Гипноз и педагогика

“Если ребёнок не понимает вас, то это значит, что он
только не понимает значения слов, употребляемых вами”.
К.Д. Ушинский


В окончании главы “Потребность отдыха и сна” Константин Дмитриевич Ушинский отмечает, что “воспитание, заботясь о гармоническом развитии человеческого организма, должно управлять и сном”. Естественно возникает вопрос: “Если воспитание должно управлять и сном в гармоническом развитии человеческого организма, то какие методы в этом управлении имеет право использовать, к примеру, педагог?” — Знает ли воспитатель ответ на этот вопрос?

В одной из книг М.И. Буянова, хорошо известного многим читателям детского психотерапевта, приводится фрагмент из его беседы с учителями: “Нам негде получить нужную информацию, изложенную достаточно популярно. Ведь мы, педагоги, зачастую понятия даже не имеем, например, о гипнозе, аутогенной тренировке и других приёмах психотерапии”.
— Просьбу учителей детский врач-психотерапевт исполнил, рассказал им в своей книге и о гипнозе, и об аутогенной тренировке и других методах, приёмах самогипнотизации. А в конце своего рассказа написал так: “Нужно ли применять аутогенную тренировку в школьных условиях? — Если нет никаких медицинских показаний, то на такой вопрос может быть лишь отрицательный ответ”. Интересный и неожиданный ответ, если конечно знать о том, что в некоторых книгах для учащихся встречаются рекомендации старшеклассникам освоить аутогенную тренировку самостоятельно.

Книга “Аутогенная тренировка” доктора медицинских наук профессора B.C. Лобзина и кандидата медицинских наук М.М. Решетникова написана как учебное пособие для врачей, нейрофизиологов и психологов. Однако и учитель не без интереса ознакомится в этой книге с разделом “Применение метода при обучении”.

“В предыдущих главах при изложении работ различных авторов уже отмечались многочисленные позитивные эффекты аутогенной тренировки, выражающиеся в улучшении функции памяти, внимания и мышления. Попытки использования специфических особенностей фазовых состояний для восприятия и запоминания учебной информации известны с незапамятных времён. Ещё Леонардо да Винчи, основываясь на опыте, рекомендовал своим ученикам, лёжа в постели, повторять мысленно очертания предметов для лучшего закрепления их в памяти. В наше время опыты с гипнотическим внушением, субсенсорной суггестией в бодрствующем состоянии при обучении и воспитании также проводились неоднократно (А.М. Свядощ, В.П. Зухарь, Г. Лозанов и др.). Применение аутогенной тренировки в процессе обучения показало, что она, прежде всего, способствует лучшему восприятию информации, требующей запоминания. (Э.Г. Рейдер, С.С. Либих, И.Е. Шварц, К. Uchiyama и др.). Более широко повышение обучаемости под влиянием аутогенной тренировки трактует А.С. Ромен...
Авторы данной книги считают, что преподавание основ саморегуляции в высшей и даже средней школе было бы весьма целесообразным”.

Мысленно повторять очертания предметов, вспоминать их форму, окраску, представлять образы учебных объектов..., интересно,  но всё это у К.Д. Ушинского называется  активным повторением.


О предложениях старшеклассникам самостоятельно освоить аутогенную тренировку

“В школу должно прийти не только телевидение, кино, радиотехника, но и вычислительные устройства, приборы на полупроводниках, и, может быть, такая новая система обучения, как гипнопедия”
академик А.И. Берг

В последние три десятилетия в обширной и общедоступной литературе, адресованной старшеклассникам, встречается (и неоднократно) любопытное предложение, которое нацеливает учащихся на самостоятельное освоение аутогенной тренировки. С одним из таких предложений я столкнулся лет  20 назад, прочитав на последних страницах сборника статей “Азбука нравственности” о том, что “средних дарований человек использует лишь 4 процента своих нервных клеток. Талантами и гениями становятся те, кому удаётся пробудить и вовлечь в работу хотя бы часть своих дремлющих клеток, поэтому у каждого есть возможность сделаться в 5-10-20 раз умнее и способнее”. Для раскрытия резервных возможностей организма учащимся предлагалось попытаться самостоятельно освоить аутогенную тренировку. “Система психотренировки, которую раньше каждый открывал сам для себя, в настоящее время детально разработана. Она складывается из целого ряда отдельных элементов, которые осваиваются постепенно и в строгой последовательности”. Далее в Практикуме описывается известный порядок выполнения упражнений аутогенной тренировки.

Приведу ещё один пример аналогичной рекомендации учащимся. В 1991 году издательство “Просвещение” выпустило учебное пособие “Учись быстро читать”, в котором отмечается, что “мысленное воображение образов вызывает физические реакции организма, реализующего эти образы. Хотелось бы напомнить читателям: это указанное явление лежит также в основе системы аутогенной тренировки, рекомендуемой нами для повышения эффективности занятий”.

Отмечу и тот факт, что на протяжении долгого времени наши известные учёные врачи-психотерапевты говорят нам о перспективах использования гипнотизации организма человека с педагогической целью. Приведу несколько примеров:
 — “Сегодня (это 1973г., пр. А.М.) как никогда прежде, — пишет доктор медицинских наук, профессор В.Е. Рожнов, — гипноз и внушение находят все более широкое применение в медицине. Раскрываются широкие перспективы для применения гипноза в педагогике...”.
 — “Недалеко то время (это уже 1985г., пр. А.М.), — утверждает доктор медицинских наук П.И. Буль, — когда учёные и врачи будут ещё полнее управлять силой внушения в гипнозе и не только для лечения, но и многих других целей: в воспитании и педагогике...”.
 — “В последние годы (начало 90-х г., пр. А.М.), — отмечает доктор медицинских наук, профессор Л.П. Гримак, — заметно активизировался интерес к исследованию роли и возможностей внушения в педагогическом процессе в системе общего образования. Эффективными в педагогической практике оказались так же методы самовнушения и релаксопедии (психофизическая тренировка)”.

Возможно, наш учитель и не знаком с этими примерами, но в журнале “Народное образование” он мог и должен был прочесть об использовании в обучении медитации: “Какие идиоты эти японцы, тратящие две трети учебного времени начальной школы на танцы, песни, физкультуру и медитацию!.. Нам же впору рапортовать о “выдающемся достижении”: на выходе из общеобразовательной школы нам удаётся у большинства учащихся почти полностью усушить ещё один бесполезный рудимент — правое полушарие. Полагаю, однако, что вместе с этим рудиментом отваливаются и честь, и совесть”. (См. журнал “Народное образование” № 1–2 1999, стр. 10–11. Статья гл. ред. журнала “НО” А.М. Кушнир — “Что посеем, то и пожнём”)

Понял ли российский учитель, что “скрывается” за словом медитация, т.е. чем, кроме пения песен, занимаются учитель и ученик в начальной школе в Японии?
“Медитация представляет собой состояние, в котором достигается высшая степень концентрации внимания на определённом объекте или же, наоборот, полное “рассредоточение” внимания. Имея много общего с аутогенной тренировкой и самогипнозом, медитация обладает и специфическими особенностями”.

Полагаю, что теперь значения слов “аутогенная тренировка”, “самогипноз” и “медитация” стали понятны. Теперь мы знаем, что нашему старшекласснику предлагали и до сих пор предлагают самостоятельно изучить и освоить — азы того, чему учат детей в начальной школе в Японии. Вот только можно ли самостоятельно овладеть приёмами аутотренинга? На этот вопрос доступно всем ответил доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР B.C. Лобзин… так: “Да, можно, как можно самостоятельно изучить иностранный язык или, скажем, овладеть приёмами каратэ”… Он считает, что именно “преподавание основ саморегуляции в высшей и даже средней школе было бы весьма целесообразным”.


Этапы и цель обучения высшей ступени аутогенной тренировки по И.Г. Шульцу
Аутогенная тренировка (АТ-1) и её высшая ступень (АТ-2) были разработаны Иоганном Генрихом Шульцем. В 20-е годы прошлого столетия, работая в амбулатории лечебного гипноза в Бреслау, Щульц поставил себе целью “создать систему упражнений, с помощью которой каждый больной мог бы самостоятельно добиться одной из гипнотических фаз”. В 1932 году аутогенная тренировка как один из методов психотерапии была предложена им к использованию. Простой и активный метод психотерапии, способный нормализовать функции высшей нервной деятельности, воздействовать на эмоциональную сферу и вегетативные функции организма, вскоре получил широкое распространение.

Для чего И.Г. Шульцем была разработана именно вторая ступень аутогенной тренировки? Известный учёный, врач-психотерапевт Я.Р. Докторский отмечает: “Упражнения второй ступени аутогенной тренировки по И. Шульцу выполняются в состоянии погружения (первая ступень аутогенной тренировки). Во время погружения непроизвольно, сами собой возникают различные световые или цветовые ощущения. Их нужно научиться сначала, замечать, затем выбирать, удерживать и, наконец, вызывать. После того, как вы научитесь быстро и спокойно вызывать ощущение тёплых цветов, можно перейти к следующему этапу тренировок. Он заключается в зрительном представлении конкретных предметов, например: солнца или апельсина, затем сюжетных картин: солнечного песочного пляжа, цветущих садов...”. Но в чём же тогда отличие задач аутогенной тренировки  от задач активного повторения?


Сравнение, понимание... в процессе наглядного обучения

В работе “Логика” А.Д. Гетмановой, которая издана в качестве учебника для педагогических высших учебных заведений, в главе “Роль логики в процессе обучения” отмечается, что “большое значение в процессе обучения придавал логике чешский педагог Я.А. Коменский. Он предлагал знакомить учащихся с краткими правилами умозаключений, подкреплять эти правила яркими жизненными примерами... Большое внимание он уделял использованию анализа и синтеза, а также метода сравнения в работе исследователя и учителя”.

Во втором параграфе этой главы учебника, озаглавленном “К.Д. Ушинский и В.А. Сухомлинский о роли логики в процессе обучения в начальной школе”, автор отмечает, что “взгляды Коменского получили дальнейшее развитие в работах великого русского педагога К.Д. Ушинского, автора учебника, по которому учились поколения русских педагогов.

Много внимания уделял К.Д. Ушинский анализу логики в обучении. Он считал, что логика — не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы. По его убеждению, логика должна стоять в преддверии всех наук. Научить ребёнка логически мыслить — главное назначение обучения в младших классах, основой же развития логического мышления должно стать наглядное обучение.

В качестве приёма развития логического мышления младших школьников К.Д. Ушинский широко применял сравнение, считая его наиболее эффективным приёмом и утверждая, что без сравнения нет понимания, а без понимания нет суждения”.

“Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский также высказал ряд советов о развитии логического мышления школьников. Отвечая на вопрос “Как же научить ребёнка умственному труду?”, — Сухомлинский пишет: “Ребёнок мыслит образами, красками, звуками, но это не означает, что он должен остановиться на конкретном мышлении. Образное мышление — необходимый этап для перехода к мышлению понятиями...”.

Теперь попытаемся сравнить мысль Сухомлинского (ребёнок мыслит) с мыслью Ушинского, которая приводится в учебнике “История педагогики”: “Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель (пр.: слова «воспитатель» Ушинский здесь не употребляет)  напрасно и вредно насиловал детскую природу, кто захотел бы её заставить мыслить иначе”.

Сравнили? — Дитя по Ушинскому, а по Сухомлинскому ребёнок мыслят абсолютно одинаково: формами, образами, красками, звуками...
Как мыслит дитя по… Ушинскому, — мы уже знаем. А как мыслим мы сами?

“В процессе мышления мы также не делаем ничего такого, как только комбинируем представления, выдаваемые сознанию памятью”. По Ушинскому процесс мышления, что у дитя, что у взрослого человека совершается в форме представлений. К.Д. Ушинский отмечал: “Мы видим представления (всё в кавычках выделено. К.Д. У.) в определённых формах и красках...” Однако, если одно представление сменяется в нашем сознании другим представлением, и мы не видим общей комбинации этих представлений — это ещё не процесс мышления. “В процессе мышления несколько представлений одновременно (выделено. К.Д. У.) остаются в поле нашего сознания, что и даёт нам возможность делать сравнения, составлять понятия, выводы, суждения и т.д.”, т.е. логически мыслить.


Активное повторение в наглядном обучении
Человек воспроизводит (не сравнивает, не комбинирует, не составляет понятий... а просто воспроизводит) представления, — этот процесс психической деятельности предшествует мышлению. К.Д. Ушинский назвал его активным повторением. Значение активного повторения в обучении огромно. Вот как об этом процессе и его значении в обучении говорил сам великий учитель: “Активное повторение состоит в том, что ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых им прежде представлений”. И здесь же: “Можно исправить в ребёнке замечательную неспособность к учению, приучив его к активному повторению, если он сам ещё не открыл его пользы своим маленьким опытом”.

С чего же начинается процесс обучения ребёнка логическому мышлению, если он мыслит образами? — Я думаю, что с активного повторения, с одновременного представления нескольких образов, с их сравнения и понимания...

Учитель знает: повторение должно быть активным, а не пассивным. “Если ребёнок, повторяя материал, просто открывает учебник и заново прочитывает всё по книжке — это пассивное повторение. Гораздо более высокий результат даёт активное повторение, когда человек пытается сам, никуда не заглядывая, вспомнить материал”. Значит ли это, что учебный материал во время вспоминания в активном повторении просто пересказывается? Или он должен именно представляться в виде каких-то форм, цветов, ощущений и образов различных учебных объектов? У К.Д. Ушинского ребёнок не просто вспоминает и пересказывает учебный материал, он его в активном повторении представляет и самостоятельно учится логически мыслить.


Активное повторение — основная часть метода самогипнотизации Джемса Брэда
Мы видим, что в активном повторении по Ушинскому — ученик текста учебника несколько раз не перечитывает, и не пересказывает. Он воспроизводит словесную информацию в виде представлений. Представление — это воспоминание, воспроизведённое в образах. “Мы видим представления (выделено К.Д. У.) в определённых формах и красках…”.

Человек концентрирует своё внимание на представлении какого-то образа. Что тут особенного? На первый взгляд, ничего особенного и нет, если совсем не знать о существовании методов самогипнотизации организма человека.

 - Очень давно, ещё в 1852 году Джеме Брэд ввел во врачебную практику свой метод, который ускорял процесс возникновения искусственного и управляемого сна, и дал ему название гипноз. С тех пор и навсегда с лёгкой руки Д. Брэда этот специальный термин вошёл в науку и повседневную речь - гипноз, что собственно по-гречески и означает сон.

Главная и основная часть метода Д. Брэда, это так называемая продолжительная фиксация на воображаемом предмете, практически ни чем не отличается от воспроизведения в самом себе следов воспринятых прежде представлений. Я не смог найти особых различий в этих психических процессах. Сходство, — если не брать во внимание вспомогательную часть метода самогипнотизации Д. Брэда, связанную с задержкой дыхания, т.е. с углекислотной токсикоманией, — абсолютное. И более того, в настоящее время уже известно, что “если человеку предложить удерживать внимание на каком-то образе, и он успешно это делает, — то опять же он может погрузиться в гипноз» и без задержки или замедления своего дыхания.

Учителю, если он вдруг решит устранить у школьников “замечательную неспособность к учению” используя в процессе обучения ребёнка простое активное повторение в том виде, в каком его нам представил К.Д. Ушинский, это знать нужно.

А.М. Маслов


В статье использовался  материал  сл. работ:

К.Д. Ушинский, Педагогические сочинения в 6т. — т.5, М.: Педагогика, 1990 г., стр. 353
К.Д. Ушинский, там же, стр. 61
М.И. Буянов, Беседы о детской психиатрии, Москва “Просвещение” 1986г., стр. 3
М.И. Буянов, там же, стр. 192
B.C. Лобзин, М.М. Решетников, “Аутогенная тренировка”, Ленинград “Медицина” 1986г., стр. 157-158
В. Захарченко, “Разговор с электрическим мозгом” (книга для старшеклассника, предисловие и общая редакция академика А.И. Берга), Детская литература, 1965г., стр. 218
Сборник ст. “Азбука нравственности” (составитель - А.И. Алексеева, предисловие - Министра просвещения СССР М.А. Прокофьева), 2-е издание, М.: Молодая гвардия, 1977 г., стр. 242-254
О.А. Андреев, Л.Н. Хромов, Книга для старшеклассника - “Учись быстро читать”, М.: Просвещение, 1991 г., стр. 38
В.Е. Рожнов, “Гипноз и мистика”, М.: Знание, 1973 г., стр. 64
П.И. Буль, “Психотерапия, гипноз и внушения в современной медицине”, Л.: Знание, 1985г., стр. 18.
Л.П. Гримак, “Резервы человеческой психики (Введение в психологию активности)”, М.: Политиздат, 1989 г., стр. 154.
Л.П. Гримак, там же, стр. 250
B.C. Лобзин, М.М. Решетников, “Аутогенная тренировка”, Ленинград “Медицина” 198бг, стр. 157,
Я.Р. Докторский, Аутогенная тренировка, Ставрополь, кн. изд-во, 1978г., стр. 42
А.Д. Гетманова, “Логика”, Москва “Высшая школа” 1986г., стр. 247-250
История педагогики (ред. М.Ф. Шабаевой), М.: Просвещение, 1981г., стр. 176
К.Д. Ушинский, Педагогические сочинения в 6т.-т.5, М.: Педагогика, 1990 г., стр.275
К.Д. Ушинский, там же, стр. 309
К.Д. Ушинский, Педагогические сочинения в бт.- т.6, М.: Педагогика, 1990, стр. 418
К.Д. Ушинский, Педагогические сочинения в бт.- т.5, М.: Педагогика, 1990, стр. 307
К.В. Бардин, “Как научить детей учиться”, М.: Просвещение, 1987, стр.52
Х.М. Алиев, Ключ к себе (Этюды о саморегуляции), Москва “Молодая гвардия”, 1990г., стр.69


Рецензии
А.С. Ромен...Как-то после 1983 года о нём не слышно как будто?
Его "засекретили"? Или что-то случилось?
Никаких ссылок на какие-то работы?
Вы что-то слыхали / читали?

Доктор Хаим Брош   06.03.2025 13:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.