Невеста льда, Невеста ветра

     Невеста льда, невеста ветра…
Своенравная, прекрасная. Как сам ветер. Она может ласкать твое лицо нежнее матери, а может накинуться порывом, так, что дыхание захватит.
     Этот мир принадлежит ей. Она и есть Мать. Она – Земля и Вода.
     Женщина.
     Даже Ларс фон Триер с его деструктивным «Антихристом» - и тот вышел когда-то из ее чрева. Немыслимо.
     Любой человек является потенциальным Творцом. Однако, в отличие от мужчины, женщина практически всегда реализует свой потенциал. Она созидает самое чудесное в мире, - Жизнь.
      Когда же творческий потенциал слишком велик, когда он превышает все нормы, предусмотренные природой, тогда…
      А что случается тогда?
      Психологическая драма британского режиссера Полли Стил, называющаяся «Лина: невеста льда» ( в русском прокате – «Ледяная невеста»), оказалась для меня одним из немногих открытий, той самой жемчужиной, изысканным лакомством, редким и безумно дорогим. Вечным.
      Она рассказывает нам о молодой девушке двадцати четырех лет, по имени Лина, работающей в обычной забегаловке.
      Лина – дитя восьмидесятых, живущая одним днем. Свобода и красота – все, что есть у нее за душой. Она уверена, что способна перевернуть мир, раскрасить его всеми цветами радуги, но амбиции – не для нее. Она живет, наслаждаясь каждой минутой своего земного существования.
      …Не все так просто.
      Отношения с отцом, одержимым при жизни загадочной Альмой Шиндлер, еще в детстве наложили на Лину своеобразный отпечаток.
      Реально существовавшая австрийская деятельница искусства и литературы, известная личность на культурной сцене первой половины XX века Альма Малер-Верфель была спутницей жизни многих творческих людей: композиторов Густава Малера и Александра фон Цемлинского, художника Оскара Кокошки, архитектора Вальтера Гропиуса, писателя Франца Верфеля и многих, многих других.
      Ее называли музой и исчадием ада, роковой женщиной и символическим образом культурной истории Европы.
      Лина, - возможно, единственная из ныне живущих, - страдает специфическим «синдромом Альмы Шиндлер». Она творческий человек и сама тянется к творческим мужчинам. Она считает себя музой. Она искренне верит в это, а потому – музой и является. Страстная и своенравная, она врывается в жизни рок-музыканта, немолодого писателя и светского фотографа. Фееричная, гордая, теплая, родная – она дарит этим мужчинам частицу своей светлой души и феноменальный успех, а порой и любовь.
      Да, она невеста ветра, но назвать ее ветреной язык не поворачивается. Она просто щедра – как Мать, как Женщина, как сама Природа. Она любит искусство во всех его проявлениях.
      Кто ее осудит?
     Она непостоянна. Она мечется между светом и тьмой, небом и землей. Она ищет себя каждую минуту. Она юна и недостаточно мудра.
      Разве это ее остановит?
      Наверняка, каждый писатель или музыкант втайне мечтает о такой девушке. Посланнице из другого, более прекрасного мира. Милой, очаровательной вдохновительнице, которая подарит сотни бессонных ночей, полных любви и искусства.
     А есть только одна. Лина. Настоящая.
     Не задумываясь и не оглядываясь, она раздаривает себя, отдавая абсолютно все, не оставляя ничего. Ей не жалко. Успех любимых – лучшая награда для нее.
     Но. Когда эйфория заканчивается, быт и повседневность нарушают привычный ход времени, а искусство оказывается маской, скрывающей обычное красное мясо, наступает час расплаты. Жестокой и несправедливой.
     В первом случае это измена. Далее – изнасилование, а потом и вовсе лютая ненависть. Уступив плотским слабостям, Лина теряет ребенка – плод странной и порой неестественной любви трех мужчин, щедро одаренных ею, но по иронии судьбы ставших самыми жестокими ее карателями. Мучителями, распявшими ее на кресте.
     Фильм произвел на меня удивительное впечатление. Будучи, если можно так выразиться, творческим человеком, я попытался представить себя на месте любого их этих троих «деятелей искусства».
     И ужаснулся.
     Когда осознание собственной несостоятельности и зависимости от «музы» проникает в ваш мозг, любви уже нет места. И это страшно. Страшнее, чем нож, вонзенный Дорианом Греем в сердце Бэзила Холлуорда.
     «Невеста льда» поражает визуальной красотой. Странный, ни с чем несравнимый жанр. На первый взгляд это художественный фильм. Однако режиссер часто использует приемы документальной и псевдо документальной съемки, что нисколько не портит общее впечатление, но придает картине невероятную реалистичность.
     Отдельная похвала и низкий поклон – исполнительнице главной роли, итальянской актрисе Валентине Черви. Есть такое понятие, - фильм одного актера. «Невеста льда» - как раз из этой категории.
     Валентина потрясает до глубины души. Все крупные планы, каждый жест, улыбка, пронзительный взгляд зеленых глаз – все передано настолько точно и живо, что даже немного пугает. Она с ювелирной точностью рисует Лину, - растерянного взрослого ребенка со своими «тараканами» в голове. Нормальную современную девушку с допустимыми и незаметными глазу отклонениями в психике. Ту, что называют "Музой".
     Если Альму Шиндлер лично я считаю довольно сомнительной личностью, то гениальная итальянская красавица почти влюбила меня в свою героиню.
     Безусловно, фильм должен был называться «Невеста ветра». К сожалению, биографический фильм об Альме Малер с этим названием снял в 2001 году австралийский режиссёр Брюс Бересфорд.
     …В конце концов, Лина осознала, что «для того, чтобы отдать часть себя кому-то, нужно прежде всего самой обрести целостность».
     Сдается мне, она ее обрела. Она сильная девочка. Но вот подарит ли она себя кому-то еще?..
     Я бы не хотел для нее подобной участи.

Роман Макарoff                29.04.10
    


Рецензии
Здравствуй Роман.

Так классно написал, я хоть и не смотрел, но точно знаю, что теперь увижу.

Ты знаешь, критика должна быть именно такой, ты прирождённый критик.

Читается прекрасно. С уваженем...

Владимир Рысинов   03.07.2010 16:29     Заявить о нарушении
Здравствуй, Владимир! Рад тебя видеть!)
Критик - это сильно сказано) Задача критика - сжечь, растоптать и уничтожить)) Я всего лишь делюсь впечатлениями от увиденного и услышанного - того, что особенно понравилось) А если не понравилось, то смысл писать? Вот это занятие как раз для критиков)
С уважением,

Роман Макаров   03.07.2010 17:28   Заявить о нарушении
Наполовину полная бутылка, или наполовину пустая, зависит всё от взгляда и от глядящего.

Да, почему-то у нас все критики (традиционно) убийцы, но я надеюсь, что придут когда-то и солнечные критики, после которых так захочется писать, снимать, изображать...

Возможно, что свободна эта ниша, непаханная целина.

Скорее с плугом на поля... С уважением...

Владимир Рысинов   03.07.2010 18:48   Заявить о нарушении
Есть такое замечательное высказывание: "Мы так любим критиковать, что теряем способность ценить поистине прекрасные творения."

Роман Макаров   03.07.2010 18:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.