Письмо Г. Малинецкому о математической истории

*Георгий Малинецкий-
Доктор физико-математических наук, профессор,
зав. сектором Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН.

Здравствуйте, Георгий (...)
Дело в том, что на старших курсах в Академии я заинтересовался прогнозированием будущего...
За последние 2года я пока не изучил всех материалов по данной проблематике, но с некоторыми моментами я категорически не согласен...
Будучи студентом я думал о Прикладной истории, когда писал дипломную по исторической концепции Броделя и "Школе Анналов", тогда это было еще неосознанное "движение", но вот в конце 2008г. появилась возможность выходить в интернет, и я стал искать работы по прикладной истории и ее прогнозированию, но нашел только Математическую историю...Читал некоторые диссертации философов, которые больше философствовали, пытаясь логически обосновать модели и концепции, но с реальной исторической наукой подобные мудрствования плохо соприкасались.
= Я не согласен с понятием математической истории, так как история - это не точная наука,и в разработках не учитывается психологический фактор (менталитет) и поведение людей, которое, увы, нельзя разложить на формулы и уравнения, для этого следует прибегать к методологии социологов (и коллективной психологии), которую начал изучать, пока только очень медленно продвигаюсь (есть и другие занятия)в этом деле...
Далее
считаю, что историк (исследователь) должен выстраивать модель, которую должны проверять математики, специалисты в своем деле;Вы понимаете, что, если историк будет заниматься вопросами математики - из него не выйдет историк, а математик за дебрями проблематики гуманитариев не станет спецом в своей области... даже уже на понятийном уровне возникает масса проблем и сложностей, так что считаю, что в области прогнозирования и моделирования исторических процессов следует быть весьма осторожным...
Я поддерживаю ваши начинания, желаю всяческих успехов, но, как человек усвоивший один из важнейших принципов исторической науки - могу сказать: нельзя заниматься наукой без методологии, за что часто обвиняли историков...Да, нужно объединить усилия людей из различных областей знания, используя принцип междисциплинарного синтеза, который чрезвычайно популярен в современном мире...К сожалению пока я не могу внести посильную лепту, так как, занимаясь обработкой информации, не могу пока подготовить статью со своими наработками в области методологии...
Мне кажется, уже в названии "математическая история" накладывается отпечаток чрезмерной схематичности исторических процессов - можно математику и ЭВМ применять для вычислений экономических данных, расходов, убытков и т.д., но историей движут не только системы, но и люди-массы, которые ломают всякие системы, опять, подчиняясь инстинктам - выживанию, потреблению, воспроизводства и т.д., причем в каждой культуре свой какой-то допустимый минимум...Вот вкратце мои мысли...
еще раз скажу - я вас поддерживаю и желаю всяческих благ и успехов...


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.