Дыхание по имени Oxygene

Кислород… Мы вдыхаем этот газ каждую минуту и настолько привыкли к нему, что задумываемся о его ценности только тогда, когда его начинает нам не хватать.
Некогда Тот, Кто сотворил Землю, создал человека из праха земного, но вначале это был просто скелет, обтянутый плотью. И лишь тогда, когда Творец вдунул в его лицо дыхание жизни, человек стал душою живою.
Что мы видим на обложке жарровского альбома? Ту же картину: наша планета — не просто небесное тело, а живой организм. Однако отберите у нее дыхание жизни — и она превратится в мертвую кость, обтянутую кожей. «Oxygene» — это как предостережение человеку, способному довести Землю до экологической катастрофы, так и гимн первозданной чистоте природы, тому элементу ее атмосферы, благодаря которому возможна жизнь.
Газ, которым мы дышим, невидим. Каким бы он был, если бы мы смогли его увидеть? Думаю, именно таким, каким его изобразил Жарр — нежным, как перламутр и прозрачным, испускающим мягкое свечение.
Воздух, разумеется, состоит не из одного O2. В этом альбоме Жарру удалось с помощью простых изобразительных средств выделить из хаотичной смеси молекул чистый кислород. Вот почему эта музыка одновременно опьяняет и трезвит, вызывает чувство восторга и заставляет задуматься. Совершенно неземная, фантастическая, она в то же время так близка нашим чувствам.
____________

Представим себе первого человека, который в только что созданном мире впервые вдохнул. Наслаждение абсолютной чистотой — такое ощущение вызывает первая часть «Oxygene»’а. Плавные переливы звуков сменяются динамичной кульминацией, показывающей, что жизнь — это еще и цепь осмысленных действий. Однако с каждым действием, с каждым шагом взору открываются необозримые горизонты, и разум перед ними замолкает, растворяясь в безмолвии.
Вторая часть — полет. Человек обрел крылья ангела… Именно ангела, а не Икара, потому что в этом полете нет опасности разбиться — есть лишь наслаждение беспредельной свободой. Возникает желание освоить атмосферу, которую только что вдохнул, слиться с тем громадным простором, который никак не умещается в пространстве легких. Композиционно вторая часть, пожалуй, самая сложная в альбоме. Спокойный и уверенный разбег – и вот музыка поднимает над землей. Вначале полет сдержан, но потом приходит осознание, что летишь наяву, а не во сне. Душу переполняет восторг и хочется испробовать, на что способны крылья. После нескольких головокружительных фигур наступает фаза свободного планирования. Зрелище бескрайних просторов, проплывающих под тобой, настолько захватывает, что кажется, будто ты уже не летишь, а неподвижно висишь в воздухе… Однако, как сказал поэт, «Сколько ни длится тема полета, все возвратится к теме земли». Пора снижаться. Не оттого, что крылья устали, а оттого, что есть другие чудеса, которые нужно увидеть. Но расставаться с небом так не хочется…
Третью часть условно можно охарактеризовать как лес, населенный всякими тварями – от самой маленькой букашки до громадного ящера. И всем этим тварям первый человек должен дать имя. Вот он садится в позу Роденовского мыслителя и… Какие сочетания звуков пришли ему в голову — это уже другая история и Жан Мишель расскажет ее как-нибудь в другой раз.
Четвертая часть переносит нас на берег моря. Соленые брызги, свежий бриз… Игра дельфинов успокаивает, и человек смежает веки…
Но вот наш Адам уснул. А знаете для чего? Чтобы по пробуждении увидеть ту, которая создана из его ребра. Такую картину навевает первая половина пятой части альбома, полная лирического настроя и ощущения таинства. Вторая половина пятой части — ворвавшиеся в жизнь новые отношения, новые заботы, которые еще не стали бременем. Кажется, творческие силы неисчерпаемы. Столько всего еще предстоит познать и совершить… Динамика и мажор второй половины 5-й части напоминают бег героев вновь созданной Нарнии из сказки К.С. Льюиса. Такой же приносящий наслаждение и не вызывающий усталости. Но нельзя все время бежать. Рано или поздно надо остановиться, чтобы переосмыслить все происшедшее.
Шестая часть — отдых, которым завершилось сотворение мира. Человеку предоставлена возможность не просто созерцать чудеса природы, получившие печать одобрения Творца, но и осмыслить свою роль в мире, осознать, что все, что создано, надо беречь. Только тогда живой организм по имени Земля сохранит свой знак качества, выраженный в двух словах: «Хорошо весьма».
____________

Думаю, этих же слов заслуживает и музыка французского композитора Жана Мишеля Жарра — полный жизнеутверждающей энергии и торжества прекрасного гимн дыханию по имени «Oxygene».

Игнат Меренков


Рецензии
Очень понравился Ваш рассказ, Игнат! Обожаю музыку Жана Мишеля Жарра!!

С благодарностью и теплом,
Катюша

Катюша Кравцова   20.05.2014 00:50     Заявить о нарушении
Спасибо!

Игнат Меренков   21.05.2014 16:34   Заявить о нарушении