Паломник 24

Паломник24
/продолжение/

- XVIII -
               
                « Священник-это вершина, манящая ввысь и
                дарующая служение всем во имя этого
                восхождения»
                /В.Капункин/
                « От Земли к Небу тропа из слов моих
                о том, что душа счастьем объята,
                как пламенем,
                и счастье сие – Ты, Господи»
                / псалом 14/
                «О, брат мой святой,
                Не жаждущий славы,
                Ты мудрость несёшь до сердец.
                И стих твой простой
                С живительной влагой
                Венчает Алтарный Венец…»
                /из песни/

         Удачным день станет тогда, когда его продолжит не менее прекрасный вечер… А он таковым в сей день и явился, принявший эстафету нежданных чудес и судьбы подарков. Но подарок, завершающий праздник дня, для меня и есть эта вечерняя литургия. То, что происходит здесь на литургии, несравнимо с тем, что я знал в миру. Это духовный праздник, сотворённый собственными силами самих участников, близкими друзьями. И он прекрасен ещё тем, что литургия здесь, на Горе, становится настолько желанной для души, насколько понятной для сердца и разума.
В ней всё Радостно, красиво и понятно. Там, на Горной литургии, хочется петь вместе со всеми участниками, и с жаждой хочется всех обнять и любить… Ибо благостный дух её проникает в самую суть твоего сознания…
Я приятно удивлён, я весь в благостном состоянии!
         Известно, что само понятие «литургия» в древности переводилось, как «общее дело». Т.е., объединение единоверцев в духе веры. И это то таинство, что так тесно объединяет сердца людей, стремящихся дарить себя друг другу в совместном служении Богу. И именно, в едином совместном труде! Искренно внося в само таинство всю свою преданность и любовь Господу. Когда почувствовал всю полноту единения со своими ближними. И когда возымел необычные ощущения, наполнения Силою Духа.
         Конечно же такая литургия совершенно по иному воспринимается её участниками. И каждый чувствуют в ней (на литургии), непосредственным её участником.
Это действительно не то, что можно увидеть, или услышать в миру, там, где монотонность этого великого таинства, от которого приходишь в усталость, почему-то и не радует.
Может быть, такое сравнение совсем грубо и невежественно по отношению к делам церковных служителей. Оно, всего лишь моё примитивное понимание священных таинств. И сейча, мне просто хотелось бы передать те свои ощущения, которые навечно запали мне в душу.
         Потому как я здесь впервые, вступая в преддверие Врат Небесных, в обилии принял на себя столь мощный поток благостных излияний. Который я совершенно реально принял за неведомый мне ранее Дух Святой… Изливающийся из высот мира духовного, где вместе со священником сумел почувствовать всю величину ответственности за это таинство…
         Ведь невольно вникаешь в это действо, каким-то образом входишь в его творчество. И начинаешь понимать, что он лично вносит в это таинство.
Конечно же, заметно, какой эмоционально возвышенный настрой присутствует в его творчестве, имеющий лишь талантливые поэты и композиторы, и присущий ему, священнику. А он устремлён по особому, ведомому только ему таинству, несущему святой замысел Бога. Который должным образом и передаётся, а также и воспринимается всеми участниками литургии через самый процесс её. И от того, насколько чист и высок духовный уровень священника, как Мастера и Маэстро этого таинства, настолько он будет способен вызвать благостное молитвенное состояние каждого участника литургии. Которые смогут в этом празднике всей душой прочувствовать это, воистину возвышенное проявление любви друг к другу, в самой тесной, обоюдной устремлённости к Богу.
               
         Я с уверенностью могу заявить, что именно такие возвышенные ощущения пришлось мне испытать впервые, только здесь на Горе, у Символа Веры. Да, это истинная правда, нигде в миру мне не приходилось ещё испытывать подобных чувств в молитвенном единении с людьми.
Хотя полноты самого таинства, наверное, мне ещё не дано испытать, из-за примитивности, или же из-за стереотипности моего восприятия подобных священных церемоний.
Но позвольте всё же признаться, что сердце моё ощутимым потоком неведомой благодати, наполнялось, будто истосковавшееся по человеческому духовному общению… Где звуки нежного ангельского псалмопения проникновенно вливались в саму глубину души. Как бы завершая эту тайну от Бога…
         Я уверенно присутствовал на литургии с неподдельным чувством, что этот священный процесс на века отложит в душе моей неизгладимый след неисчерпаемой благодати. Словно целительным эликсиром омытый священной водою, и освещенный троекратным благословением, священником Сергеем. Когда я трепетно держа в руках зажженную свечку, с откровенными слезами радости принимал от него первое в моей жизни священное благословение. И я принял этот дар, как возложенную на меня большую ответственность, которую я не имел ещё за всю свою прожитую жизнь. Я всю жизнь ждал этого момента, ибо я принимал на себя особые обязанности, с ответственностью за избранный путь, за судьбы близких мне людей, и за веру мою, которую я постигаю, буду постигать, и которая явит меня в мир совершенно другим человеком…
         Правда было одно обстоятельство, как недоразумение какое-то. В моих руках, как-то неуверенно горела свеча. Так вот она постоянно почему-то гасла. И мне её приходилось всё время зажигать от Надиной свечи. Конечно же, я все это отнес в вину западного (заметьте, Западного) порывистого ветра… И тем не менее, в столь ответственный момент, некоторая не вынужденная грустинка за сей конфуз, как бы омрачила  полноту моей радости...
         По пути в городок, когда мы спускались по тропе, меня распирало любопытство, а как на эту литургию отреагировали мои местные друзья. Какие же впечатления они вынесли с сегодняшнего вечернего таинства? Мне показалось, что Надежда чуть сухо откликнулась на мой вопрос.
         - Сначала нужно до конца самому пережить этот момент, тогда у тебя появится вполне конкретный вопрос, что тебя именно интересует, о каких переживаниях ты ещё хочешь узнать…
И как может быть точен вопрос такой? Если моё желание было таким: услышать то, что я ощущаю сам.
         Возможно моя суета с потухшей свечой мешала Наде серьёзно сосредоточиться на таинство литургии. Когда она несколько раз тщетно пыталась закрыть свои глаза. Может быть и так, но для меня её ответ всё же прозвучал почему-то сухо…
         Я понимаю, что это не кино и не концерт, о котором можно сразу обменяться своими мнениями, но мне все же нетерпелось услышать именно то, что чувствовал я сам в эти минуты. И, наверное, что желал услышать именно такие же ощущения… 
         Другие более охотно высказывали свое мнение, которые очень своеобразно отличались друг от друга. Да, им конечно можно так рассуждать, ведь они могут привести немало примеров других литургий, причем с другими исполнителями, которые по-разному могли заставить их участников прочувствовать всю ответственность ведущего это таинство.
         Потому и считаю, что возможно, кого-то и заинтересует моя точка зрения на этот счет.
Так вот, в любой профессии (думаю, что такое сравнение будет не очень-то грубо) там, где она непосредственно касается общения с людьми, как с их судьбами, так и с их духовным интересом, должны быть присущи самые добрые качества артиста.
Поймите меня правильно, но я полагаю, что эти качества, прежде всего, должны касаться таких профессий, как учителей, врачей, работников искусства, и, конечно же тех, кто посвятил себя непосредственному служению богу, т.е. священников. Потому как без таких дарований просто не обойтись в духовном общении с людьми. Ибо каждый человек ждёт от них, внимательной духовной заботы.
         Правда, священник в моём понимании не профессия. Ибо предназначение его сана предопределено свыше, дабы быть посредником меж Богом и людьми. Где и учитываются его особые человеческие качества, согласно его духовному дарованию, прежде всего, которое присуще только верующему, всецело посвятившему себя служению Богу.
По всему понятно, что он избирается по какому-то особому таинству свыше… Ведь священник, прежде всего должен обладать незаурядными качествами, которые заметно отличают верующего человека, одаренного высоко продвинутой, богатой душой. Что на мой взгляд и есть редкий дар Божий. Ведь именно такой священник способен, не привлекая к себе повышенного внимания, уметь доступно и доходчиво, просто и вдохновенно донести до ищущего, до своей паствы, истинные зерна Божественных знаний и чистую веру. Наглядно показывающий личный пример достойного исполнения законов истины, как и служения Богу и человечеству.
         Ему больше присущи способность, с особым вниманием увидеть скрытую нужду каждого страждущего. Чтобы своевременно оказать ему духовную, а порой и физическую помощь, и суметь дать необходимую подсказку. А если того потребуют обстоятельства, то и оказать целительную помощь.
 И судя по этой литургии, я понял, что он четко должен понимать дух каждого верующего, его мысли, чтобы вовремя поделиться своей святостью, которая, как ни у кого из верующих, исходит из самой глубины души его.
         Когда-то на Руси таких священников относили к ликам святых. Про таких говорили, что: «В глазах простого народа, на протяжении многих веков, подвиги святости служителей Бога, оправдывали и уравновешивали обыденное и греховное, да низменное существование самого народа, служа им защитой от бед и ненастий».
         Но как я понимаю, суть современного священника, как и задача его значительно изменились. В нём я заметил, что-то от апостольского служения Христу. Который по своему предначертанию и является сподвижником Христа, причем с талантом священника без наигранного образа. Т.е., если любой актер входит в свой очередной образ, как бы наигрывая его, сценически отрабатывая. То священник, он как бы выстрадал этот образ, он сформировал его во сути своей. Когда в творчестве его проявляется такой своеобразный священно таинственный экспромт. Что и создаёт его внутренний мир. Ибо все его действия, как в жизни быта, так и на службе в храме, проявлены с неослабевающей любовью, и с неиссякаемой сердечностью. В духе благодати направлены каждому нуждающемуся, кому он служит. А вот это и есть особый дар от Бога. Который и позволяет ему нести свой сан священника с преданной ответственностью и исключительной внимательностью перед Богом и людьми. Где он в полной мере своей без остатка прилагает свои духовные и физические силы во благо ближних и паствы своей.
         
               
         



         Размышляя на эту тему, возможно не совсем скромно как-то вмешиваться в дела священника, давая им субъективную оценку. Меня совсем не любопытство подвигает высказать свое мнение, описывая его здесь. В чём непосредственно присутствует какое-то непонятное для меня ощущение внутреннего влечения к делам его… Ибо до сих пор полагаю, что многие качества священника, если не все, должны быть заложены в каждом постигающем современную веру от Христа. Потому как сама наша душа уже несет эту Божественную святость со всеми присущими ей добрыми человеческими качествами.
         Возможно мое возвышенное состояние и есть результат действия этой литургии, проводимой Сергеем, к которому я проникся самым глубочайшим чувством верующего.
Но ведь это мои первые ощущения, которые я сдержать пока еще не в силах. И которыми я готов делиться с каждым встречным… Хотя со стороны горцев я ощутил какое-то сдержанное отношение к восторженным высказываниям. Правда, в высокой компетентности в подобных вопросах, им отказать никак нельзя. Возможно это связано с тем, чтобы своим чрезмерным любопытством не вызвать каких-то некорректных действий по отношению к тому, что несет сугубо индивидуальный характер священника, проявленный в очередном таинстве. Наверное, горцам такие качества, как азарт и любопытство уже не присуще.
         Это у нас, там в миру, напротив, любая тема доступна для самого горячего (мягко говоря) обсуждения, как впрочем и для любых пересудов. Чем, крайне азартно и пользуются любые службы массовой информации. Причем не имея на то ни каких морально этических прав и нравственных ограничений. Не говоря уж о таком понимании, как проявлении возвышенных эмоций. И как уже стало модно, стараются проявить неприличную грубость и наглую бестактность. Даже по отношению к тем, кто в смирении своём никогда не ответит им тем же.
         Как-то один популярный автор эстрадных юморесок заметил: «Вся история России - есть борьба невежества с несправедливостью».
Сказано конечно едко, но уж очень точно и метко.
Но вот здесь, на Горе я по настоящему могу испытывать неподдельное счастье. И не ощущать на себе этого пресловутого невежества и тотальной несправедливости. Ибо вот эта Земля, Земля Обетованная, и несет саму Святость. Ибо на ней не должно быть человеческих пороков и слабостей. Что так безобразно модно бытует в миру. Здесь такие пороки сгорают, и нет им здесь места! Впрочем, как и должно быть на всей Земле нашей, Матушке.

/продолжение следует/


Рецензии