С днем рождения, готика!

Трудно поверить, но, вышедшее из пучины времени, готическое искусство, зародившееся во Франции и распространившееся по всей Европе, имеет не только место, но и точную дату своего рождения. 
Произошло это 875 лет тому назад, 14 июля 1140 года во Франции, когда по указу фаворита короля аббата Сюже, настоятеля аббатства Сен-Дени, что на севере от Парижа, началась перестройка монастырской церкви с использованием новых архитектурных приёмов.

Многие согласятся, что готика, справедливо считающаяся, прежде всего, искусством зодчих, является главным достоянием культуры, доставшимся нам от Средневековья.
Готика была отнюдь не единственным стилем той эпохи, а лишь последним, завершающим. Шпили ее, храмов, украшенные фантастическим каменным кружевом резьбы, взметнулись ввысь и расцвели драгоценным сиянием витражей по всей католической Европе уже в XII столетии, однако особое место в истории готического искусства заняли Франция, Англия и Германия. Франция стала родиной готики.
За первые 100 лет во Франции было создано около 150 сооружений в новом стиле, названным позднее готическим.
В Англии готика стала национальным стилем, где постоянно возвращались к ее формам и преобразовывали их.
Германии же, благодаря ее романтикам, удалось вернуть готическое искусство из забвения, открыть миру его красоту.
Термин «готика» сначала использовался в качестве бранного, он произошёл от итал. gotico -непривычный, варварский (к историческим готам этот стиль отношения не имеет).

Понятие «готики» в современном смысле впервые применил Джорджо Вазари для того,
чтобы отделить эпоху Средневековья от Ренессанса.
Современными французскими историками Жаком де Майе и Инге Оттом была выдвинута гипотеза, что вдохновителями идей готических соборов были тамплиеры (фр. templiers от «temple» - храм, «храмовники») – члены духовно-рыцарского ордена, основанного в Святой земле в 1119 году.
Утверждается, что менее чем за 100 лет тамплиеры построили 80 больших соборов и 70 храмов поменьше.
Основной вопрос, откуда тамплиеры брали огромные суммы, необходимые для строительства готического собора? Ведь лишь один отдельный витражный мотив (в соборе в среднем их было около 2-х тысяч) стоил в среднем от 15 до 23 ливров.
Для сравнения: дом мясника на улице Саблон в Париже в 1235 году стоил 15 парижских ливров; дом богача на Малом мосту в 1254 году - 900 ливров.
Правда, история о тамплиерах - создателях готики хоть и интересная, но она только гипотеза.
С конца XII века в городах, освободившихся от власти сеньоров, сооружались торговые помещения, ратуши, но главным украшением города был собор, который сооружали десятки, а иногда даже сотни лет.
В средние века власть церкви была так велика, что даже короли вынуждены были подчиняться ей. Религия требовала от человека отрешения от всего земного, ибо он должен был думать только о боге. И люди стали возводить храмы невиданной ранее архитектуры, поражавшие воображение людей, внушавшие им мысль о святости церкви.
Вместе с ратушей, это был центр всей общественной жизни города. Если ратуша являлась центром деловой деятельности, то в соборе, кроме богослужения происходили официальные светские мероприятия, театральные представления, читались университетские лекции.
Многие городские храмы были так велики, что даже все население города не могло их полностью заполнить.

В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом был неповторим. С каждой точки обзора собор смотрится по-новому.
Готические храмы не только высоки (высота башен иногда более 150 метров), но и очень протяженны (Шартрский собор имеет в длину 130 метра).
Громадины храмов словно сотканы из каменных кружев, они кажутся лёгкими и прозрачными из-за множества больших и малых окон.
Крутые скаты крыш, стрельчатые арки, высокие башни, увенчанные тонкими шпилями, - все создаёт впечатление стремительного порыва в высь.
Готическая архитектура в основе своей имеет каркас из столбов (пучка колонн) с опирающимися на них стрельчатыми арками и сводами. Именно эти остроконечные арки – нервюры - стали открытием архитекторов готического периода. Они позволили расширить и облегчить систему сводов.
Однако, опираясь только с двух сторон на пучки столбов, нервюры требовали укрепления. Для этого была создана система бокового распора, состоящая из могучих столбов – контрфорсов (фр. contre force - «противодействующая сила») и перекидных арок к ним – аркбутанов.
Каркасная система позволила избавиться от массивных наружных стен. Пространство между контрфорсами стали заполнять сквозными галереями со статуями, аркадами, огромными окнами - витражами.

В основе плана готического собора - базилика (строение прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа различных по высоте нефов) в форме креста.
На главной оси располагаются нефы (по нем. Schiff – «корабль»): один главный, самый высокий, и 2 или 4 боковых.  Ближе к восточной части собора нефы пересекал трансепт (лат. trans «за» и лат. septum «ограда») — поперечный неф, пересекающий под прямым углом главный неф и выступающий концами из общей массы сооружения.

Всё убранство собора в целом мыслилось с целью показывать простым людям, не умеющим читать, во что они должны верить.  В каждом храме преобладает своя идея: Нотр-Дам посвящён Богоматери, Амьенский – мессианству (в ряде религий вера в пришествие мессии), Реймский – французским королям, в Лане – наукам и свободным искусствам.
Место стенных росписей в готических храмах заняли витражи. По разнообразию тематики витражи готического собора соперничали со скульптурой, которой в готических храмах тоже было множество.
Помимо композиций на библейские и евангельские сюжеты на них помещались эпизоды из легенд о святых, изображения исторических событий, назидательных притч, украшающих храмы мастеров.
Считалось, что цветом готики является фиолетовый – цвет молитвы и мистического устремления души, как соединение красного цвета крови и синего цвета неба.
Синий цвет считался также символом верности. Поэтому в витражах преобладали красные, синие и фиолетовые краски. Основной декор собора сосредотачивался на его фасаде, в центре которого, обычно, находится круглое витражное окно – «готическая роза».
Это символ Богоматери - "розы без шипов", символ вечной любви, побеждающей смерть.
 
Но не надо думать, что готика как живое искусство ушло в небытие. В XVIII и XIX веках появился художественный стиль, заимствовавший формы и традиции готики – «неоготика». Зародилась неоготика в Великобритании, но получила распространение и в континентальной Европе, и даже в Америке.
Самый выдающийся образец неоготики - здание Британского парламента в Лондоне.
Неоготика в архитектуре органично вписалась и в модерн, где нашла свою нишу.
В континентальной Европе распространение неоготики началось именно с Германии. 
Под влиянием идей историзма, особенно - после буржуазно-демократических революций 1848-1849 годов, немцы с особым усердием занимались завершением средневековых готических «долгостроев», например, Кёльнского и Ульмского храмов, восстановлением и воспеванием в творчестве поэтов-романтиков древних развалин (Гейдельбергский замок и рейнские крепости), или возведением новых сооружений - собственно в стиле неоготики (например, Новая ратуша в Мюнхене).
И снова готика вдохновляла мастеров на создание уникальных шедевров, но теперь уже на новом этапе развития. Действительно, искусство –  это история без конца!
               


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.