Тайна символа дао

1. У ИСТОКОВ БЫТИЯ
Примечание: написано в соавторстве с физиком-теоретиком Романом Воробьевым

На протяжении столетий динамика развития изображалась в виде закона единства и борьбы противоположностей (все остальные законы должны следовать из него – закон качественных изменений, закон отрицания отрицания ). Этот закон, старый как мир, считался единственным и  естественным источником развития. Существование противоположностей — добра и зла — мыслилось равновесным, неотделимым друг от друга. Их извечная борьба, убеждали нас, и есть развитие. Действительно, что может быть очевиднее Дао, двух капель: черной и белой, стремящихся занять каждая место другой? Их обязательное взаимопроникновение, представленное на символе черной и белой точкой, означает: противоположности различны и борются лишь на внешнем уровне, а на внутреннем они едины и даже совпадают.
Казалось бы, всё здесь правильно — можно привести достаточно примеров из  жизни, когда зло, так ненавидимое нами, оказывается необходимым  условием для сохранения и совершенствования добра. Или когда добро, побеждая зло, отрицает само себя, становясь своей противоположностью. Однако  тут следует учесть, что теория о жизненном опыте, выводимая из этих примеров, зачастую бывает оторвана от самой жизни. Как капельки Дао, в которых есть пребывание, но нет истока.
Сразу же возникает вопрос: а надо ли исток искать вообще? Разве мир не самодостаточен, как система Дао? Всё, что существует, находится в движении, от которого мы не в силах ничего отнять и к которому ничего не можем прибавить. Если такой порядок вещей кого-то и не устраивает, то только того наблюдателя, который, пытаясь постичь смысл этого движения, в противовес его изменчивости ищет неизменности и потому всё больше и больше убеждается в абсурдности вечной борьбы противоположностей. Но ирония жизни в том и состоит, что каждый из нас испытывал когда-либо нечто подобное — стоит только вспомнить. Хотим мы того или нет, но все мы связываем некую спасительную нерушимость с истоком бытия, которому движение как развитие должно беспрекословно подчиняться, и ищем этот исток, не так ли? Может быть, только от неумения его найти наш ум изобретает философию, в которой это звено отсутствует.
Но попытаемся всё же вырваться из плена привычных аналогий, которые, будучи проводимы всегда поспешно, а пересматриваемы намного реже и  медленнее, очень часто вводят нас в заблуждение. Если мы всмотримся в закон единства и борьбы противоположностей поближе, то увидим, что фундаментом развития в объективном мире является вовсе не существование противоположностей, а нечто другое.
Рассмотрим простой пример: деформация в пьезоэлектрике создает в нём электрическое поле. Трудно здесь усмотреть динамику взаимодействия в борьбе между противоположностями: отрицательной и положительной частями деформации или наличием и отсутствием электрического поля,  которые на самом деле никак не «борются», а просто сменяют друг друга. Взаимодействие наблюдается, скорее, между категориями не противоположными, образующими дуальную пару «деформация — электрическое поле». Этим термином мы назовём связь, благодаря которой смещение между противоположностями на входе передаётся на выход в системе, в которой нарушили равновесие: деформация «есть / нет» и как следствие – электрическое поле «есть / нет» (или деформация «+, -» и электрическое поле «+,  -»). При нарушении равновесия в системах все взаимодействия ведут себя аналогично – от сопротивления проводника и температуры в нём до инфляции и безработицы. То же касается и нравственных систем. Таким образом, источник смещения между противоположностями всегда заключается не в них самих, а в передаче изменений посредством каузальных связей. Знание этого очень важно: оно позволяет представить развитие мира в  виде цепи причинений, которая имела начало, а не безначальной или  замкнутой, как в случае с символом Дао. Это подводит нас к мысли о Боге, Творце всего сущего, Который является по отношению к миру Началом, Первопричиной, Кого Библия не зря называет «Альфой и Омегой, Первым и Последним». Ибо если развитие имеет свой источник вне противоположностей, то нужно, чтобы был КТО-ТО ПЕРВЫЙ, Кто произвел смещение в первом звене всей стремящейся к  бесконечности цепи причин и следствий, цепи дуальных пар, которая есть, ни много ни мало, наш мир, Вселенная. И со стороны этого КОГО-ТО такое действие будет считаться ТВОРЧЕСКИМ АКТОМ, сразу же исключающим в развитии одну противоположность из двух возможных (это и есть передаваемое по цепи смещение).
Наше наблюдение, продолженное мыслью, убеждает нас в том, что исток бытия связан с неизменным Богом, Который привёл всё в движение, находясь  вне всякой борьбы противоположностей. Неизменность — основное качество Первопричины, вечносущего Бога Творца. Если бы это качество было присуще и нравственной сфере человека, в мире не было бы смерти – вечные ценности приносили бы людям вечное счастье. Но  такое могло быть возможным лишь при условии, что никто не востребует исключенные Богом противоположные ценности, тем самым подчиняя развитие изменчивости -  борьбе чёрного с белым…
Мы знаем из Библии, что условие вечного счастья не было соблюдено людьми. Человек поддался искушению проверить, так ли уж оно обязательно. Символ Дао – это, в принципе, и есть запечатление того момента, когда запретный плод с дерева познания добра и зла впервые был сорван. Однако здесь нужно сделать ещё одно уточнение. Дао – не что иное, как перенос закона логических антиномий (каким, в сущности, является закон единства и борьбы противоположностей) на нравственную систему объективного мира. Такой перенос абсолютно не может быть оправдан, ибо нравственная ситуация, которую человек решил проверить своим грехом, никак не сводима к антиномиям логического мышления. Действительно, мышление человека может рассматривать противоположности лишь в их соотношении друг с другом (т.е. в их единстве и взаимоотрицании). Но как только рассматриваемые категории включаются в  нравственную систему («субъект выбора — объект — моральный выбор»), она сразу же выходит далеко за пределы логики. Ведь нравственное сознание имеет дело не с абстрактной возможностью обеих противоположностей, а с конкретным выбором одной из них. И в этом уже проявляет себя открытость развития дуальных пар, а не замкнутость развития черной и белой капель Дао. Последние (мы в этом не сомневаемся) были придуманы, чтобы скрыть за ширмой логики истинное значение данной человеку Богом моральной свободы. Тронув запретный плод, человек выбрал зло, а не единство добра и зла, как обещал ему искуситель.
Итак, есть все основания считать, что борьба добра и зла не вечна. Развитие может прекрасно обойтись и без неё. А раз так, добро должно иметь один источник, а зло — совсем другой, что, несомненно, исключает их единство и взаимопроникновение. Источником добра для всей Вселенной является Бог, «Свет истинный», дающий жизнь (Ин.1: 4,9). Источником зла в мире является сатана, ангел света, который извратил свою сущность (Ин. 8: 44). Качественного равновесия между ними быть не может, ибо последний оторвал своё бытие от истока.


Роман Воробьев,
Игнат Меренков,
1999 г.


Рецензии
Логически безупречное доказательство. Нас ловко пытаются провести, подменив абсолютные понятия добра и зла относительными, сотворенными понятиями плюса и минуса.
Кроме того, просто красиво написано.
Успехов!

Выдумщик   28.10.2010 17:34     Заявить о нарушении
Вот еще микроошибка: "Хотим мы того или нет, но все мы связываеТ", заменить последнюю букву на "М"

Выдумщик   28.10.2010 17:35   Заявить о нарушении