Лучшая защита от радиации
Записки туристического агента
По мотивам
www.proza.ru/2010/04/15/43
Весна 1986 г. Юрий в то время работал в туристическом агентстве. Экскурсий хватало на «маститых» постоянных работников, а он… Он был «новенький» и только создавал себя на новом поприще.
Тем временем оказалось, что, хоть что-то, заработать можно на менее престижной, но, все-таки, работе руководителя группы. Сопровождаешь группу, работа не очень «пыльная»… Следи, чтоб никто не отстал в дороге, чтоб не было неприятностей, чтоб «овцы были целы и волки – сыты»… Правда, нужно было мотаться по весям Украины и Белоруссии…А еще можно было есть и спать «за казенный счет»
В этой работе были и другие прелести, которые выражались в том, что он в конце недели оказывался вне дома… Это, в то время, было самым лучшим решением, потому что его отношения с женой были, мягко говоря, не совсем радужными…
Словом, ему это, в тот момент, было «на руку»…
Дня за два он получил разнарядку на трехдневную экскурсию по маршруту «Винница – Бобруйск – Минск - Винница» и стал готовиться к поездке… Впрочем, в этой поездке не было ничего удивительного: он собирал сумку с вещами, бросал блокнот с записями, садился в автобус и ехал брать группу…
Потом они погружаются в автобус. В багажное отделение складывается бесконечное количество сумок, ящиков и пакетов со снедью и, конечно, выпивкой. Какой отдых без хорошей «закуси» после обильных, «возлияний»?!! Всего этого должно, кажется, хватить на целых три дня путешествий, но, если и не хватит, то тоже не беда… «Не в лесу ведь…»
В тот день, 30 апреля, он должен был сопровождать группу работников вагоноремонтного завода одного из небольших украинских городков. То был городок, где, чуть ли не каждый первый был связан с железнодорожным транспортом… Даже учителя местной школы, которая, почему-то, называлась «железнодорожной» и персонал местной больницы (которая, к слову, тоже относилась к Юго-западной железной дороге), тоже не были исключением…
Настроение у «экипажа машины боевой» - двух водителей автобуса ЛАЗ-Турист и у руководителя группы было отменным и они, поздоровавшись и обменявшись обычными шутками, начали свой трехдневный «марафон»…
Когда группа погрузилась в автобус, «старшой», мужчина представительского вида и приятной наружности, больше схожий на районного партийного секретаря, чем на рабочего, отозвал руководителя группы «на пару слов». Он, совершенно прямо и без всяких вступлений, дал понять, что «ребята тут, того, маленько хотят отдохнуть… А какой отдых, без того, чтобы «заложить за воротник», ну, и понимаешь, «закусон» просто мировой… Так что, присоединяйся, и ребят-водителей не забудем…»
Прекрасно понимая, что «плетью обуха не перешибешь», он понимающе кивнул и сказал только одну фразу: «Все должно быть культурно…», что означало: «Только без мордобоя и милиции…»
«Старшой» понимающе кивнул, и его глаза вспыхнули ярким светом «предвкушения радости»…
Не прошло и двух часов пути, как поступила просьба «остановиться на привал»… Все вышли, несколько женщин из состава группы мигом «сообразили разложить поляну», уставленную всякими разносолами домашнего приготовления, среди которых нетерпеливо стоял «караул» водочных бутылок…
После достаточно длительного застолья, во время которого звучало немало шуток-прибауток, группа благополучно погрузилась в автобус и продолжила свой путь. Часть экскурсантов, откровенно храпела, другая часть с тоской слушала рассказ групповода о достопримечательностях «богатой недрами и талантами украинской земле». Вероятно, они предвкушали следующую остановку на живописной лесной поляне.
Как только автобус приблизился к границе между Украинской ССР и Белоруссией, их автобус остановил наряд милиции из двух стражей порядка. Невысокий и тонкий, словно тростинка, младший сержант, почти сгибался под тяжестью огромного, будто чемодан, ящика, который висел у него на плече. В руке он держал какой-то прибор, больше схожий на микрофон, который соединялся с ящиком проводом. Поступила просьба всем выйти из автобуса. Затем младший сержант обошел автобус со всех сторон, тыкая в колеса «микрофоном». Не прошло и пяти минут, как водители получили новую инструкцию: отогнать автобус в сторону на мойку неподалеку. Несколько дюжих парней в прорезиненных фартуках и таких же сапогах обдавали колеса авитобуса струями воды из шлангов. А вода растекалась в разные стороны…
Люди, которые еще не совсем протрезвели, удивленно смотрели на это все, но здоровый инстинкт и, на сей раз, взял гору. Один из рабочих предложил «старшому» воспользоваться паузой… Тот, с радостью, согласился… Милиционеры, с явной тоской, смотрели в сторону отдыхающих неподалеку, как бы, ожидая, что и им «поднесут». Так, в общем-то, и произошло. «Поломавшись для проформы» минуту-другую, они приняли «на грудь» по граненому стакану «белоголовой». «Крякнув» от удовольствия, они закусили и удалились работать…
На определенных участках, (обычно, на въездах в населенные пункты) нас снова и снова останавливали, вновь проверяли и мыли колеса…
Добравшись до гостиницы в Бобруйске, уставшие экскурсанты разместились в номерах и, вскоре, погрузились в глубокий сон. Только в номере водителей еще долго были слышны разговоры и смех…
На следующее утро начался тот самый «экскурсионный день», который включал в себя переезд в Хатынь (помните книгу Алеся Адамовича «Я из сожженной деревни»?), а, по дороге, была обзорная экскурсия по Минску. В тот день, вдруг, начался ливень… Да такой, что те, кто были на улице, мгновенно промокли до нитки… Он оказался одним из них…
Потом они возвратились…
А на следующей неделе он поехал все по тому же маршруту с другой группой…Ведь это уже было преддверие Дня Победы...
Вернувшись из тех мест во второй раз, он, почему-то, «набрался наглости» и направился в радиологическое отделение областной больницы. Там его приняли, на удивление, холодно. Вместо элементарного медосмотра ему холодно задали только ОДИН вопрос: «Вы были в Чернобыле?»
Когда же он ответил отрицательно, то ему просто вежливо указали на дверь…
* Всем, кто участвовал в ликвидации последствий Чернобыльской трагедии, посвящается...
Свидетельство о публикации №210042901595
Чернобыль - наша боль, да если бы только Чернобль.
Здесь не могу назвать области, но в них столько грязи
до сих пор, а убирают ее пенсионеры, которым за 70 лет.
Мне хороша знакома эта картина)))
Спасибо!
Анна Яблонна 30.04.2010 08:03 Заявить о нарушении