Ноев Ковчег и культура прямого высказывания

Прочитал по ссылке на одном сайте заметку
http://exlibris.ng.ru/person/2010-04-29/2_martynov.html , в которой эстетствующий сектант недоумевает, почему чахоточный опыт нарисованного Малевичем конца культуры и истории (черный квадрат), не ставится во главу угла как иконка, не рассматривается как деталь Ноева Ковчега. Они-де пафосно и эпатажно сводили все к абсурду, из сил выбивались, так что после них, венцов культуры, казалось бы, только потоп, а тут оказывается, что прямое высказывание все еще в цене и имеет какой-никакой спрос.

Хорош, однако, Ковчег: нарисованная Малевичем бездна или их собственный полный не интересных условностей позднесоветский авангардизм, устаревший и никчемный. Сводить к абсурду нужно только зло, а не все, чем живет и дышит человек. Вот урок ХХ века: Ковчег Малевича утонул, а его обломки даны нам в назидание.

Ведь жизнь по-прежнему изобилует реальными безднами, по-прежнему в цене добродетели в их исконном смысле, а значит прямое высказывание, т.е., попросту говоря, честное слово - данное конкретным человеком, который сам за него ручается, остается в цене. И так будет всегда, пока мир стоит. Не хотелось бы играть словами, но я уверен, что именно отсутствие культуры прямого высказывания, зачастую сводящегося к матерной брани при чтении подобных опусов, и есть тот упрек, который бы стоило бросить современной культуре.

Я убежден, что возможность прямого высказывания и прямого услышивания спасла бы кое-кого отчаявшегося от губительного прямого действия. И это тоже прерогатива культуры, которой не хватает. В современных условиях, когда уже нет на "командных постах" и в традиционных культурных брендах правильных ориентиров, когда господствуют в печати самые жалкие представления, каждый может сделать только одно: противопоставить этой фанере адекватное прямое высказывание, которое должно отозваться в сердцах тех немногих, кому оно адресовано. И если верить, что Бог в сердце каждого, то постепенно из этого беспорядочного конгломерата кристаллизуется новая культура, в ней рано или поздно снова заведутся паразиты абсурдизма, все съедят, а потом цикл повторится - трава снова вырастет на могилке.


Рецензии