Новая школа

     В начале февраля 2010 года Президент Российской Федерации объявил о курсе на создание новой школы. Вопрос этот давно назрел, а потому мы можем поздравить друг друга: «Сбылось!»
     В средствах массовой информации при этом не было дано развёрнутых комментариев, из-за чего вопрос новизны вызвал интригу, по поводу которой в качестве мечты явилась надежда на то, что в новой школе будут устранены недостатки её предшественницы, о которых далее пойдёт речь. Но, сначала о
               
                ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ      
                ПОЛИТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ
                или отношении к интеллекту нации
     1. Государство создаёт средства для образования населения: общеобразовательные школы и  учебные заведения по профессиональной подготовке. Процесс образования оно рассматривает в качестве услуги.
     2. Получение услуги образования (его количество и качество) является только заботой граждан (детей).
     Примечание: Государство в области образования идентифицирует себя с директором столовой. Как директор столовой готовит помещение для приёма посетителей, разные блюда, нанимает на работу официантов и официанток и предоставляет услугу посетителям. Оно, как и директор столовой, не контролирует, кто из посетителей, сколько и чего съел; более того, в его мышлении отсутствует мысль «Сыта ли нация?».  Посетители (дети) в этой столовой самоопределяются согласно своим пристрастиям.
     3. Школьное образование является начальным этапом социальной дифференциации (расслоения) граждан.
     4. Стране нужно немного людей с высшим образованием и чуть больше – со средним специальным, их количество определяется квотами учебных заведений.
     5. Трудоустройство молодых специалистов подчинено случайности на рынке труда, где «Склад специалистов наёмного труда» – сервисная база экономики.
В своём выступлении, в декабре 2008 года, министр образования и науки сообщил, что из 3,5 миллионов студентов, обучающихся сегодня, экономике страны необходим только 1 миллион, то есть столько подготовленных специалистов смогут трудоустроиться по полученной специальности. 2,5 миллиона молодых специалистов не будут востребованы экономикой страны. Не получая практического применения, полученные ими знания в короткий промежуток времени частично будут забыты, а для экономики устареют. Неэффективность государственных издержек на образование очевидна. Очевидна и неэффективность организаторской работы министерства и  беспомощность работников его аппарата.
     В этом заявлении отчётливо отражается несовершенство системы, которая по итогу своей деятельности безразлична к результату.

    Образование в современной России является замечательным увлечением (хобби) родителей учеников и студентов.

                ДИАГНОСТИКА НЕДОСТАТКОВ  ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
                (взгляд  со  стороны)
     1. Школа предоставляет услугу образования формально: кто, сколько и как усвоил? – данные для отчётности, не более того.
Доказательство тезису. Количество посредственно успевающих и неуспевающих учеников является обыденным явлением отчётности.
     2.  Школа, судя по её структуре, заинтересована в сокращении числа учеников для продолжения их образования в её 10 и 11 классах (это особенно заметно в городах).
Доказательство тезису. При наборе 4, а то и 5 первых классов, выпускных 11 классов, как правило, только два. Основу сокращения численности учеников этих классов составляет с 1 по 9 класс комплекс мер по снижению  успеваемости. Именно низкая успеваемость ученика является основанием для того, чтобы рекомендовать родителям забрать своё дитя из школы и пристроить его то ли в училище, то ли в техникум. Именно низкая успеваемость ученика свидетельствует о формировании в нём безразличия к познанию. Концепцией образования в 10 и 11 классах школы является подготовка учащихся для поступления в ВУЗы. Конечно, было бы неправильно не замечать в этом государственной информационной политики. 
     3. Образовательный процесс, в своей основе, не предполагает возбуждение интереса к познавательной информации и, как следствие, привитие интереса к познанию как главной  сущности быта человека. Поскольку интерес и впечатление являются определяющими факторами занесения человеком информации в долговременную память, игнорирование их школой, с одной стороны, создаёт предпосылки к снижению успеваемости, а с другой – обеспечивает устойчивое торможение в возвышении интеллекта личности. Выдавленные за пределы школы её бывшие ученики в средних специальных учебных заведениях, в большинстве своём, уже не изменяют сформированного школой  отношения к познанию естественнонаучных, а подчас и специальных дисциплин. 
     4. Образовательный процесс организован не эффективно. Преподаватель систематически тратит половину времени урока на оглашение новой информации. Он не учитывает того, что слуховая информация, являясь совокупностью образов фонем, значительно уступает в эффективности восприятия зрительной информации, представляющей разуму образы объектов, их признаки  и отношения с другими объектами действительности, составляющими предметы познания. Зрительное восприятие познавательной информации школа предлагает учащемуся получать из учебников только при занятиях дома, что, по разным причинам, не даёт большого положительного эффекта.  Неэффективность образовательного процесса в школе также обусловлена и другими факторами. Например, тем, что в ходе урока преподаватель контролирует усвоение предыдущего урока только фрагментарно, опрашивая 6 – 8 учеников из 30, а по завершении им темы, когда уже время упущено, выставляет оценки по контрольной работе и переходит к новой теме. У него своя работа. У ученика своя учёба. Например, также тем, что, проговаривая тематическую информацию, преподаватель в ходе лекции лишает ученика возможности самостоятельного труда в обретении познания, предоставляя ему право добросовестно повторить уже сказанное. При выполнении добросовестным учеником домашнего задания он, формирует в памяти познанную им информацию, не задумываясь над тем, для чего преподаватель потратил время на лекцию, когда в книге всё понятно изложено. Известно, куда ведёт дорога, вымощенная добрыми намерениями. Но, помимо сказанного, такая организация общественного труда и отношений в школе порождает определённые черты поведения человека (инфантилизм: всё расскажут; угодничество: надо повторить так, как было сказано; трусость: только бы не спросили; глупость: завтра меня не спросят, так как сегодня уже спрашивали и пр.). Ученик не формирует представлений о проблемности и общественной значимости того, что предлагается ему для познания. «Ну, открыл Архимед свой закон. Что мне с того? - думает ученик, - люди же жили и до открытия этого закона. Ну и потом, больших трудов, похоже, ему это не стоило». Преподаватель не ведёт ученика дорогой открытий, лишая его впечатлений и интереса.
     5. Образовательный процесс превалирует над обучением и воспитанием. Из-за этого школа не обеспечивает формирование у учащегося гармоничного мировоззрения, учитывающего не только научные познания, но и познания жизненно важных терминов, смысла жизни человека и жизненных ценностей, основных представлений об особенностях общественно-экономической формации и вытекающих из неё общественных отношений и др..
     6. Программа пребывания ученика в школе предусматривает, в основном, его труд в области обработки текстовой информации и не обеспечивает гармоничное развитие способностей разума и возвышение качества мышления: не способствует формированию разносторонних интересов, умений и навыков учащихся, не способствует развитию состязательности и коллективизма, как исходных позиций общественных отношений.
     7. Программа обучения не предусматривает привитие  навыков эффективного восприятия и отражения информации, развитие памяти, речевого и творческого мастерства.
     8. Программа школьного образования, в ущерб множеству того, что было бы полезно для взрослеющего человека, необоснованно перегружена познаниями, необходимыми для того или иного вида профессии, которые он должен был бы получить в ходе профессионального образования.
     9. Познавательная информация преподаётся в виде смеси: географию сменяет физика, затем на смену приходит иностранный язык, затем математика и т.д. Это затрудняет формирование тематических баз познаний, требуя, при всяком изменении предмета изучения, восстановления связей между новой и когда-то ранее полученной информацией. Только при подготовке к экзаменам, когда ученик в течение 3 – 4 дней целенаправленно воспринимает информацию одного вида, он повышает эффективность познания предмета, но из-за краткости периода времени на её обдумывание, качество познания не приобретает фундаментального свойства.
    10. Школа, как государственная структура, предлагает ученикам познания по широкому спектру предметов, из числа которых для поступления в ВУЗ, техникум  или колледж абитуриенту необходимы только три или четыре из них. Познания по остальным предметам составляют базис для интеллекта, которым человек может пользоваться по своему усмотрению. Учитывая, что соотношение посредственно и отлично успевающих учеников склоняется в сторону посредственности, то «базис для интеллекта» в большинстве случаев получается «чахлым». С точки зрения экономики трудозатраты школы по формированию такого базиса неэффективны и не имеют видимой полезности для общества. Для социального статуса ученика в будущем этот массив познаний решающего значе-ния не приобретает. После получения диплома по той или иной специальности для чело-века только профессиональные знания, умения и навыки становятся определяющими факторами его социального статуса в обществе.
     Сообщение государства о намерении создать «Новую школу» весьма актуально и хочется надеяться на то, что её концепция действительно обеспечит новизну качества, а проект создания будет поддержан капиталом и известен обществу. Хочется также надеяться, что за термином школа понимается вся система образования и профессиональной подготовки населения, так как только при системном подходе возможно качественное решение проблем. Школа может быть плодородной средой для интеллектуального возвышения нации, если первым пунктом её концепции станет привитие подрастающему поколению увлечённости в обретении познаний, радости новому знанию, потребности к его поиску.
Пока же этого нет. Но есть         
               
                ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЯМА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

     Интеллект человека – это качество его мышления, обусловленное развитыми способностями разума и содержанием памяти.
     Интеллект нации – это мыслительный потенциал населения страны, отраженный в качестве его жизни, а также в доле вклада в мыслительный потенциал человечества, свидетельствующий об уровне развития коллективного разума нации и качестве её информа-ционных ценностей.
     Интеллектуальная яма – это категория, показывающая отставание в развитии мыслительных способностей нации относительно интеллектуальных потенциалов развитых наций в науке, технике, экономике и общественной жизни.
     В пессимистической оценке интеллекта нации можно говорить об интеллектуальном обрыве, прогнозируя вырождение функции интеллектуального развития в ноль.
     Предварительное представление об интеллектуальной яме можно получить, составляя сравнительные таблицы отношений средств цивилизации экспортируемых  страной и средств, поступающих в страну в результате импорта. Более точные представления можно получить, сравнивая число и качество научных достижений, уровни и качество технической оснащённости экономики, качества образования населения, антагонизм классовых противоречий и ряд других факторов.
     О демографической яме говорилось много и понятие этого словосочетания определено. Государство приняло национальную программу по её устранению. Но, торжество момента омрачает предположение того, что увеличение числа рождённых в современной России детей, увеличивает вероятность того, что в будущем большинство из них будет скучать на уроках в школе, толпиться на нижних ступенях социальной лестницы, двадцати лет от роду  познают безработицу;  добыча средств к существованию для них станет первичным признаком духовности.
     Об интеллектуальной яме как-то нет системных дискуссий в СМИ, и создаётся ощущение, что её вовсе не существует. Однако, «утечка мозгов» за рубеж, падение престижа образования, науки, производственных профессий, неэффективность экономики, беспомощность Министерства образования и науки говорит о том, что она есть и нужно только определить её современные параметры.
     Как у всякой ямы этих параметров два: ширина и глубина.
     Ширина интеллектуальной ямы определяется разностью общего числа трудоспособного населения к числу специалистов, работающих по полученной специальности. При желании её можно выразить в процентах. Если эта разность равна нулю, то яма отсутствует. В остальных значениях она имеет явный вид и может стремиться к своему максимуму.
     Глубина интеллектуальной ямы определяется зависимостью от интеллектуального импорта и деградацией жизненных ценностей в обществе.
     В невежественном обществе суждения об интеллектуальной яме не возникают.
     Возможно ли в образовании интеллектуальной ямы увидеть вклад школы? Наверно, да.
    
                КТО  МЫ?
     Ответ на этот вопрос  можно получить в результате ведения «Реестра интеллектуальных проявлений нации». В реестре всего две рубрики: «Нация додумалась» и «Нация не додумалась». Эти рубрики должны составляться на основе имеющихся знаний, и охватывать период, который читателю интересен. В рубрике «Нация додумалась» учитывается, то, что было открыто, изобретено, создано интеллектуальным потенциалом нации. В рубрике «Нация не додумалась» - то, до чего додумались иные нации. Сравнительный анализ составленных рубрик, в любом случае, позволит исследователю сделать заключение об интеллектуальном потенциале нации и, может быть, оценить свой взнос в него.
     Например:
     Нация додумалась:
- разрушить страну СССР,
- разрушить экономику РСФСР,
- увеличить интенсивность сокращения природных ресурсов в интересах экономических интересов иных наций,
- коррумпировать общественные отношения,
- унизить учителя, офицера, врача, инженера, учёного,
- создать среду антагонистических противоречий в обществе,
- озаботиться вопросами обороноспособности страны,
- озаботиться вопросами общественных отношений,
- начать преодоление демографической ямы,
- сохранить возможность пребывания в космосе,
- засеять на больших площадях земли сельскохозяйственного назначения сорняком,
- вырезать лес на больших территориях,
- улучшить жилищные условия ветеранов Великой Отечественной войны,
- создать навигационную систему ГЛОНАС по образцу системы GPRS,
- восстанавливать отечественные военно-промышленный, авто-, судо-, и авиа-строительные комплексы как базис для интеллектуального возвышения,
- развивать экономики иных наций в ущерб своей: дешевая рабсила, ускорение товарооборота и оборота капиталов за счёт импорта, вывоз капитала из России,
- создать «кривое зеркало» для отражения жизненных ценностей нации,
- образование в стране отнести к сфере услуг, предоставляемых государством населению.


     Нация не додумалась:
- сохранить интеллектуальный потенциал, имевшийся в РСФСР,
- строить доступное жильё,
- создать множество средств бытового потребления (батарейки, туалетную бумагу, душевые кабины, электроинструменты и механизмы, персональные компьютеры  и т.д. смотри на прилавках в торговых рядах),
- создать средства мобильной связи,
- создать Интернет,
-     создать навигационную систему ГЛОНАС до появления зарубежной – GPRS,   
- можно продолжить перечень, вспомнив, что скоростной поезд «Москва – Петербург» куплен в Германии, что на строительных площадках экскаваторы и краны, а на автомобильных дорогах легковая и большегрузная техника, в основном, создана интеллектом не нашей нации.
     Не додумались, что образование не может быть услугой государства, что такая концепция ущербна. Образование должно быть служением для возвышения интеллектуального потенциала нации. Служением, в котором и государство, и все его граждане были бы устремлены к общей цели.
     Не додумались, что возвышение интеллектуального потенциала нации требует не столько издержек экономики, сколько политической воли государства. Экономику «тащит» локомотив под названием Капитал, а интеллект или качество мышления людей возвышает Разум, развивающийся самостоятельно в условиях, когда в государстве такое развитие востребовано и установлен культ полезной информации.
     Не додумались, что импорт, удовлетворяя потребительский спрос к виду ввозимого в страну товара, сдерживает необходимость собственных интеллектуальных усилий по созданию его аналога. Из истории народов следует, что увлечение вождями племён блестящими медными пуговицами, привезенными из Европы, отсрочило возвышение интеллекта этих племён.
     Не додумались, что качество среды обитания людей в стране – фактор её оборонной мощи и предмет действительной национальной гордости.

     Надеюсь, что читатель составит названные рубрики в не зависимости от приведенного примера.
     Возможно ли в качестве интеллекта нации увидеть в его истоках школу? Думаю, да.
     А как думаете Вы, мой читатель?

Постскриптум: минуло девять лет и стало ясно о какой школе мечталось Президенту РФ. Смотри по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=aeEdTZWdx2I&t=2033s


Рецензии
Браво!
Вот этому особенное браво: "Не додумались, что образование не может быть услугой государства, что такая концепция ущербна. Образование должно быть служением для возвышения интеллектуального потенциала нации. Служением, в котором и государство, и все его граждане были бы устремлены к общей цели".

Ирина Муратова   02.07.2019 19:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.