. – Да так, просто размышляю… Ты, наверно, есть хочешь?
-  Хочу. Сейчас попугаи не подпустят меня к гнёздам, придётся ждать ночи.
-  Постой-ка! – Аврора взяла корзинку и достала оттуда пару сырых куриных яиц. – На, ешь.
     Змея накинулась на угощение. Она проглатывала яйца вместе со скорлупой, широко раскрыв пасть и вытаращив глаза.
-  Приятного аппетита, - сказала Аврора, надкусывая персик.
-  И тебе тоже! – змея выглядела довольной. – Меня зовут Кассандра.
-  А меня Аврора, - представилась девочка и осторожно пожала кончик протянутого хвоста.
-  Что ты делаешь так далеко от людских селений? Заблудилась?
-  Нет. Сбежала, - вздохнула Аврора и начала рассказывать свою историю. Ей хотелось выговориться, а змея-яйцеед оказалась благодарным слушателем.
-  Ну и дела, - прошипела Кассандра. – Ты что, действительно собиралась стать ведьмой?
-  Конечно! Но у этой, - Аврора махнула рукой в неопределённом направлении, - разве чему-нибудь научишься?! Может только гусениц с грядок прогонять и бородавки заговаривать. Досталась бы мне в наставницы Гингема, она бы не учила всяким глупостям!
-  Тебе нужна новая наставница, - посоветовала Кассандра. – В Волшебной стране хватает могущественных колдунов. Гингема и Бастинда погибли, но остаются ещё Стелла и Виллина! Попросись в ученицы к одной из них.
     Аврора задумалась. Фея Розовой страны владела секретом вечной молодости, а фея Жёлтой могла предсказывать будущее по магической книге. У них было чему поучиться!
-  Возможно, стоит попробовать, - произнесла девочка.
-  Конечно стоит! – змея закивала плоской головой. – Ты возьмёшь меня с собой?
-  Тебя? – удивилась Аврора. – Зачем?
-  Как зачем?! Люди увидят, что ты дружишь со змеёй!
-  Вот-вот. Зачем мне это?
-  А затем! – прошипела Кассандра. – Все решат, что ты не просто какая-нибудь девчонка, а самая настоящая колдунья!
-  Да? – Авроре эта мысль показалась забавной. – Все правда так подумают?
-  Ещё бы! – Кассандра заползла к своей спасительнице на колени. – А ещё мы, змеи, славимся своей мудростью.
-  Я думала, это совы славятся мудростью, - скептически заметила Аврора, которой было не очень-то приятно держать на коленях змею.
-  Птицы?! Вот ещё! – презрительно фыркнула Кассандра. – Заметь, это я всё утро давала тебе мудрые советы, а не какая-нибудь сова!
-  Хорошо, хорошо, уговорила! – сдалась Аврора. – Идём вместе.
     Змея, недолго думая, скользнула юной ведьме на плечи и свернулась кольцом вокруг шеи, словно ожерелье. Аврора едва сдержала крик.
-  Итак, ты уже решила, куда мы сначала? – дружелюбно спросила Кассандра.
-  Не знаю, - Аврора попыталась взять себя в руки. – Пусть будет Розовая страна. 
-  Тогда нам на юг. Вперёд!
     Аврора быстро привыкла к новой подруге. Путешествовать в одиночку не слишком приятно. Зато теперь ей было с кем поговорить и обсудить планы на будущее.


Рецензии