Заморские трофеи на советской службе

Во время Великой Отечественной войны  по ленд-лизу в СССР союзниками поставлялось множество военной техники, в том числе и боевых самолетов. Разными путями попадали к нам американские истребители Р-39 « Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», Р-40 «Киттихаук», английские «Спитфайры» и «Харрикейны», легкие бомбардировщики А-20 «Бостон», В-25 «Митчелл» и английские «Хэмпдены», транспортники С-47, гидросамолеты «Каталина» и другие машины.
Но не было только тяжелых  четырехмоторных, стратегических американских бомбардировщиков В-17 «Флаинг Фортресс», В-24 «Либерейтор», английских « Галифаксов» и «Ланкастеров», в которых отчаянно нуждалась наша дальняя авиация (АДД). Но союзники отказали в их поставках. Советские самолеты Пе-8, превосходившие самолеты союзников по тактико-техническим характеристикам, выпускались буквально десятками и ценились на вес золота. Всю войну основную тяжесть налетов на Германию несли двухмоторные Ил-4 с ограниченным запасом бомб и горючего. Для нужд дальней авиации использовались и B-25 «Митчелл» и даже транспортные Ли-2 и С-47.
Первым «американцем» попавшим в советские ВВС был  бомбардировщик В-24 «Либерейтор», совершивший вынужденную посадку на аэродроме Елизово на Камчатке в 1943 году. Его отремонтировали и перегнали через всю страну в Кратово, на аэродром 45 тяжелобомбардировочной авиадивизии, где начали интенсивно облетывать. Изучение неизвестной машины возглавил знаменитый полярный летчик Э.К. Пусэп, бывший в то время командиром 890 авиаполка, к 1945 году уже 30 летчиков освоили пилотирование
В-24.
С вступлением Красной армии  на территорию Европы, на советские аэродромы стали садиться  самолеты союзников, которым боевые повреждения не позволяли дотянуть до своих. В указанные места  сразу вылетала комиссия инженеров 45 ТБАД для определения технического состояния и возможности их дальнейшего использования .К середине 1945 года на занятой советскими войсками территории Европы было найдено 162 самолета союзников - 146 бомбардировщиков В-17 и В-24,14 истребителей Р-51 «Мустанг»,1 Р-38 «Лайтнинг» и 1 английский бомбардировщик «Галифакс». Из них восемнадцать машин вернули американцам. Остальные пригодные к полетам машины перегонялись на аэродром 45 ТБАД в Балбасово, где ими вооружили два авиаполка. Единственной проблемой стало оттирание и замазывание всякого рода легкомысленных рисунков на фюзеляжах.
После снятия с вооружения Пе-8  в начале 1945 года в дальней авиации образовался вакуум  в тяжелых бомбардировщиках. И тут пригодились «трофейные» В-17 и В-24, уже изученные и хорошо освоенные. По отзывам наших летчиков В-24 «Либерейтор» летал «как утюг», а В-17 имел добрую славу «четырехмоторного У-2» из-за легкости в управлении. Самолеты и оборудование активно изучались нашими инженерами в Казани, где начинали строить советский аналог американского самолета В-29 « Флаинг Суперфортресс»- Ту-4.
Кстати, первые американские В-29 тоже попали к нам после вынужденных посадок на Дальнем Востоке и копировались в Казани по личному указанию И.В.Сталина.
«Летающие крепости» В-17 эксплуатировались  890 авиаполком до лета 1947 года, а последние В-24 можно было встретить в ВВС еще в 1950 году. Они честно отслужили свое, обучив  много советских летчиков.
А советский бомбардировщик Ту-4, сыгравший громадную роль в развитии стратегической авиации СССР, был снят с вооружения в середине 60-х годов прошлого века. Его  даже поставляли в КНР, где он после  модернизации и оснащения турбовинтовыми двигателями от Ан-12 ,продержался  на вооружении до 90-х годов.
(по материалам журнала «Мир авиации»)
 


 


Рецензии
До сих пор весь мир изумляется - и как СССР мог победить?!
Ошибка в том, что запад сравнивает поздний СССР и нынешнюю Россию с той великой Державой. "Тиран Сталин" за 10 лет потом и кровью народа (прежде всего русского) создал мировую Державу. Что бы там не вопили хрущевские троцкисты и нынешние западники, а СССР до 1944 воевал практически в одиночку.
И воевал хорошо, иначе б не разбили обьединенную Гитлером Европу!
Учились на ходу. И перенимали все новое и передовое. И воровали потихоньку и технику , и технологии. А сейчас все кремлядь распродает. И мечтает поскорее смыться в туманный Лондон , где их давно ждут семьи и капиталы!
И потому страна наша будет мучиться и загинаться и дальше, пока в конституции не появится НОВАЯ статья :"ЕСЛИ ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА НЕ БУДЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО УЛУЧШЕНИЯ ЖИЗНИ НАРОДА, ТО ГАРАНТ, МИНИСТРЫ, ДЕПУТАТЫ И ГУБЕРНАТОРЫ ВМЕСТЕ С ОБСЛУГОЙ И СЕМЬЯМИ ДРУЖНО ОТПРАВЛЯЮТСЯ НА СЕВЕРА НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ К КОЛЛЕКТИВНОМУ ТРУДУ С МИНИМАЛЬНОЙ ПЕНСИЕЙ И МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРПЛАТОЙ, БЕЗ ЛЬГОТ И БЕЗ ОХРАНЫ В ЦЕЛЯХ ЭКОНОМИИ!ЛЮБАЯ ПОПЫТКА ПЕРЕСМОТРА ХОТЬ ОДНОЙ БУКВЫ В ДАННОЙ СТАТЬЕ РАСЦЕНИВАЕТСЯ КАК ИЗМЕНА РОДИНЕ И НЕМЕДЛЕННО ПРЕСЕКАЕТСЯ.
Вот тогда следующие кремлевские правители будут думать не о том, как угодить западу (отдать ему все, что он требует) и востоку (продают в Китай электро по рублю за киловатт-час, а с дорогих россиян дерут по три), а том, как повысить минимальную зарплату в РФ, ведь вполне возможно им самим скоро придется на нее жить!! Хотя бы до уровня самых нищих стран Евросоюза типа Эстонии, Латвии и Греции (600 евро - это 24000 руб против нашей в 4500 руб), которые не имеют никаких ресурсов типа трети мировой нефти и газа, титановой долины или половины земных лесов и черноземов!!

Петр Евсегнеев   21.05.2012 10:37     Заявить о нарушении
Полностью согласен.Жаль, только жить в эту пору прекрасную....

Станислав Сахончик   21.05.2012 11:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.