Страна Воронов

Пай родился в бедной крестьянской семье, всё детство провёл, валяясь в тёплом сеновале и поедая пироги своей матушки. Матушка настолько любила пироги, что даже сына назвала пирожком. Он часто смотрел на своих грубых неотёсанных родителей, покрытых грязью и потом, на их толстые пальцы, мозоли на ладонях, и просто не верил, что он – их сын. Пальцы Пая были утончёнными и белыми, как пальцы господ, черты лица благородны и красивы. Иногда он даже думал, что повитуха подменила его и ребёнка богачей, неизвестно по каким причинам. Пай с детства хорошо рисовал, его родители просто диву давались – в их семье никогда не было талантливых людей, все только и знали толк, что в пирогах да животноводстве. Пай частенько валялся на сеновале, смотрел в синее небо, пожёвывая колосок, и, закрывая глаза, мысленно рисовал в этом небе девушек, танцующих в поле, русалок, расчёсывающих длинные зелёные волосы и небесных немыслимых птиц, отливающих существующими и несуществующими цветами.
Когда Паю исполнилось восемнадцать лет, в их дом приехали гости и привезли в подарок Паю настоящую скрипку. Он очень долго боялся брать в руки этот инструмент, ходил вокруг да около, присматривался, нюхал новую древесину, покрытую лаком, проводил ладонью по холодному корпусу. Скрипка что-то шептала ему, он никак не мог разобрать слов. Гости сидели за столом, смеялись и пели, шум окружал именинника и скрипку, не давая возможности расслушать слов инструмента. Пай тихонько взял скрипку, засунул за шиворот бедной рубашки смычок и выбежал из дома. Никто не заметил его отсутствия, все были пьяны и веселы, и до Пая никому не было никакого дела. Пай побежал в ночное поле, ничего не видя перед собой, колоски щекотали босые ноги, а шум застолья плавно стихал, оставляя позади веселье. Пай пробежал ещё несколько минут, остановился и прислушался – ничего. Полная тишина, никакого пения и шума, только редкое стрекотание кузнечиков и свист тёплого ветра. Пай уселся на холмик, достал из-за пазухи смычок, прикоснулся им к тугим струнам, провёл. Тихий плач скрипки взлетел над полем и повис, затих, оставив какую-то таинственность и неповторимость, этот момент был особенным, святым, Пай понимал это и ждал, пока пройдёт волнение, и стук его сердца перестанет слышаться в тишине поля. Затем он снова провёл смычком по струнам, уже более смело и уверенно, потом ещё раз, затем заиграл в полную силу, хотя до этого ему никогда не приходилось держать в руках скрипку. Плач полился над тёмным полем, заставляя даже звёзды вытирать украдкой слёзы, кузнечики замолчали и столпились вокруг Пая, ветер, несущийся мимо, обернулся и застыл, заслушавшись божественной музыкой, льющейся из скрипки.
- Гений, он гений! – стрекотали кузнечики.
- Он божество! – свистел ветер, аплодируя лопухами.
Пай на секунду остановился и прислушался – ему показалось, что плач льётся не только из скрипки, ему показалось, что кто-то плачет невдалеке, горько и печально. Пай положил скрипку на траву и пошёл навстречу плачу. Он почти ничего не видел в темноте, но был уверен, что идёт в правильную сторону – плач приближался. Вскоре Пай увидел в черноте ночной травы ворона, который плакал и хрипло бормотал что-то себе под нос.
- Что ты плачешь, Ворон? – спросил Пай. – Тебя растрогала моя чудесная музыка?
- О нет, нет! – ответил Ворон. – Это не музыка, это всё моя страна… Страна Воронов.
- Страна Воронов? – удивился Пай. – Разве есть такая?
- Есть, Музыкант, есть… Это самая прекрасная страна на свете, страна, где сбываются мечты. Там самый свежий воздух, самая вкусная пища, самые красивые женщины… Отовсюду звучит прекрасная музыка, цветы наполняют мир своим благоуханием… Твоя музыка напомнила мне о ней, о стране моих предков… Твоя музыка красива и печальна, так же красива, как Страна Воронов.
- Так почему ты не там, Ворон? Почему ты не взмахнёшь крыльями и не полетишь туда сейчас же?
- О, молодой человек, если бы всё было так просто… Меня изгнали из моей страны навеки…
- Но в чём же дело, милый Ворон? Расскажи мне о своей беде, может я смогу помочь тебе?
- Ах…  В моей стране правит очень древний род, род Белых Воронов. Издревле правителями нашей страны были только белые вороны, а мы, чёрные – обычные жители, послушные своим господам. Так вот, молодой человек, я влюбился в принцессу Белую Ворону. Я часто летал смотреть на неё, когда она неспешно прогуливалась по яблоневым садам. Она была такой прекрасной и такой белой, что я не мог долго смотреть на неё, глаза мои начинало резать от её яркой красоты. Ничего более прекрасного на свете я не видел, потому что и нет ничего прекраснее её! Однажды она уронила пёрышко, яркое мягкое пёрышко из её прекрасного крыла, а я подобрал его и прижимал к груди, как сумасшедший, покрывая его поцелуями. Я совсем обезумел от любви, и тут… Тут увидел, что она смотрит на меня. Она взглянула меня как раз в тот момент, когда я целовал её пёрышко… Я хотел улететь, думал, она позовёт стражу или просто рассмеётся надо мной… А она! Она оказалась такой же прекрасной внутренне, сколь и внешне! Она подошла ко мне и заговорила со мной своим божественным голоском… Мы долго прогуливались по саду и разговаривали, между нами вспыхнуло необычайное чувство, расцветшее как прекрасный цветок. Я часто прилетал к её дворцу, и мы бродили по её саду, беседовали и танцевали. Всё было так прекрасно, так прекрасно… Но однажды нас увидел её отец. Он вытолкал меня за двери дворца и приказал страже изгнать меня из страны, потому что Белым Воронам категорически нельзя общаться с чёрными… Король боялся, что принцесса не сможет меня забыть, поэтому запретил мне возвращаться на родину…  А ещё от ласточки, гостившей в нашей стране Воронов, я узнал, что король выдаёт принцессу замуж! Толпы белых принцев обивают пороги её дворца, претендуя на её руку и сердце… - Ворон закрыл крылом лицо и снова заплакал. – Вдруг она всё же выберет кого-то из них, вдруг?!
Пай стоял в недоумении, всматривался в черноту перьев Ворона и всей душой сочувствовал ему. Тут его глаза вспыхнули, и на лице появилась хитрая улыбка.
- Ворон, милый Ворон, не плачь! – вскрикнул Пай. – Я знаю, как помочь тебе! Знаю, что надо делать! – от радости Пай даже стал приплясывать по холодной траве.
- Чем ты, бедный музыкант, можешь мне помочь? – огорчённо сказал Ворон. – Разве что утешить меня своей красивой песней?
- Я не только музыкант, я ещё и художник! – вскричал Пай. – И у меня полно белой краски! Лети за мной! Сейчас, только скрипку заберём!
Ворон удивлённо взглянул на Пая глазами-бусинками.
- Эй, ну как же ты не понимаешь? – сказал Пай. – Мы покрасим тебя белой краской, ты пойдёшь и женишься на принцессе! Каждую неделю будешь прилетать ко мне и подкрашивать свои пёрышки белым!
В глазах Ворона мелькнула тень надежды, клюв растянулся в улыбке.
- Так летим же, милый Художник!
- Бежим, милый Ворон!
Не обращая внимания на продолжающееся застолье, Пай и Ворон прибежали на чердак, где Пай обычно рисовал. Пай достал свои краски и кисти, и за несколько минут превратил чёрного Ворона в Белого.
- О, спасибо тебе, художник, спасибо тебе, великий мастер! Теперь меня совершенно не отличить от Белого Ворона! – пламенно прокричал Ворон, оглядывая свои белые перья. – Скажи, скажи мне, милый художник, как я могу отблагодарить тебя?!
Пай замялся. Подумал немного, почесал подбородок и промолвил:
- Ворон, милый Ворон! Лети скорее к своей принцессе, пока её злой отец не выдал её замуж, лети! Не забывай прилетать ко мне каждую неделю, иначе краска может смыться с твоих перьев. А попрошу я тебя об одном: я давно мечтаю о вдохновении, чего-то не хватает моим картинам, какой-то жизни, чего-то неуловимого, того, что может появиться в них, только если на меня найдёт вдохновение. Мне нужна муза, нужно что-то, что подтолкнёт меня к настоящему шедевру. Может, когда прилетишь красить перья в следующий раз, приведешь свою принцессу с собой? Ты говоришь, что ничего прекраснее в целом мире не видел? Может, она станет моим вдохновением,  и я напишу лучшую на свете картину?
- Конечно, милый Художник! Я с удовольствием познакомлю её со своим спасителем, а если ещё и удастся  услужить тебе этим – я буду безмерно счастлив!
Ворон улетел, А Пай долго лежал на чердаке и думал о странной истории, приключившейся с ним сегодня. Затем он взял скрипку и до утра играл на ней, печальная музыка наполняла тесный чердак своим очарованием, и Пай чувствовал, что скоро случится что-то великое.
Через неделю Ворон прилетел, и не один, а со своей молодой женой. Она действительно была прекрасна, в ней было столько грации и очарования, что даже слепой не мог не понять, что она принцесса.
- Спасибо тебе, милый Художник, спасибо тебе! – закричал Ворон в лицо Пая. - Теперь она – моя жена! Мы провели старого короля, он ничего не заподозрил!
- Спасибо! – скромно сказала принцесса Белая Ворона прекрасным голосом. – Вы сделали нас счастливыми одной вашей кистью! Вы, верно, волшебник?
Пай растерянно заулыбался. Взял краски, подкрасил Ворона.
- Благодарю тебя, великий Художник! Скажи только, что нужно сделать моей жене? Как ей лучше расположиться?
Пай посадил Ворону на простынь, взял мольберт, краски и принялся рисовать. Принцесса от скуки стала тихонько напевать чудесную песню, её голос был прекрасен и свеж, словно звон колокольчиков в раннем апреле.  Она пела о стране Воронов, о чудесных водопадах и ярких звёздах, о единорогах, играющих в догонялки и о своём прекрасном дворце, в котором ей так чудесно живётся с её молодым мужем.
На улице стало смеркаться, а Пай ещё не успел дорисовать портрет, поэтому попросил Ворона и в следующий раз прилететь с принцессой. Вороны поблагодарили Пая и обещали появиться  через неделю. Как только они улетели, Пай взял скрипку и начал играть мелодию, которую пела Ворона. Он смотрел на недорисованный портрет и играл мелодию принцессы, это давало ему ощущение, что она всё ещё здесь, прекрасная и юная, изящная и неповторимая, прекраснейшее чудо из чудес! Не врал ворон – она самое красивое, что есть на всём белом свете. Его посетила идея – когда он дорисует портрет, он обязательно отвезёт его на выставку, и при этом обязательно будет играть на скрипке эту мелодию, чтобы у зрителей создавалось ощущение, что они видят её, чудесную принцессу из далёкой Страны Воронов.
Всю неделю Пай был как на иголках, ему не терпелось снова увидеть Белую Ворону, он смотрел на неоконченный портрет и невыносимо тосковал по ней, играл её песню и плакал оттого, что это всего лишь голос  скрипки, а не её голос.
Через неделю Вороны прилетели. Пай снова покрасил перья Ворону, затем посадил принцессу на то же место, что и в прошлый раз, и принялся за портрет. Ветер колыхал её лёгкие белые перья, чёрные глаза блестели под лучами солнца, и она снова пела свою божественную песню… Казалось, мир замер вокруг, только она, она – напротив него, и на холсте, везде она и её божественная песня. Он смотрел на неё и не мог оторвать глаз, слушал её, и не верил своим ушам, не верил,  что может быть что-то столь прекрасное в этом мире. В этот вечер Пай закончил портрет, картина была чудесная, принцесса была точь-в-точь как живая. Казалось, вспорхнёт красивыми крыльями, и улетит далеко-далеко, а Страну Воронов.
- Прилетите через неделю тоже вместе? – спросил Пай. Он очень хотел увидеть принцессу ещё хотя бы раз, сама мысль о том, что это их последнее свидание, была для него мучительна и болезненна. – Я расскажу, как прошла выставка, Белой Вороне, наверняка, будет интересно узнать, что говорят о её портрете!
- Конечно, милый художник, мы прилетим вместе. Спасибо тебе, наш спаситель! – поблагодарили Вороны.
Вороны улетели, а Пай всё смотрел и смотрел на портрет Вороны, и как он не пытался отогнать от себя эту мысль, она всё же настигла его. «Я люблю её!!» кричало всё у него внутри, он закрывал глаза и видел её чудесный облик, затыкал уши, но всё равно слышал её чудесное пение.
- Я бы весь мир отдал, только бы она была со мной! – шептал на тёмном чердаке Пай, кусая пальцы, чтобы не закричать от любви.
На следующий день он отвез картину на выставку, работники удивлённо приняли её, восхищённо рассматривая прекрасную Ворону.
-Неужели вы нигде не учились рисовать, юноша?
- Вы ещё и на скрипке играть будете?
- О, что это за прекрасное создание?
- Талант, Боже, какой талант!
- Такой молодой, а уже так рисует!
- А музыка, какая божественная музыка!
Со всех сторон слышалась похвала, богачи предлагали огромные суммы денег за портрет, довольно знаменитые художники подходили к нему и просили научить их его технике живописи. Люди окружили его картину и хвалили её, хвалили его музыку, будто ничего прекрасней во всём свете не было. «Они ещё не видели принцессу, а уже так восхищаются картиной и музыкой… Это всё жалкая пародия на неё, никакое её изображение и никакая музыка не заменят её настоящей!» - думал Пай.
- Молодой человек, я заплачу вам за картину чистым золотом! – шепнул ему на ухо пожилой мужчина, и тут Пай не выдержал. Ему стало противно, ужасно противно от того, что кто-то предлагает ему деньги за Ворону. Картина и музыка – это всё что у него было, самое дорогое, частички её, той её, которой у него никогда не будет. Его персональная принцесса, которую хотят купить эти восхищённые глупцы, не видевшие его музы, не видевшие оригинала этого жалкого плагиата. Пай схватил картину, скрипку и побежал домой, оставив зрителей в недоумении перешёптываться.
Он плакал и целовал картину, играл на скрипке, и в ярости отбрасывал её, злясь на обстоятельства, не позволяющие ему быть с вороной. Он понимал, что никакое искусство, никакие занятия во всём свете не смогут заставить его забыть о ней, да и ничего не сможет принести ему радости, кроме её сказочных песен и блестящих глаз. Не нужны ему были его шедевры, ни слава, ни деньги – ничто не могло сделать его счастливым, только она, принцесса Белая Ворона.
«Я ведь своими руками отдал её другому. Я своими руками крашу ворона, позволяя ему быть с ней. Если бы не я и не мои художества, принцесса никогда не была бы с этим чёрным замухрышкой!»
Сердце Пая ожесточилось, он разозлился на Ворона, считая его помехой для своего счастья с принцессой. Гордыня охватила его, он забыл обо всём на свете, слепо желая только одного – любой ценой получить Ворону, будто она была вещью, а не живой душой.
Через несколько дней Ворон и Ворона прилетели к Паю, счастливые и беззаботные, даже не подозревающие, что надвигается беда.
- Здравствуй, милый художник! - вскричал Ворон, радостно распахнув крылья навстречу Паю.
- Здравствуй! – сухо сказал Пай. – Знаешь, Ворон, ты уж не обессудь … у меня закончилась белая краска! – на самом деле Пай врал, у него было полно белой краски, он спрятал её за портретом принцессы. Пай хотел, чтобы Ворон снова стал чёрным, и король изгнал его из страны, тогда принцесса была бы свободна. Он совсем не думал о том, что сам он не Белый Ворон, и не сможет жениться на ней, он ни о чём не думал, хотел только избавиться от Ворона, чтобы ничего не мешало ему быть с Белой Вороной.
- Как же так? – захлопала глазами принцесса. – Совсем нет? Совсем нет белой краски?
- Простите, я всю её истратил на ваш портрет, ваше величество.
Ворона расплакалась, нервно дёргая крылышками, а Пай всё не мог оторвать от неё глаз, так она была прекрасна.
- Что же… что же нам теперь делать? – растерянно спросил Ворон.
- Мне кажется, надо полететь к королю и во всём признаться, принцесса. Скажите, что это было нелепое недоразумение. Что вы сами не знали, что Ворон – чёрный. – Пай обращался к Вороне, будто Ворона и вовсе рядом не было.
- Это… это та самая картина?  - спросил Ворон, указывая на портрет. Пай кивнул, и Ворон подошёл поближе, чтобы рассмотреть его. Ворона же всё безутешно рыдала у окна.
- А тебе, Ворон, я бы посоветовал не подходить близко к принцессе, своими слезами она может смыть последнюю краску с твоих чёрных перьев. Негоже такой белоснежке и чёрному Ворону рядом ходить! – ехидно сказал Пай. Ворон яростно сверкнул глазами, его задели слова Пая.
- Спасибо тебе, Художник, за всё, что ты для меня сделал. Хоть сколько-то я под небом счастливым походил. Желаю и тебе счастья, надеюсь, ты когда-нибудь полюбишь и сможешь быть со своей любимой!- Ворон взмахнул крыльями и вылетел в открытое настежь окно. Ветер от его крыльев подхватил портрет и уронил его на пол. Принцесса подняла глаза и собралась улететь вслед за мужем, но тут взгляд её упал на банки с белой краской, торчавшие из-за упавшей картины. Глаза её метнули молнию, она моментально поняла весь коварный замысел Пая.
-Ах, белая краска у тебя закончилась, Художник? – вскричала она. – А чёрная, часом, не закончилась?
Пая окатило чувством стыда, разоблачение было позорным и рушившим все его планы. Теперь принцесса никогда не будет с ним, узнав, какой он подлый.
- Нет, чёрная не закончилась… - не помня себя от стыда пробормотал Пай.
- Да, я и вижу! – Ворона схватила банку с чёрной краской и вылила её на себя. Чудесные благородные белые перья сразу сделались чёрными, как у обычных чёрных ворон. Не знай Пай, что она принцесса, он бы принял её за обычную уличную ворону. – Если любимому не быть со мной в моём прекрасном замке, то я буду с ним в его нищете! Ты подлый низкий человек, Художник, но не мне тебя судить! Наша любовь согреет нас в холодном бедном доме моего Ворона, вместо пуховых перин мы укроем друг друга своими крыльями, а что согреет тебя в твоей злобе? Прощай, надеюсь, мы никогда не увидимся! – с этими словами Ворона выпорхнула из окна Пая. Последние её слова были самыми ранящими, самыми страшными, они стучали в голове Пая как проклятие. Всё что он хотел – это всего лишь видеть её, а теперь он никогда не сможет её увидеть. Ему всё было мало, он хотел, чтобы она принадлежала ему, как вещь, а теперь… теперь ему только и остаётся всю дальнейшую жизнь смотреть на её прекрасный портрет и играть её чудесную песню…  Вот так Пай в один момент потерял свою любимую и друга, оставшись наедине со своими творениями, за которые ему сулили большие деньги, но которые не стоили и пёрышка принцессы. Несчастный художник выглянул в окно, чтобы последний раз взглянуть на двух чёрных птиц, улетающих навсегда в далёкую Страну Воронов, фигурки уже совсем исчезали из виду, а в голове до сих пор стояли слова Ворона, звучавшие как издевательство: «Желаю и тебе счастья, надеюсь, ты когда-нибудь полюбишь и сможешь быть со своей любимой!».
Ветер в последний раз донёс до Пая отголоски её песни.


Рецензии