Немного о Музе...
Предзакатное солнце золотистым жаром дрожит в зеркальности волн, медленно и неумолимо скатываясь по розовеющему Западу в контраст горизонта.
На берегу сидит мужчина. Он задумчиво и неподвижно созерцает величие мира, обнажившегося перед его взглядом. Прибрежный ветерок, избавляющийся от собственной дневной знойности, играет с мужчиной. Полощет, как парус, его рубашку, треплет волосы , изредка плескает в лицо мокрую, воздушно-прибойную смесь, вызывая долгожданную улыбку - награду за лестное для него внимание.
Ветерок – неотъемлемая часть созерцаемой картины, невидимая, но вполне ощутимая. Куда ни смотри. О чём ни думай.
Мужчина размышляет о Времени. Не о том, которое читается в стрелках и цифрах человеческих часов. О Времени вообще. С большой буквы. С такой большой, что никогда не знаешь, какую часть её ты видишь – то ли от тебя скрыт всего лишь маленький краешек, то ли – ты видишь крохотный осколок крупинки карандаша, ткнувшегося в полотно мироздания, чтобы вывести на нём эту заглавную, большую «В». Или «Т» - для тех, кому Создатель пишет на английском.
Мужчина настолько поглощён раздумьями, что осторожность подкрадывающейся к нему с спины молодой женщины выглядит совершенно излишней.
Подойдя вплотную, она прикрывает его глаза руками, с улыбкой ожидая ответ на молчаливый вопрос. Он легонько вздрагивает от неожиданности. Через мгновение бережно снимает её руки со своих глаз, целует каждый пальчик, и, не поворачиваясь, по-доброму улыбается.
- Почему ты не испугался ? Ты разве ждал меня здесь, в это время? Только не говори, что ждёшь меня всегда и везде.
- Почему не говорить ?
- Потому что ты всегда так говоришь !
- Всегда ?
- Да !
- Тогда может, уже самое время в это поверить ? – он встаёт, и, обернувшись, крепко прижимает её к себе. – Ну, привет, Фома неверующая!
Женщина с наигранной обидой якобы пытается освободиться из его объятий .
- Я не Фома ! Это вообще мужское имя ! Вот так вот придёшь к тебе порадовать тебя, а ты обзываешься… Возьму и уйду сейчас. Пусти !
Он только крепче прижимает её к себе, смеётся…
- Не для того я тебя всегда и везде жду, чтобы так просто отпускать !
Она перестаёт вырываться, затихает в объятиях , закрывает глаза, уткнувшись лицом в его грудь… Тихонько шепчет :
- Рассказывай , как скучал по мне, чем занимался ?
- Я думал о Времени и о Тебе…
Она смотрит недоуменно.
- Не хочешь поменять местами меня и время ?… А то можно подумать, что оно тебе важнее , чем я… Ой, ладно-ладно, не возмущайся – шучу. Рассказывай ! Я, если честно, соскучилась по твоим рассказам и по тебе … Получил ? За время своё ?
Она смеётся, поднимается на цыпочки и целует его глаза…
- А ты точно хочешь послушать ?
- Точно !
- И не станешь меня перебивать ?
- Не стану !
Он с улыбкой недоверчиво косится, берёт её за руку и подводит к самому краю прибоя.
- Смотри ! – Показывает на скрывающееся в горизонте солнце. –
У нас здесь и сейчас наступает вечер. Знаешь... а ведь он никогда не пройдёт. На Земле всегда где-нибудь будет вечер – и мы можем это видеть, если станем двигаться с определённой скоростью строго на Запад. Если нам не нравится вечер – мы можем всегда видеть Восход, или день , или ночь… И находиться в выбранном времени столько, сколько нам этого захочется… Здесь всегда есть любое время суток, любое время года . Всегда есть встреча, общение, молчание, расставание. Всегда есть добро, зло, свет, тень и тьма… Знаешь, мне кажется, что Время вообще не существует. Есть только движение чего-то. Сознания, восприятия, ощущений… Из утра в день, к вечеру, в ночь, в зиму, весну и лето…
- Извини, перебью тебя. Ты хочешь сказать - у нас есть право остановиться, чтобы никогда больше на расставаться ? Чтобы не стареть и не умирать ? Просто выбрать мгновение, и крикнуть ему, чтобы оно, прекрасное, остановилось ? Или, если нельзя замереть, то может быть ты знаешь направление, в котором необходимо двигаться, и скорость, с которой это нужно делать ? Так же, как с вечером, но только по нашей жизни ?
- Если б знал… Хотя, думаю, в жизни нет ни такого направления, ни такой скорости. Представь – я стою в вагоне поезда, который едет по рельсам, проложенным в огромном трюме гигантского корабля, плывущего по необозримому океану, находящемуся в непрерывном движении на планете, которая , вращаясь вокруг своей оси , движется по орбите вокруг звезды внутри солнечной системы, раскручивающейся по спирали от центра галактики, удаляющейся от места Большого Взрыва, породившего Вселенную, расширяющуюся в Бесконечность … Как ты думаешь – будет ли иметь значение куда и как быстро я сделаю шаг в вагоне этого поезда ?
- Да, пожалуй, что нет…
- А вот и неправильно ! – Мужчина расплывается в довольной улыбке . – Очень даже будет ! Если в этом вагоне вместе со мной будешь ты, я смогу сделать этот шаг и приблизиться к тебе. Причём сделаю его очень и очень быстро…
Он подхватывает женщину на руки и начинает кружить…
- Стоп. Снято. Герои подойдите ко мне. Для всех остальных – 20 минут перерыв. Техники, верните на исходную солнце, приготовьте ветерок, прибавьте интенсивности прибою.- Слегка грузноватый режиссёр устало опускает мегафон… К нему подходит помощница, протягивает чашечку дымящегося кофе, вопросительно смотрит.
- Мы разве будем делать ещё дубль ? Неужели снова что-то не так ?
Он, помедлив, отвечает и ей, и уже вышедшим из съёмочного павильона «Берег» главным героям его фильма.
- Мы будем делать ещё тысячу, да хоть сто тысяч дублей. Мы отточим и отшлифуем каждое движение, каждый жест, вычислим идеальное сочетание «природных явлений», найдём самые сильные, но простые и понятные всем слова . Мы будем добиваться совершенства.
Поймите – наш фильм растиражируют на множество копий , нас посмотрят десятки миллионов людей. И я хочу, чтобы смотрели они его долгие годы, внимательно и многократно пересматривая, открывая для себя всё новые и новые грани нашего искусства…
Главная героиня демонстративно отбирает предназначенный не для неё кофе, делает глоток, фамильярно и крайне недвусмысленно заглядывая в глаза режиссёру.
- Я надеюсь, что ты сумеешь оставить в вечности исключительность моей красоты …
Твоя философия может сто раз поменяться, а моя красота всегда будет будоражить умы и сердца мужчин, пусть даже через двести лет, пусть всего лишь на экране. И твой долг сохранить её и донести сквозь время.
Грозный на вид режиссёр неожиданно превращается в робкого, застенчивого влюблённого, заискивающего перед ослепительно красивой женщиной.
Конечно, милая ! Ты же знаешь, этот фильм – ода тебе, твоей неземной красоте и вечной любви, рождающейся во всех без исключения мужских сердцах при встрече с тобой !....
- Браво, Маэстро, брависсимо ! Я восхищена ! Поражена! – Респектабельная дама восторженно рассыпается в комплиментах возбуждённо-нервничающему композитору только что отзвучавшей новой симфонии, - Никогда не слышала ничего подобного! А я, поверьте, знаю толк в музыке. Со мной такого никогда раньше не случалось –
в какой-то момент прослушивания мне стало казаться, будто я смотрю прекрасный фильм. Я отчётливо увидела каждый образ Вашего гениального творения – томление ожидания, пронизывающего размышления на фоне игры заката и моря, сдерживаемый восторг встречи, глубину этих отношений . Затем я вдруг ощутила твёрдую и , как показалось, холодную руку Творца этой картины … Испугалас разрушения идиллии. Но финал … Финал…
Никогда в жизни я так не верила в неизбывность и неизбежность вечной Любви, в её всепоглощение и всепроникновение… Хочу предложить Вам самые лучшие условия для записи Вашей симфонии – я владею известным музыкальным лейблом. Готова принять любые Ваши условия, даже поступившись принципами и принятой доходностью своей компании. Эта музыка должна звучать всегда ! На самых лучших носителях, в самых великолепных залах. Должна исполняться самыми гениальными исполнителями. Её будут слушать миллиарды ! Слушать во все грядущие времена, до тех пор пока будет жить человечество! Заметьте, я предлагаю Вам контракт не как коммерсант, а как восторженная поклонница Вашего таланта! Соглашайтесь , Маэстро! Я готова вообще отказаться от прибыли, довольствуясь тем, что имя моей компании войдёт в историю первооткрывателем Вашего гения…
Безнадёжно смущённый столь лестной похвалой автор музыки недоверчиво смотрит на собеседницу и вдруг закрывает лицо руками …
- Скажи, а ты правда не вспоминаешь меня ? Мы ведь учились на одном потоке, только на разных отделениях консерватории… Я ведь с самого первого курса и до сих пор … Скромный студент, потом – неизвестный композитор… так безысходно и безнадежно влюблён в тебя …
- Как ты думаешь, не слишком ли много громких и высоких эпитетов ? Не переборщил ли я ? – Седовласый мужчина, откладывает только что прочтённый печатный лист, обращаясь к молодой девушке с арфой в руках.- Да и вообще – нужны ли все эти навороты с философией, которую снимает режиссёр в фильме, сочинённом композитором, которого придумал и описываю я ?
Девушка задумчиво перебирает струны, отвечает не сразу…
- Знаешь, а это не моя забота. Моей задачей было поселить в тебя чувства и непреодолимое желание поделиться ими со всем миром. А уж в какую форму ты их облечёшь – дело твоё… Хоть в прозу, хоть в стихи … Я вдохновляю, а не диктую… Скажи, можно мне снять это ничего не прикрывающее платьице и выкинуть наконец-то этот непонятный инструмент? А то меня начинают посещать мысли, что мы скатываемся в фетишизм и извращения…
- Конечно-конечно… Я и не думал, что тебя раздражает данная атрибутика. Наоборот – считал, тебе так удобнее, привычнее…
- Мне удобнее в джинсах. Да и привычнее в них же. А вот скажи – я в джинсах и с сигареткой останусь для тебя по-прежнему Музой, или ты изменишь своё отношение ко мне ?
- Да брось ты! Неужели ты и вправду так думаешь? Я люблю тебя, а не твой образ… Нет, и образ, конечно, люблю… Но только тебя в нём. А уж джинсы там, платьице, сари или кимоно… Да без разницы… Я люблю тебя.
- Почему же ты в таком случае думаешь, будто мне важна форма твоих повествований, а не их смысл или чувственность ? Я ведь вполне отчётливо слышу, что ты восславляешь меня и твою любовь ко мне, когда описываешь всех этих героинь. Я в чёрном по белому легко вычитываю все краски твоих переживаний в словах твоих же героев… Да, мне очень-очень хочется, чтобы твои книги были талантливы и стали бестселлерами, издавались огромными тиражами и переводились на многие языки. Хочется, чтобы умные люди поняли тебя и прочувствовали твою любовь ко мне, восхитились или позавидовали бы нам… Но, поверь, даже если никто ничего не поймёт…
Уставшая кисть прощальным мазком расстаётся с написанной картиной. Холст принимает тепло её краски, как щека впитывает последнее поглаживание любимой руки перед долгим, кто знает – может и навсегда - расставанием влюблённых…
Зрелых лет художник неуверенно отступает, присаживается на стул, продолжая пристально смотреть на картину, словно боясь что-то упустить, забыть… Достаёт сигарету, закуривает, глубоко втягивая дым, долго и протяжно выпуская его. После нескольких затяжек переводит взгляд на натурщицу, улыбается и кивком головы подзывает к себе. Она накидывает лёгкий халатик, непринуждённо и грациозно подходит к мужчине, вынимает у него из губ сигарету, затягивается сама, переводит взгляд на картину и возмущённо, с кашлем, давится дымом…
- Ты столько лет заставлял меня держать тяжелую арфу, а сам нарисовал её лежащей на столе ? Я столько времени позировала тебе обнажённой. Долгими часами, днём и ночью - всегда , когда бы ты только не пожелал. А ты сделал меня второстепенным персонажем при каком-то неприлично седом дядьке ? Что это за глупое платье на мне ?
Хорошо, хоть прозрачное, а то совсем бы обиделась… Так что ты нарисовал-то?
- Не нарисовал, а написал .- Художник смеётся,- Тысячу раз ведь тебе говорил. Ты пока ещё очень молода и слишком красива. Ты хочешь видеть вокруг только отражение собственной красоты. И ты совершенно права в своём желании. Сейчас. Но пройдёт не так уж много лет, и ты перестанешь любить зеркала, устанешь от безуспешных поисков былого блеска в смотрящих на тебя мужских глазах . Тогда ты по-другому посмотришь на мою, нет – нашу картину. Увидишь седого писателя, вдохновлённого тобой на написание мудрой и доброй книги о многие годы безответно и тайно влюблённом композиторе, благодаря силе своих чувств создавшему Великую Симфонию, слушатели которой словно бы видели процесс съёмки фильма о Вечной Любви и Вечном Времени Философа и его Возлюбленной… Поймёшь, что это всё о тебе. Ты всегда была и остаешься не просто главной, а единственной героиней. И вспомнишь меня … А вспомнив, вернёшь из небытия… Эх, ты … Арфа, платье…
- А вот солнце у тебя здорово получилось! Правда , классно ! Особенно его отражение в прибое. Это ты здорово придумал. Окно, выходящее на закат…
Художник, тяжело вздохнув и махнув рукой, тем не менее внимательно всматривается в окно своей картины …
- Хватит копаться в песке ! Побежали! Нас ждут, все уже собрались. Меня послали привести тебя. Ты чего тут застрял ?
Маленькая девочка, запыхавшаяся от бега и скорости собственной речи, переводит дыхание, остановившись рядом с мальчишкой, выкладывающим из морской гальки солнце и лучики на песчаной пляжной отмели.
- Я хочу, чтобы здесь всегда было солнце,- тихо отвечает ей мальчик, - Прибой слизывает рисунки, размывает песочные замки, а ветер заглушает мои просьбы, обращённые к солнцу. Теперь пусть они попробуют совладать с камнем !
- Дурачок ты ! Никуда не денется твоё солнце. Вот вернёмся сюда следующим летом – сам увидишь ! Ещё станешь прятаться от него в тень ! – Она берёт мальчика за руку и настойчиво тянет в сторону берега, туда, где высятся белые корпуса детского санатория, закрывающего сезон и отправляющего по домам последних своих гостей… - Слышишь автобус сигналит ? Побежали !
Мальчик нехотя поднимается , отряхиваясь от песка . Недоверчиво смотрит на девочку.
- А ты точно знаешь , что лето и солнце будут, когда мы вернёмся ?
Конечно знаю! Это все знают ! Лето, солнце и море – они вообще бывают всегда. Всегда, когда наступают летние каникулы. А нам нужно только дождаться этих самых каникул…
Пять ангелов наблюдают за удаляющимися детьми и спорят, какой вид искусства выберет, или уже выбрал мальчик. Совершенно неожиданно для них девочка вдруг останавливается, оборачивается и показывает ангелам язык. Делает реверанс и бежит догонять мальчика.
Ангелы улыбаются и машут руками ей вслед…
В разрыв облаков ,невесть каким образом образовавшийся в плотной небесной пелене , выглядывает солнце. Оно пристально смотрит на выложенный камнями образ себя.
И остаётся довольно…
Свидетельство о публикации №210042801135