Новопашин Владимир Николаевич
Папа закончил с 1951 году Киргизский педагогический институт, физико-математический факультет. С 1951 по 1957 год работал в средней школе в посёлке Каджи-Сай, на берегу Иссык-Куля. В 1953 году я родился в этом посёлке.
Кроме преподавания физики в школе, папа тренировал волейболистов, занимался альпинизмом, сохранились свидетельства его зимнего похода по труднодоступным местам, которые даже летом относились к маршрутам высшей категории сложности.
С 1957 по 1992 год папа работал учителем физики в средней школе № 6 в посёлке Кош-Тегирмен, сейчас это город Кара-Балта. За время работы папа подготовил более 50 победителей и призёров республиканских олимпиад по физике. Когда-то в олимпиадах участвовал и я. Папа заставил меня перебраться учится в Новосибирскую ФМШ. После ФМШ я закончил НГУ, как и желал того папа.
В Киргизии не ходить в походы, в горы невозможно! Но горы таят опасности. У папы не было случаев, чтобы кто-нибудь из его группы, которую он вёл в горы, случился бы какой-нибудь несчастный случай. Не было такого, чтобы кто-то пострадал. Одним из методов, каким это достигалось, было предотвращение бахвальства . Папина школа выживания была очень простой, основывалась на лучших человеческих качествах и знаниях. На его уроках физики преобладала логика, юмор и смех.
Советы Владимира Николаевича Новопашина
В походе.
Если у человека есть какие-то сомнения идти в поход, подниматься на вершину, если он чувствует себя неважно, то не нужно бороться с собой. Можно вместо восхождения остаться в палаточном лагере, позаниматься полезной работой или просто отдохнуть. Интуиция иногда подсказывает человеку возможные опасности и не нужно пренебрегать этими чувствами. Не нужно из чувства азарта переплывать незнакомое озеро, а плавать нужно для того, чтобы получать от этого удовольствие. Когда человеку приятно плыть в воде, его не схватит судорога.
Нельзя пренебрегать народными приметами, советами и предупреждениями местных жителей.
Не всегда местные жители ссылаются на высшие силы, но пренебрежение их мнением о лавинной опасности, опасности причинения другого ущерба здоровью недопустимо.
В горах маленький ручеек после обеда может превратиться в бурный поток.
В походе не нужно упиваться дискомфортом. Элементарная гигиена, удобства, аккуратность, чистая смена белья не противоречат походу. Не полениться сделать удобной и тёплой постель на ночь.
Аккуратность и предупредительность способствует тому, чтобы спички были сухими даже после проливного дождя.
В спортивных соревнованиях.
Папе играл в команде мастеров в волейбол. Его игра была связана с защитой задней линии, куда приходились сильные удары. Основная роль отца в игре заключалась в поддержании спокойствия в команде. Мягкость приёма мяча способствовала более лёгкому второму приёму этого мяча после взятия первого сильного удара.
По мнению отца, нельзя расстраиваться из-за того, что судья подсуживает другой команде. Нужно быть сильнее других, чтобы при прочих неравных условиях выиграть. Иногда судья всю игру подсуживает одним, а в конце, когда игра уже сделана, "свистит" в другую сторону, для пущего вида своей объективности.
Помню, спортсмены , тренеры Спортивного лагеря поехали в магазин на моторной лодке. Папа им - возьмите вёсла ! Те - да ладно, здоровенные, сильные люди... Папа ещё им сказал, что рябь подозрительная, чтобы не отплывали далеко от берега. Ровно через 200 м у них отказал мотор. А вплавь - как то им неудобно бросать лодку, они в одежде, с документами. И тут поднялся сильнейший шторм, ветер, волны захлёстывают лодку - мы с отцом - к ним. Я натерпелся страху, а отец учил держать лодку под тупым углом к волне, когда мы подплыли, все тренеры были в воде, а их лодка перевернулась. Едем к берегу - а мужики обсуждают, куда бы их мог утащить шторм без вёсел .... Кто-то потерял документы, деньги , - но у всех была какая -то эйфория - спаслись!...
При решении задач по физике и математике. Насчитали 50 папиных учеников, которые были победителями и лауреатами (1- 3 место) республиканских олимпиад по физике.
Важно понять суть задачи, а затем уже подумать, какие теоремы, законы сохранения, принципы могут быть применены. Какие приближения можно применить, где можно чем-либо пренебречь.
Какие уравнения материального, энергетического, теплового баланса можно применить. Если упругие соударения, то сохраняется кинетическая энергия и перенаправляется импульс. Если соударения не упругие, то кинетическая энергия при соударении переходит в тепло.
Папина школа выживания мне помогала всегда. Однажды я заплыл в озеро Иссык - Куль ночью так далеко, что яркость огней южного и северного берега была неразличимой - хотя северный берег гораздо ярче, но на южном берегу может быть такая ситуация, что яркость огней - одинаковая. Я не знал , куда плыть, а расстояние между берегами больше 60 километров, глубина - около 200 метров. Меня охватила паника, ударило по ногам, но я смог вспомнить наставления отца, о том, что надо думать. Я лёг на спину на воде и стал соображать, потом поднял руку и почувствовал ветер в ладони - а ночью ветер дует в море - вот и было найдено направление, как плыть к берегу! Через два часа я уже брёл по берегу, и предавался философским размышлениям о жизни.
Провалиться в горах в трещину и выбраться, несмотря на дикую боль, общаться со стаей полудиких собак - мне помогала папина школа выживания, умение вспомнить в критических ситуациях законы физики, мотивации нападения и защиты.
Никогда мои родители, проработав всю жизнь в школе, не рассуждали и не шутили в классе насчёт религии.
На фото - папе 70, 28 апреля 1997 года
Свидетельство о публикации №210042800541
С уважением, Виктор из Омска
Виктор Перепёлкин 20.02.2012 00:50 Заявить о нарушении